Lt304888.ru

Туристические услуги

Абуладзе, Тенгиз Евгеньевич

16-10-2023

Тенгиз Абуладзе
თენგიზ აბულაძე
Имя при рождении:

Тенгиз Евгеньевич Абуладзе

Дата рождения:

31 января 1924(1924-01-31)

Место рождения:

Кутаиси, Грузинская ССР, ЗСФСР, СССР

Дата смерти:

6 марта 1994(1994-03-06) (70 лет)

Место смерти:

Тбилиси, Грузия

Гражданство:

 СССР Грузия

Профессия:

кинорежиссёр, сценарист, театральный педагог

Карьера:

19561988

Награды:
IMDb:

ID 0002156

Тенги́з Евге́ньевич Абула́дзе (груз. თენგიზ აბულაძე; 1924, Кутаиси — 1994, Тбилиси) — грузинский кинорежиссёр, педагог. Народный артист СССР (1980).[1][2]

Содержание

Биография

Молодость и первые фильмы

Тенгиз Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси и окончил железнодорожный техникум. Затем он поступил в Тбилисский театральный институт, где его преподавателем был Георгий Товстоногов[3]. Потом Абуладзе поступил во ВГИК, который окончил в 1953 году (мастерская Сергея Юткевича[2]). Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижёре Дмитрии Аракишвили[4].

В 1956 году Абуладзе и его друг Резо Чхеидзе сняли фильм «Лурджа Магданы» по рассказу Екатерины Габашвили. Фильм рассказывает об осле, которого бросил умирать богатый и жестокий владелец и выходили дети бедной вдовы. Для фильма Абуладзе изменил конец рассказа: если в рассказе после того, как богач заявляет претензии на осла, судья выносит справедливое решение в пользу вдовы, то в фильме подкупленный судья присуждает осла богачу. Абуладзе объяснял, что ему было необходимо показать драму, а не святочную историю[5]. Фильм был удостоен специального упоминания на конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля, став первой за долгое время советской картиной, получившей приз на крупном западном кинофестивале[6][7].

Фильмы начала 1960-х

Вторая работа режиссёра — бытовая драма «Чужие дети» — была создана под впечатлением от газетного очерка, опубликованного в «Комсомольской правде», при этом Абуладзе перенёс события в Грузию. Советские критики упрекали фильм в подражании итальянскому неореализму. Современные биографы Абуладзе отмечают влияние неореалистов, а также наследовавших им Антониони и Феллини, но одновременно говорят и о собственном поэтическом языке режиссёра[8][9].

В 1963 году Абуладзе поставил «грустную комедию» «Я, бабушка, Илико и Илларион» — экранизацию одноимённого романа Нодара Думбадзе. Фильм вышел в широкий прокат и принёс режиссёру всесоюзную популярность[10]. Михаил Ромм высоко оценил фильм, отметив одновременное сочетание в картине юмора и философии грузинского народа и драматического эпизода отъезда на фронт жителей села[11].

В 1960-х Абуладзе замыслил фильм о грузинском художнике Нико Пиросмани. В главной роли он видел Серго Закариадзе. Абуладзе обращался за санкцией на съёмки фильма в Госкино, но не получил разрешения[8].

«Мольба» и «Древо желания»

В 1967 году Абуладзе закончил фильм «Мольба» по произведениям Важи-Пшавела. В нём он соединил сюжеты о кровной вражде хевсуров и кистинов, притчу о столкновении Добра (Девы) и Зла, олицетворяемого духом Мацилом, и философские интермедии. Абуладзе считал «Мольбу» своим главным творением, обобщившим на философском уровне и содержание двух последующих фильмов трилогии — «Древа желания» и «Покаяния»[12]. «Мольба» почти не демонстрировалась в кинотеатрах в СССР, но в 1973 году получила Гран-при кинофестиваля в Сан-Ремо[13].

С 1974 года Абуладзе преподавал в Тбилисском театральном институте. В 1977 году он закончил работу над фильмом «Древо желания» по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Фильм повествует о судьбе двух влюблённых в грузинской деревне начала XX века, юноши Гедиа и девушки Мариты. Деревенский старейшины хотят выдать Мариту за богача, и когда они застигают влюблённых вместе, то подвергают Мариту поношению, провезя её через деревню на осле и забросав грязью. И Гедиа, и Марита гибнут. Фильм принёс Абуладзе успех и в СССР, и за рубежом, был показан на фестивалях. Иностранные обозреватели отмечали богатую цветовую гамму, мастерское переплетение сюжетных линий и шекспировский пафос истории Гедиа и Мариты[14].

В 1978 году, возвращаясь из Еревана с показа «Древа желания», Абуладзе попал в автокатастрофу. Его шофёр погиб, а сам Абуладзе получил тяжёлые травмы и несколько месяцев лечился. В том же году вступил в КПСС.

«Покаяние»

Самым значительным произведением Абуладзе стал фильм «Покаяние». «Покаяние» было снято в 1984 году, но легло «на полку». В конце 1986 года во многом благодаря личным усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова состоялся закрытый показ «Покаяния» в Доме кино[15], в начале следующего года картина вышла в широкий прокат[16]. Демонстрация «Покаяния» стала знаковым явлением кампании по развенчанию культа личности Сталина в Перестройку[2].

В центре повествования история вымышленного диктатора Варлама Аравидзе и художника Сандро Баратели. Абуладзе придал Варламу узнаваемые черты Гитлера, Муссолини и Берии. После смерти Аравидзе Кетеван, дочь Сандро Баратели, погибшего в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях.

Абуладзе стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях, но в первую очередь об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру[17]. В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе — сына Варлама, который оберегает прошлое. По замыслу режиссёра, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние. Такое покаяние переживает молодой сын Авеля Торнике, который кончает с собой, узнав правду о своём деде[18].

В последние годы жизни Абуладзе не снимал кино. Он умер 6 марта 1994 года в Тбилиси. Похоронен в Дидубийском пантеоне.

Характеристика творчества

Работы Абуладзе отличало сочетание общефилософской проблематики и национальных грузинских мотивов[10] (многие его фильмы — экранизация грузинской литературы). За яркость и выразительность образов его картины сравнивались с произведениями Нико Пиросмани и Питера Брейгеля[19][20].

Маргарита Кваснецкая отмечает две переходящих черты фильмов Абуладзе. Первая — это женский образ, олицетворяющий абсолютное добро и гибнущий, но при этом одерживающий нравственную победу. Это Марита в «Древе желания», Нино Баратели в «Покаянии» и Дева в «Мольбе». Вторая — образ дороги как символа жизни, пути к познанию. В «Ожерелье для моей любимой» главный герой странствует, в «Лурдже Магданы» дорога неразрывно связана с судьбой ослика, в «Древе желания» Марита держит свой крестный путь по разбитой непогодой дороге. В «Покаянии» почти всё действие проходит в закрытом пространстве, однако в эпилоге героиня Верико Анджапаридзе задаёт знаменитый вопрос «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?»[21].

Фильмография

Награды и звания

Примечания

  1. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 2 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
  2. 1 2 3 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. Кваснецкая, 2009, с. 9
  4. Кваснецкая, 2009, с. 12
  5. Кваснецкая, 2009, с. 17—18
  6. Кваснецкая, 2009, с. 22
  7. Абуладзе. http://art.1september.ru (2004). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 3 января 2011.
  8. 1 2 Кваснецкая, 2009, с. 56—60
  9. Тенгиз Абуладзе: поэзия цвета и тоски. cinematheque.ru (31 января 2009). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 1 января 2011.
  10. ↑ Абуладзе, Тенгиз Евгеньевич в энциклопедии «Кругосвет»
  11. Кваснецкая, 2009, с. 40—41
  12. Кваснецкая, 2009, с. 63
  13. Кваснецкая, 2009, с. 65—67
  14. Кваснецкая, 2009, с. 127—129
  15. Кваснецкая, 2009, с. 143
  16. Прощание с мифами. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 1 января 2011.
  17. Marsh, R. Literature, history and identity in post-Soviet Russia, 1991-2006. — Peter Lang, 2007. — P. 173. — 594 p. — ISBN 9783039110698
  18. Кваснецкая, 2009, с. 185—186
  19. Кваснецкая, 2009, с. 127—130
  20. Preparativos del festival de cine de Barcelona // ABC. — 21 июля 1978 года. — С. 58.
  21. Кваснецкая, 2009, с. 118—119

Литература

  • Кваснецкая, М. Г. Тенгиз Абуладзе. Путь к «Покаянию». — М.: Культурная революция, 2009. — 200 с. — ISBN 9785250060516

Ссылки

  • Тенгиз Абуладзе  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Тенгиз Абуладзе на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • "Двадцать лет без покаяния": Дискуссия, посвященная 20-летию фильма Тенгиза Абуладзе // Искусство кино. — 2004. — № 11.

(1987)

(1987)

Абуладзе, Тенгиз Евгеньевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01