Lt304888.ru

Туристические услуги

Бушков, Александр Александрович

16-07-2023

Александр Бушков
Дата рождения:

5 апреля 1956(1956-04-05) (56 лет)

Место рождения:

Минусинск, Красноярский край, РСФСР, СССР

Гражданство:

 Россия

Род деятельности:

писатель

Годы творчества:

с 1981

Жанр:

история, боевик, детектив, ужасы, научная фантастика, фэнтези

http://www.shantarsk.ru
Произведения на сайте Lib.ru

Александр Александрович Бушков (5 апреля 1956, Минусинск) — российский писатель, работает в жанрах детектива и фэнтези, автор публицистики на историческую тематику. Как утверждается на личном сайте писателя, совокупный тираж его литературных произведений превышает 17 миллионов экземпляров[1]

Содержание

Биография

Александр Бушков родился в Минусинске 5 апреля 1956 года. Имеет в роду польские корни (утверждает, что имеет отношение к литвинам). Учёба в школе ему давалась трудно — в одном из интервью он признался, что был двоечником и хулиганом[2]. В 1972 году семья Бушкова переехала в Абакан (Республика Хакасия). После окончания средней школы от дальнейшего образования отказался[3]. Писать начал в возрасте 20 лет. Первая повесть Александра Бушкова была опубликована в 1981 году, первая книга — в 1986. В это же время Бушков переехал в Красноярск. До начала писательской карьеры работал почтальоном по доставке телеграмм, грузчиком, страховым агентом, рабочим геофизической экспедиции, работником театра[4].

Несмотря на отсутствие высшего образования, Александр Бушков занимался самообразованием и прочёл большое количество книг. Его личная библиотека якобы настолько многочисленна, что впоследствии ему пришлось достроить второй этаж у своего загородного дома. До гибели губернатора Красноярского края Александра Лебедя Александр Бушков совмещал писательскую деятельность с работой в качестве советника губернатора. Александр Бушков женат[2].

Литературная деятельность

Первая повесть Александра Бушкова («Варяги без приглашения») была напечатана в 1981 году в журнале «Литературная учёба», а в 1986 году в Красноярском книжном издательстве вышла первая книга — «Стоять в огне», куда вошли 3 повести и 5 рассказов в жанре фантастики[5].

В годы перестройки Бушков выступал как публицист правого толка. Его перу принадлежит несколько переводов рассказов польских фантастов в сборнике «Истребитель ведьм»[6], рассказов Роберта ГовардаКрылья в ночи», «Пламень Ашшурбанипала»)[7]. Хотя писать Александр Бушков начал ещё в конце 1970-х, известность он получил только в середине 1990-х, после выхода дилогии о Станиславе Свароге — «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова». Цикл книг о Свароге выходит до сих пор и, как говорит сам Александр Бушков, заканчивать в обозримом будущем выпуск полюбившейся читателям серии он не будет[8].

К началу 2000-х автор достиг пика своей популярности. Кульминацией достижений Бушкова стало подписание договора с московскими продюсерами о правах на экранизацию, возможно, самого популярного произведения автора — боевика «Пиранья». По словам самого Бушкова, он не принимал участия в работе над киносценарием.[9]

Бушков работает во многих жанрах: фэнтези, боевик, детектив, научная фантастика, альтернативная история, ужасы, детективная фантастика, историко-публицистическое исследование. Сам он утверждает, что написание книг воспринимает как работу, следовательно, не имеет права не писать или сделать для себя длительный творческий отдых. Он считает, что писатель должен творить независимо ни от чего, руководствуясь известным изречением «Ни дня без строчки!». А. Бушков признается, что пишет практически без перерывов и только так может держать себя в творческом тонусе. На вопрос «Пьёте ли Вы?» А. Бушков ответил, что месяц работает на износ, потом выпивает ведро водки, сутки приходит в себя и продолжает писать дальше.[2] На вопрос «Как можно сохранить литературную ценность произведения при столь ударных темпах написания?» А. Бушков ответил, что Александр Дюма-отец написал за свою жизнь 300 книг. Из них известными стали четыре-пять.

Мнение Бушкова о других авторах достаточно своеобразно: если автор действительно талантливый, то к тому времени, когда сам А. Бушков закончит свою литературную деятельность, произведения этого автора ещё будут известны, и тогда он их прочтет[источник не указан 227 дней].

Большинство героев повестей или романов А. Бушкова, в особенности герои Шантарского цикла — люди сильные, наделенные мощнейшей волей и ментальностью. Они постоянно попадают в различные проблемные ситуации критического характера, находясь на грани между жизнью и смертью, но благодаря специальной подготовке, обычно полученной на военной службе, а также исключительной вере в себя, собственную силу духа им удается пройти все испытания судьбы и победить врагов.

Базовый сюжет, постоянно повторяющийся в боевиках и фантастических книгах Бушкова — боевой поход (выполнение миссии, отход после миссии или бегство от сильного врага), который выполняет главный герой или небольшой сплочённый отряд под его предводительством. В фантастике автор отдаёт дань апокалиптике и постапокалиптике; начиная уже с «Анастасии» в его книгах регулярно встречаются описания миров, являющихся наследниками некогда погибшей высокоразвитой цивилизации.

Публицистика на исторические и биологические темы

Цикл произведений А. Бушкова под названием «Россия, которой не было» посвящён ревизии принятых в исторической науке концепций; к достижениям профессиональных историков он относится последовательно скептически и предлагает свою трактовку исторических событий (в ранних работах ряд его выводов соприкасается с выводами Анатолия Фоменко: тезис о тождестве Руси и Орды, русских князей и татарских ханов; в более поздних работах он от них отказался, и подвергает критике концепцию самого А. Т. Фоменко). Публицистические исследования Бушкова зачастую являются всего лишь популяризацией идей других авторов.

От имени Бушкова издаётся также серия «Александр Бушков. Загадки истории», в которой печатаются авторы, излагающие «нетрадиционный» взгляд на исторические события.

Бушков критикует «интеллигенцию», считая что именно от этой категории людей на протяжении XIX—XX веков исходили наибольшие беды для России. Ему принадлежат слова: «Когда мы в России будем жить хорошо? Когда вся интеллигенция вымрет, пить начнем по графику, а всё остальное время работать как следует, а не как захочется».[2]

А. Бушков крайне отрицательно относится к деятельности Петра I[10], считая его самым деструктивным правителем России из династии Романовых, наряду с Николаем II (которого он называет «ублюдком»). А. Бушков симпатизирует Путину, что прослеживается как в книге «Дом с привидениями. Хроника мутного времени», посвященной неоднозначным событиям 1991—2000 годов, так и в последней работе автора под названием «Владимир Путин. Полковник, ставший капитаном». В ней писатель сравнивает Путина с «антикризисным менеджером», а также с кардиналом Ришелье.[11] В одном из интервью Бушков назвал Путина «отличным антикризисным управляющим».[12]

Книга Бушкова «Планета призраков» — попытка такого же опровержения академических теорий и в биологии, где он обрушивается с критикой на дарвинизм, обвиняя учёных-эволюционистов в сговоре, подтасовке фактов, а также ставит под сомнение их психическую нормальность. Бушков крайне отрицательно относится к академику Н. И. Вавилову, противопоставляя ему академика Т. Д. Лысенко. Также в данной работе Бушков прямо заявляет, что считает библейскую истории происхождения Земли и человека более убедительной, нежели эволюционную теорию, то есть, фактически, объявляет себя сторонником креационизма.

В работе «Чингисхан: Неизвестная Азия» автор отказывается от высказанного «России, которой не было» согласия с теорией Фоменко и развивает теорию об азиатском происхождении русского народа, а также утверждает, что Чингисхан реально существовал, но был одним из тюркских ханов и не имеет никакого отношения к Монголии и монголам. По мнению Бушкова, восточные походы «татаро-монгол» просто выдуманы, а вот его завоевания в Европе — реальность. Параллельно автор снова обрушивается на историческую науку, в том числе на так называемый «европоцентризм» историков, представляющий собой безосновательное убеждение в первичности европейской цивилизации и восприятии Европы как единственного источника культуры, науки и цивилизации.

Исторические сочинения Бушкова подвергались ответной критике профессиональных историков.[13] Так, Глеб Елисеев в статье «Историк России, которого не было»[14] отмечает вульгаризацию взглядов оппонентов (точка зрения, подаваемая Бушковым как «официальная», на самом деле в науке не принята или является устаревшей), подмену аргументации вымышленными примерами, игнорирование исторических источников, противоречащих его концепции, далеко идущие отождествления (например, Рима с Китаем), построенные на поверхностной аналогии.

Историк Дмитрий Володихин причисляет исторические книги Бушкова к жанру фолк-хистори[15].

В области биологии Бушкова обвиняют в дилетантизме, замене анализа фактов «здравым смыслом» и «логикой». Отмечается, что критика Бушкова посвящена, в основном, устаревшим данным и находкам, сделанным до середины ХХ-го века. Неявно ставится знак равенства между дарвинизмом (вкупе с теориями Ламарка) и современной теорией эволюции (с которой автор, очевидно, не знаком), достаточно далеко ушедшей от ранних теорий. Также, с точки зрения современной биологии, Бушков приводит достаточно нелепые утверждения, например, считает, что одновременное существование нескольких видов людей опровергает эволюцию человека (в действительности общепринятая в настоящее время теория состоит в том, что Homo Sapiens вытеснил другие виды, возникшие более-менее одновременно с ним и некоторое время существовавшие параллельно.[16]). Обосновывая реальность «всемирного потопа», Бушков, в частности, приводит цитаты 60-летней(!) давности, игнорируя современную теорию тектоники литосферных плит, как раз и дающую ответы на приведённые автором «вопросы, ответить на которые наука бессильна».

Отдельной критике у Володихина подвергается также манера повествования Бушкова:

А. А. Бушков, автор детективных романов и классического произведения фолк-хистори «Россия, которой не было», уже в предисловии делит читательскую аудиторию на две части: «Те, кто привык механически принимать на веру всё, о чём гласят толстые, умные, написанные учёным языком книги, могут сразу же выбросить сей труд в мусорное ведро. „Россия, которой не было“ рассчитана на другую породу людей — тех, кто не чурается дерзкого полета фантазии, тех, кто старается доискаться до всего своим умом и рабскому следованию авторитетам предпочтет здравый смысл и логику». Так всякому скептически настроенному читателю исподволь навязывается комплекс вины, всякий сторонник научного знания попадает в разряд людей, лишенных «дерзкого полёта фантазии». Тот, кто выбрал эмоционально более выгодную позицию союзника автора, подсознательно настроен обходить вниманием даже очевидные фактические ошибки и просчеты в логике.

Володихин, Д: «Место новой хронологии в фолк-хистори».[15]

Библиография

Героическая фантастика (Сварог)

  • Таларский цикл
  • Димерейский цикл
    • (2002) — Чужие берега.
    • (2002) — Чужие паруса.
    • (2002) — Чужие зеркала.
  • Цикл «Корона»
    • (2004) — Пленник Короны.
    • (2005) — Враг Короны.
    • (2005) — Спаситель Короны.
  • Земля
    • (2006) — Печать скорби (исключена автором из цикла, «яко небывшая»)[18].

Главный герой романа — майор ВДВ Станислав Сварог, проходящий службу в Монголии. По ошибке был перенесён в параллельный мир на планету Талар (планировалось перенести отца Сварога), где становится (вместо отца) графом, одним из членов аристократии — ларов, проживающих на летающих островах, обладающих контролем над энергией апейрона, что даёт им магические способности. На Таларе есть один большой континент — Харум и разбросанные по океану острова. Кроме Талара власть ларов простирается ещё на три планеты. Сварог попадает в различные приключения: выбирается из зачарованной страны Хелльстада, закрывает врата в мир, откуда прибывают Глаза Сатаны, становится королём большей части государств Харума, борется с цивилизацией лилипутов, находящихся на уровне развития земной сверхдержавы, предотвращает угрозу приближения Багряной Звезды. В какой-то момент помимо своей воли попадает в мир Димереи, где возглавляет исход целого народа с гибнущего континента в плавание по опасным водам до нового континента, находит лазейку в мир Гаранд, где идёт война между технократией и магами. Через все произведения о Свароге красной нитью проходит тема его борьбы с Князем Тьмы.

Исторические детективы

Боевики

  • Данил Черский
    • (1995) — На то и волки.
    • (1995) — Волк насторожился.
    • (1999) — Волк прыгнул (На то и волки - 2).
  • Произведения без продолжений
  • Антиквар
    • (2008) — Антиквар.
    • (2008) — Последняя пасха.
    • (2009) — Сокровище антиквара.
  • Дикарка:
    • (2004) — Дикарка. Чертово городище.
    • (2005) — Дикарка. Неизвестный маршрут.

Исторические приключения

  • Д`Артаньян — гвардеец кардинала (книга первая и вторая).
В этой книге молодой Д’Артаньян, описанный у Дюма, по дороге в Париж останавливается на другом постоялом дворе, и вместо того, чтобы поссориться с Рошфором и миледи Винтер, вступает в конфронтацию с мушкетёрами и оказывается на стороне гвардейцев кардинала. История Д’Артаньяна «выворачивается наизнанку»: он получает отказ в помощи от де Тревиля, становится другом графа Рошфора и кандидатом в гвардейцы кардинала, вдобавок влюбляется без памяти в леди Винтер, оказавшуюся прекрасной, вполне добродетельной молодой женщиной. Д’Артаньян участвует в срыве заговора герцога Анжуйского и королевы против Ришельё и короля. Как ни странно, финал истории оказывается очень похож на классический: Д’Артаньян теряет любимую женщину, отравленную интриганкой Констанцией Бонасьё, участвует в казни отравительницы, после чего получает чин лейтенанта, причём не от своего благодетеля кардинала, а от руководителя «враждебной партии» — короля.
Роман в чём-то более историчен, чем «Три мушкетёра» Дюма, хотя содержит множество явных анахронизмов и исторических ляпов. Так, например, заговорщики намереваются возвести на трон Франции Анну Австрийскую, хотя, как известно, женщины не могли ни занимать французский престол, ни передавать его по так называемому салическому закону. По ходу действия Д’Артаньян встречается с Иосифом Скалигером и Вильямом Шекспиром (последнему даже подсказывает одну из «шекспировских» фраз: «Весь мир театр, и люди в нём — комедианты»), хотя на самом деле оба персонажа умерли задолго до 1625 года (условная дата действия романа).
Интересно, что главной злодейкой в книге является Констанция Бонасье, в прошлом — жена графа де Рошфора, заклейменная судом Венеции за соучастие в отравлениях. Эпизод с юной графиней, у которой муж обнаружил на плече клеймо, позаимствован Дюма из «Мемуаров господина д’Артатьяна», сочиненных Гасьеном де Куртилем, причем у де Куртиля речь идет именно о жене Рошфора. То есть в данном случае сначала Дюма «перевернул» первоисточник, приписав несчастную женитьбу Атосу, а затем Бушков, переделав Дюма, вернул историю в оригинальный вид.

Ужасы и мистика

  • (2003) — НКВД. Война с неведомым.
Книга представляет собой сборник новелл, в каждой из которых от имени бывшего сотрудника силовых структур или военного рассказывается о встрече с мистическими силами или другом необъяснимом с рациональных позиций случае, произошедшем на войне и во время выполнения специального задания. В авторском предисловии утверждается, что каждая история — подлинный (хотя, возможно, отредактированный) рассказ реального человека, от имени которого ведётся повествование. В четвёртой части автор описывает загадочные происшествия из собственного опыта, главным образом — времён работы в геологической партии в тайге.
  • (2000) — Сибирская жуть.
Составленный в соавторстве с А. Буровским сборник рассказов о встречах человека с мистическими силами и необъяснимыми явлениями. Основное место действия — селения в сибирской глуши. Несколько историй вошли в последнюю часть книги «НКВД. Война с неведомым».
  • (2001) — Сибирская жуть-2.

Детективы на тему мифов Древней Греции

    • (1989) — Лабиринт.
    • (1989) — Провинциальная хроника начала осени.

Фантастика

  • Мамонты:
    • (2010) — Золотой демон.
    • (2010) — Завороженные.
    • (2006) — А. С. Секретная миссия (Поэт и русалка).
    • (2011) — Стражи.
    • (2011) — Чернокнижники.
  • Колдунья
    • (2007) — Колдунья поневоле.
    • (2007) — Колдунья-беглянка.
Российская Империя, XIX век. Героиня цикла — Ольга Ярчевская, приёмная дочь князя Вяземского. В год своего девятнадцатилетия Ольга случайно, а может быть волей судьбы сталкивается с миром потустороннего: она перенимает умение умершего деревенского колдуна, который вместе со своим колдовским могуществом оставляет ей в наследство магический инвентарь и волшебных помощников. Став частью магического мира, Ольга вынуждена вступить в тайный бой против сил тьмы.
  • Произведения без продолжений:
    • (1982) — Дождь над океаном.
    • (1986) — Дети тумана.
    • (1986) — И ловили там зверей…
    • (1988) — Первая встреча, последняя встреча.
    • (1988) — Примостившийся на стенке гусар.
    • (1990) — Анастасия.
    • (1990) — Великолепные гепарды.
    • (1996) — Волчье солнышко.
    • (2003) — Самый далекий берег.
    • (2005) — Нелетная погода.

История и современность

    • (1997) — Россия, которой не было:
    • (2005) — Россия, которой не было. Гвардейское столетие.
    • (2004) — Сталин. Красный монарх.
    • (2005) — Сталин. Ледяной трон.
    • (2005) — Екатерина II: Алмазная золушка.
    • (2005) — Распутин: Выстрелы из прошлого.
    • (2005) — Дом с привидениями. Хроника мутного времени.
    • (2006) — Русская Америка. Слава и позор.
    • (2007) — Чингисхан: Неизвестная Азия.
    • (2007) — Иван Грозный. Кровавый поэт.
    • (2007) — Путин: полковник, ставший капитаном.
    • (2007) — Земля: Планета призраков.
    • (2008) — Неизвестная война. Тайная история США.
    • (2010) — Корабль дураков, или Краткая история самостийности.

Интересные факты

  • Зачастую в разных по сюжету и персонажам книгах Бушкова (относящихся, однако, преимущественно к Шантарскому циклу) встречаются практически идентичные диалоги, мелкие внутрисюжетные истории и прочее. Намеренно ли это делает в повествовании автор, или же неосознанно — неизвестно.
  • В книгах Бушкова встречаются завуалированные цитаты из ныне забытых книг других авторов. Так, в «Пиранье» описание тайника, в котором хранилось снаряжение героя, повторяет описание местоположения клада из рассказа Виктора Сапарина «Однорогая жирафа», впервые изданного в 1955 году.

Примечания

  1. Шантарск. Бушков
  2. ↑ Александр Бушков: «России не нужна интеллигенция» // АиФ на Енисее, № 46 (466), 15 ноября 2006
  3. Автобиография (рус.) на официальном сайте.
  4. Провинциал, о котором заговорила страна // Сто знаменитых красноярцев. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 2003. — 500 с.
  5. Бушков А. Стоять в огне. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1986.
  6. Истребитель ведьм / составитель Каширин А. Н.. — М: Молодая гвардия, 1990. — 352 с. — (Антология). — ISBN 5-235-01582-7
  7. Говард Р. Голуби преисподней / составитель Орехов Н.. — Собрание сочинений в 4 томах. — Мн: Эридан, 1992. — Т. 2. — 440 с. — ISBN 5-85872-080-3
  8. Онлайн-конференция с Александром Бушковым (рус.) // Аргументы и факты. — 20 ноября 2007.
  9. Разговор с Александром Бушковым // Мир фантастики и фэнтези, № 47; июль 2007
  10. «Пётр I — выродок и убийца» // Новая газета, № 30, 29 апреля 2004
  11. Писатель Александр Бушков: Интеллигенция вымрет. А Путин станет вторым Ришелье // Комсомольская правда, 10 декабря 2007
  12. Кумиры бывают только у язычников // Союз. Беларусь-Россия, № 338, 13 декабря 2007
  13. Россия, которой не было (книжный обзор) // Русский журнал, 1998
  14. Глеб Елисеев
  15. ↑ Место «новой хронологии» в фолк-хистори ((Доклад на конференции «Мифы „новой хронологии“» 21.12.99 г.)) // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». — март 2000. — № 25.
  16. Газетные утки в клюквенном лесу
  17. Чертова мельница  (рус.). Шантарск (2). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 21 октября 2011.
  18. Шантарск. Бушков

Ссылки

  • Официальный сайт писателя
  • Бушков, Александр Александрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Фанклуб А. А. Бушкова «СВАРОГ»
  • Елисеев Г. А. Историк России, которого не было — критика историком книги «Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы»
  • Александр Бушков. ВРЕМЯ УЧЕНИКОВ
  • Мазурин Как «нагнуть» историю по-бушковски — критика бушковского видения декабризма
  • Волков П. И. Газетные утки в клюквенном лесу — критика бушковского видения биологии
  • Рецензии на некоторые книги А. А. Бушкова
  • Александр Бушков на сайте Лаборатории фантастики.
  • Официальный сайт серии книг Мамонты

Бушков, Александр Александрович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01