Lt304888.ru

Туристические услуги

Аревахач

17-10-2023

Аревахач
Один из видов аревахача на стенах древнеармянского города Ани

Аревахач (арм. Արևախաչ, то есть «Солнечный крест») также Кер хач (арм. Կեռ խաչ, «Кривой крест»), Хач патеразмин (арм. Խաչ պատերազմին, «Крест войны»), в некоторых источниках также упоминается как Армянская свастика — один из традиционных древних армянских символов, своеобразный вид свастики. Самые ранние изображения свастики в Армении относятся к неолиту периода человеческой культурной эволюции (приблизительно 7000-5000 до н. э.)[1]. Главным значением аревахача является Солнце, а отсюда и свет, движение жизни, благополучия, радости, вечности и удачи.

Аревахач в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей (языческий аревахач как и многие другие армянские традиции «влился» в христианство) и домов[1].

Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина букв армянского алфавита являются модифицированной формой аревахача — армянской свастики[1].

Содержание

Названия

В основе аревахача лежит четырёхконечнйы знак +. На боковых сторонах у знака отсутствуют прямые углы, в связи с чем его также называют Кер хач, букв. «кривой крест». В период солнцепоклонничества в Армении этот знак был символом солнца, от которого и произошло одно из его названий — аревахач, букв. «солнечный крест». В армянском народном эпосе «Давид Сасунский» знак получил название Хач патеразмин, то есть «военный крест», «крест войны», будучи символом борьбы армян с захватчиками.

Кер хач, то есть кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом. Вращение кривого креста в правую сторону символизирует жизнь-смерть-жизнь, то есть бескончность, как и вращение а в левую сторону — смерть-жизнь-смерть.

Виды аревахача

3-лучевой

4-лучевой

5-лучевой

5-лучевой аревахач показывает человека в стоячем состоянии с распростёртыми руками и ногами. Во время движения человека, движение его правой ноги совпадает с движением левой руки, а движение левой ноги — с правой рукой. Это природный закон, который управляет верхней оконечностью 5-конечного аревахача.

Кроме верхней оконечности правые и левые оконечности показывают движение энергетических потоков человек (не путать с семью центрами энергеии — чакрой).

5 лучей символизируют 5 способностей человека: слух, зрение, вкус, запах, осязание (остальные относятся к внутренней, духовной стороне). Они же олицетворяют количество пальцев на каждой руке и ноге человека. 5 лучей — это также пять частей света, заселённых людьми. Верхний луч пятиконечного аревахача принимает энергию символизирует космические волны. Если провести медиану от вершины пятиконечного аревахача, то можно получить ровно две части человека — правую и левую. Серединой линии является пуп.

Медиана 5-лучевого аревахача имеет пять углов. Эта медиана является лицом человека. Каждая часть внешнего анатомического строения человека заключается в этой форме.

6-лучевой

6-лучевой аревахач на кресте, Армянское Ваганьковское кладбище

7-лучевой

8-лучевой

8-лучевой аревахач на карабахской медали «Благодарность»

Аревахач в христианстве

Хачкар во дворе церкви Нор Эчмиадзин, на котором изображён 9-лучевой символ вечности

Поесле принятия христианства в 301 году Великой Арменией, аревахач как один из главных символов язычества получил своё дальнейшее развитие в качестве христианского символа (таким же образом из «христианизировались» некоторые армянские языческие праздники, такие как Вардавар и Трндез, языческие имена и т. д.). Аревахач, или армянский символ вечности стал неотъемлемой частью армянской христианской архитектуры. Его стали изображать на стенах церквей, монастырей. Аревахач стал неотъемлемой частью хачкаров — армянских камней-крестов. Практически в каждом хачкаре можно найти различные вариации данного символа.

Аревахач в наши дни

Аревахач как символ хетанизма

Сегодня аревахач является одним из символов армянского народа в целом. Помимо прочего, его используют как основной символ последователи хетанизма — армянского неоязычества (см. также армянское язычество).

См. также

Ссылки

  • The Armenian Origins of Swastika  (англ.)

Примечания

  1. ↑ The Armenian Origins of Swastika

Литература

  • Шагинян А. H. Армянские хачкары (крестные камни) и их надписи (IX—XIII вв.). Автореф. канд. дис. Ереван, 1970.
  • Рубен Егиазарян «Кельтский символ и армянская традиция». — Ереван: «Ясон», 2005. — С. 256. — ISBN 99930-934-2-4
  • Артак Мовсисян. «Армения в третьем тысячелетии до Христа (согласно письменным источникам)» = «Հայաստանը Քրիստոսից առաջ Երրորդ հազարամյակում (ըստ գրավոր աղբյուրների)» / Е.В. Даниэлян. — Ереван: Издательство ЕГУ, 2005. — 176 с. — ISBN 5-8084-0643-9

Аревахач.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01