09-10-2023
Хелена Вайгель (нем. Helene Weigel, 12 мая 1900, Вена — 6 мая 1971, Берлин) — австрийская и немецкая актриса и театральный администратор, вторая супруга Бертольда Брехта, член Коммунистической партии Германии.
Хелена Вайгель родилась в зажиточной семье; её отец был управляющим в текстильной фирме, матери (еврейского происхождения) принадлежал магазин игрушек. Актёрское образование получила в Вене. Затем проживала и училась во Франкфурте-на-Майне (1919) и в Берлине (1922). В Берлине Хелена Вайгель изучала драматургию у Макса Рейнхардта и успешно дебютировала там на сцене Народного театра. В течение десяти лет актриса играла ведущие роли в постановках пьес Шекспира, Софокла, Ибсена, Бюхнера, Мольера, Г.фон Клейста и др.
В 1923 году Хелена Вайгель познакомилась с Бертольдом Брехтом. В 1924 году у них родился сын Стефан. В 1929 году, после развода Брехта с первой женой, оперной певицей Марианной Цофф, Вайгель вступила с писателем в брак. В 1930 году у них родилась дочь Барбара.
Женские фигуры в драматургии Б. Брехта созданы под влиянием образа Х.Вайгель, она также сыграла практически их все. В 1932 году Вайгель сыграла главную роль в премьере пьесы Мать, в 1937 году — драме Винтовки Тересы Каррар в Париже. После прихода в Германии к власти национал-социалистов семья Брехтов проживала в эмиграции. Успешная карьера актрисы без хорошего знания иностранных языков за рубежом невозможна, Брехт создал специально для жены роль немой Катрин в своей Матери Кураж и её детях. Однако эту антифашистскую, революционную пьесу немецкого автора европейские театры для постановки не принимали. В течение 15 лет в её карьере характерными ролями были фигуры «жён» и «матерей». В 1938 году Вайгель играла на датской сцене «Каррар» вместе с актёрами-любителями из немецких эмигрантов. Затем она уехала в Швецию, Финляндию и, наконец, в США. В Америке Б. Брехт в сотрудничестве с Фрицем Лангом поставил антифашистскую драму «И палачи умирают», для которой написал сценарий. В нём была предусмотрена и роль для Х.Вайгель. Однако в последнюю минуту Ланг заменил её другой актрисой. Это положило конец всяким отношениям между Брехтом и Лангом, они больше никогда не виделись. В США Х.Вайгель сыграла в 1944 году немую роль в голливудском фильме «Седьмой крест» по знаменитому роману Анны Зегерс.
После возвращения в Европу, в 1948 году Вайгель играет в швейцарском Куре главную роль в брехтовской постановке «Антигоны» Софокла. В том же году Брехты приехали в Берлин, где с премьерой «Матушки Кураж» начинается новая эпоха немецкого театра. В 1949 году Вайгель стала директором новообразованного театра Берлинский ансамбль, художественным руководителем которого был Б. Брехт. Вместе Брехты добились для своего театра всемирной славы и успехи — начиная с парижских гастролей 1954 года, когда после трёх представлений «Матушки Кураж» в Театре Сары Бернар «Берлинский ансамбль» был удостоен I приза Театрального фестиваля наций.
В 1950 году Х.Вайгель стала одним из основателей Германской академии искусств. Став членом СЕПГ, она в 1954 году баллотировалась на выборах в Берлинский совет. Трижды актриса награждалась Национальной премией ГДР. В 1960 году Вайгель получила звание профессора искусств, в 1964 году была награждена серебряным орденом «За заслуги перед Отечеством».
Похоронена в Берлине, рядом со своим мужем, скончавшимся в 1956 году.
Вайгель, Хелена.