Lt304888.ru

Туристические услуги

ГЭС Три ущелья

03-10-2023

(перенаправлено с «ГЭС Три ущелья»)
Перейти к: навигация, поиск
ГЭС Три ущелья
Страна

 КНР

Река

Янцзы

Каскад

Каскад ГЭС на Янцзы

Собственник

[d]

Статус

в эксплуатации с 04.07.2012 [1]

Год начала строительства

1992

Годы ввода агрегатов

2003—2012

Основные характеристики
Годовая выработка электро­энергии, млн  кВт⋅ч

98 100 [2](2012)

Разновидность электростанции

плотинная

Расчётный напор, м

80,6

Электрическая мощность, МВт

18 200 (2009)[3]; 22 500 (2012)[4]

Характеристики оборудования
Тип турбин

радиально-осевые

Расход через турбины, м³/с

600—950

Мощность генераторов, МВт

32х700, 2 × 50

Основные сооружения
Тип плотины

бетонная водосбросная

Высота плотины, м

185

Длина плотины, м

2309

Шлюз

двухниточный, 5 камер 280×35×5 м
судоподъёмник 1 камера 120×18×3,5 м

ОРУ

500 кВ

На карте
Категория на Викискладе
Плотина «Три ущелья» (слева) и плотина «Гэчжоуба» (справа) из космоса

Три ущелья (кит. трад. 三峽, упр. 三峡, пиньинь: Sānxiá, палл.: Санься) — плотина, а также первая по мощности и одна из двух крупнейших по выработке в мире (вместе с бразильско-парагвайской ГЭС «Итайпу») гидроэлектростанция, действующая в Китае на реке Янцзы, третьей по длине реке в мире. Одно из крупнейших гидротехнических и любых других сооружений мира[5]. Расположена близ города Саньдоупин в городском округе Ичан провинции Хубэй. Гравитационная бетонная плотина этого водохранилища является одной из крупнейших в мире. При заполнении водохранилища было переселено 1,3 млн человек, что стало самым масштабным переселением в истории для возведения искусственных сооружений[6].

Общие сведения

Строительство ГЭС началось в 1992 году, полное завершение строительства и ввод в официальную эксплуатацию состоялся 4 июля 2012 года[1].

Состав сооружений ГЭС:

  • гравитационная бетонная плотина длиной 2309 м и высотой 185 м;
  • левобережное приплотинное здание ГЭС с 14 гидроагрегатами;
  • правобережное приплотинное здание ГЭС с 12 гидроагрегатами;
  • правобережное подземное здание ГЭС с 6 гидроагрегатами;
  • двухниточный пятиступенчатый судоходный шлюз (в основном предназначен для грузовых судов, время прохода шлюзов около 4 часов, размеры камер 280 x 35 x 5 м);
  • судоподъёмник (в основном предназначен для пассажирских судов, грузоподъёмность 3 000 т, время подъёма/спуска 10 мин, прохода — 30 мин)

Проектная мощность ГЭС — 22,5 ГВт, что более чем в полтора раза больше чем у ГЭС «Итайпу». Уровень проектной годовой выработки в 100 млрд кВт·ч был впервые практически достигнут в 2012 году, в течение которого было произведено 98,1 млрд кВт·ч, что стало соизмеримо с максимум 98,3 млрд кВт·ч у ГЭС «Итайпу».[2]

В трёх зданиях ГЭС размещены 32 радиально-осевых гидроагрегата мощностью по 700 МВт при расчетном напоре 80,6 м. Также введены в строй два генератора для собственных нужд станции, мощностью по 50 МВт. После добавления подземного машинного зала в 2012 году количество вырабатываемого электричества в год в бо́льшей степени зависит от размера паводка на Янцзы, сработку которого позволяют дополнительные электрогенераторы.

Напорные сооружения ГЭС образуют крупное водохранилище площадью 1 045 км², полезной ёмкостью 22 км³. Максимально допустимая высота верхнего бьефа над уровнем моря (НПУ), равная 175 м, была впервые достигнута в 2010 году, водохранилище может срабатываться до 145 м. Высота нижнего бьефа над уровнем моря составляет 66 м. Таким образом, напорный уровень в течение года изменяется от 79 м до 109 м, максимум достигается в сезон летних муссонов. Гидроузел оборудован водосбросом пропускной способностью 116 000 м³/сек.

При создании водохранилища было затоплено 27 820 га обрабатываемых земель, под воду ушли города Ваньсянь и Ушань[7].

На момент конца 2008 общий объём инвестиций в проект ГЭС составляет порядка $26 млрд, среди которых порядка $10 млрд — строительство, столько же — расходы на переселение, и около $6 млрд — проценты с кредитов[источник не указан 657 дней].

Экономическое значение

ГЭС «Три ущелья» имеет огромное значение для экономики Китая, обеспечив покрытие годового роста потребления электроэнергии. Электростанция вместе с ГЭС Гэчжоуба в нижнем бьефе стала центром объединённой энергосистемы Китая. Изначально планировалось, что ГЭС будет покрывать 10 % потребности Китая в электричестве. Однако за 20 лет строительства потребление электричества росло опережающими темпами, и в 2011 году ГЭС выработала всего лишь 1,7 % всей китайской электроэнергии.

Второй функцией плотины является регулирование водного режима Янцзы. За последние 2000 лет губительные паводки происходили более 200 раз. Только в XX веке катастрофические разливы реки стали причиной гибели около полумиллиона человек. ГЭС должна частично защитить земли в нижнем течении Янцзы от разрушительных наводнений[7].

Также планируется перебрасывать 5 процентов годового стока Янцзы в бассейн Хуанхэ, что вдвое увеличит её полноводность и позволит расширить орошаемые площади в Северном Китае[7].

Оборудование гидроузла шлюзами и образование водохранилища улучшило условия судоходства в этой части Янцзы, что позволило увеличить общий грузооборот примерно в 10 раз и довести его до более чем 100 млн тонн различных грузов в год[источник не указан 657 дней].

Навигация через плотину

Шлюзы

Шлюзы на плотине для прохода речных судов, Май 2004

Предполагается, что устройство шлюзов увеличит грузооборот плотины с 10 до 100 миллионов тонн в год, как следствие, цены на транспортировку снизятся на 30-37 %. Навигация станет безопасней, так как ущелья печально известны своей опасностью для судов[8]. Суда со значительно большей осадкой смогут проходить вверх по реке на расстояние 2400 километров от Шанхая вплоть до Чунцина. Предполагается, что судоходство до Чунцина возрастёт в пять раз[9][10].

Возле дамбы устроено две нитки шлюзов ([8].

Шлюзы представляют собой разновидность бескамерных шлюзов. Затворы представляют собой весьма уязвимую шарнирную конструкцию, поломка которых приведёт к нарушению функционирования всей нитки шлюза. Наличие двух ниток, отдельно для подъёма и спуска, обеспечивает более эффективную работу по сравнению с вариантом, когда одна нитка служит попеременно для подъёма и спуска судов.

Судоподъёмники

В дополнение к шлюзам гидроузел оборудован судоподъёмником для судов водоизмещением до 3000 тонн[14] (оригинальным проектом предусматривался подъёмник грузоподъёмностью 11 500 тонн). Высота подъёма изменяется в зависимости от уровней верхнего и нижнего бьефов, максимальная высота 113 метров[15], а размер подъёмной камеры 120х18х3,5 метра. После ввода в эксплуатацию судоподъёмник будет перемещать корабли за 30-40 минут, по сравнению с 3-4 часами, если бы они двигались через шлюзы[16]. При его проектировании и строительстве основной сложностью являлась необходимость обеспечить эксплуатацию в условиях значительного изменения уровней воды. Требуется обеспечить работу судоподъёмника в условиях, когда уровень воды может ходить в пределах 12 метров с низовой стороны и 30 метров с верховой.

Судоподъёмник был ещё не завершён к моменту официального открытия сооружения 20 мая 2006 года[17][18]. В ноябре 2007 года местные новости озвучили, что строительство подъёмника начнётся в октябре 2007 года[источник не указан 494 дня](?) и планируется к завершению в 2014 году[19]. В феврале 2012 года информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что четыре башни, что должны служить несущей конструкцией сооружения, уже почти построены[20]; сообщается, что башни возведены на высоту 189 метров из 195 ожидаемых, и завершение строительства планируется в 2015 году.

Первые испытания судоподъемника состоялись 15 июля 2016 года, в ходе которых грузовое судно было поднято в верхний бьеф, время подъема составило 8 минут.[21]. В октябре самый большой в мире судовой лифт при крупнейшей в мире электростанции заработал[22].

Рельсовый судоподъёмник

Существуют планы по строительству рельсовых путей для перевозки судов через плотину. Для этого собираются проложить короткие рельсовые пути по обе стороны реки. 88-километровый северный рельсовый участок пройдёт от портовой зоны Тайпинци (Taipingxi) на северной стороне Янцзы, вверх от дамбы через железнодорожную станцию Ичан Ист до портовой зоны Байян Тьянцьяхэ в городе Байянь[23]. 95-километровый южный участок пройдёт от Маопиня (с верховой стороны плотины) через железнодорожную станцию Ичан Саут до Чжиценга[23].

В конце 2012 года начались подготовительные работы по прокладке этих железнодорожных путей[24].

Экологические последствия

Учитывая тот факт, что в Китае для выработки 1 кВт·ч электроэнергии сжигается 366 грамм угля[25], как предполагается, ввод в строй электростанции приведёт к сокращению потребления угля на 31 млн тонн в год, из-за чего в атмосферу не будет выброшено 100 млн тонн парниковых газов, миллионы тонн пыли, 1 млн тонн диоксида серы, 370 тыс. тонн оксида азота и т. д. Также объявлено, что повышение уровня Янцзы вследствие создания водохранилища позволит проходить по реке гораздо более вместимым судам, что также даст снижение выбросов в атмосферу продуктов сгорания органического топлива[26][27][8].

Вместе с тем, многие учёные указывают и на возможные негативные последствия строительства ГЭС. До строительства дамбы Янцзы и её притоки, размывая берега, выносили ежегодно миллионы тонн наносов. Вследствие перекрытия русла это количество существенно сократится, что, как считается, может привести к большей уязвимости нижележащих районов перед наводнениями, а также к изменениям в видовом разнообразии[28][29]. Также отмечается, что строительство плотины не может не повредить ряду биологических видов, населяющих реку и прилегающие районы. В частности, существенный ущерб популяции практически исчезнувшего стерха может нанести затопление болотных угодий, где зимует эта редчайшая птица[30]. Ожидается, что изменение температурного и водного режима вследствие возведения «Трёх ущелий» неотвратимо повлияет на ряд видов рыб, обитающих в Янцзы, в частности, семейства осетровых. Что касается китайского речного дельфина, который скорее всего вымер уже к началу строительства ГЭС, считается, что постройка дамбы уже окончательно поставит крест на выживании данного вида[31][32].

В случае прорыва дамбы под угрозой попадания в зону затопления может оказаться около 360 млн человек[6].

История строительства

Об идее строительства ГЭС в районе трёх ущелий на реке Янцзы говорил Сунь Ятсен[7] ещё в 1918 году. Однако масштабность проекта надолго задержала его реализацию.

Хроника современного строительства такова:

  • 1992 год — начало работ по сооружению ГЭС;
  • 14 декабря 1994 года — начало строительства плотины;
  • 1997 год — укладка первых слоев бетона;
  • 8 ноября 1997 года — перекрытие Янцзы;
  • 2003 год — пуск первых гидроагрегатов (10 июня — первый гидрогенератор[7]);
  • сентябрь 2005 года — ввод в строй левого здания ГЭС; станция достигла мощности 9,8 ГВт;
  • 20 мая 2006 года — закончено строительство плотины;
  • 7 декабря 2007 года — ввод в действие 20-го гидроагрегата, мощность станции достигла 14,1 ГВт[33][34];
  • август 2008 года — окончание строительства приплотинного здания ГЭС, с введением 26-го агрегата станция достигла мощности 18,2 ГВт[35];
  • 29 октября 2008 — запущены все 26 гидрогенераторов основных зданий[7];
  • в 2011 году — ввод в строй подземного здания ГЭС и окончание строительства судоподъёмников;
  • 4 июля 2012 года — официально объявлено о полном завершении строительства и вводе в эксплуатацию последнего 32-го энергоблока[1].
  • октябрь 2016 года — запуск в эксплуатацию судоподъёмника.

Галерея

Примечания

  1. ↑ В Китае в эксплуатацию сдана крупнейшая в мире ГЭС.
  2. ↑ China's Three Gorges sets new production record, Hydro World (January 10, 2013). Проверено 10 января 2013.
  3. Реестр плотин — Классификация по установленной мощности ГЭС
  4. В Китае закончено строительство плотины «Три ущелья»
  5. Taming the Yangtze. IET magazine  (недоступная ссылка — Архивировано 5 февраля 2012 года.
  6. ↑ Гидроэлектростанция Три ущелья (рус.). Проверено 25 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  7. 1 2 3 4 5 6 «Китай успешно завершил „стройку века“ на Янцзы». В. Овчинников. «Российская газета» № 244 (4801) от 27 ноября 2008.
  8. ↑ 长江电力(600900)2008年上半年发电量完成情况公告 – 证券之星 (The Three Gorges sluice year transported goods volume may amount to 100,000,000 tons), Xinhua (23 января 2007). Проверено 9 августа 2008. translation
  9. ISBN 978-0-495-38950-7.
  10. Архивировано 14 декабря 2011 года. Проверено 14 декабря 2011. «A maximum depth of 574 feet. This is expected to allow 10,000-ton ocean-going cargo ships and passenger liners to navigate 1,500 miles inland to Chongqing.».
  11. Yangtze as a vital logistics aid (Chinese), China Economic Review (30 мая 2007). Архивировано 7 августа 2010 года. Проверено 3 июня 2007.
  12. Three Gorges Dam. Missouri Chapter American Fisheries Society (20 апреля 2002). Проверено 23 ноября 2010. mirror
  13. Its Buildings with Biggest Indices. China Three Gorges Project (2002). Проверено 23 ноября 2010.mirror
  14. China's west seeks to impress investors, BBC (4 мая 2005). Проверено 23 ноября 2010. mirror
  15. Its Buildings with Biggest Indices. China Three Gorges Project (2002). Проверено 23 ноября 2010.
  16. China's west seeks to impress investors, BBC (4 мая 2005). Проверено 23 ноября 2010.
  17. Three Gorges dam ready to go, The Taipei Times (21 мая 2006). Проверено 23 ноября 2010. mirror
  18. China Completes Three Gorges Dam, mirror
  19. 三峡升船机开工建设_荆楚网 (Three Gorges ship lift operation construction), translation
  20. Tower columns for Three Gorges shiplift to be built, Архивировано 27 февраля 2013 года. «The entire shiplift will be completed in 2015.».
  21. Phase I Field Trial of Ship Lift at Three Gorges Dam Successfully Ends (англ.), CHINA THREE GORGES PROJECT (14 августа 2016). Проверено 14 августа 2016.
  22. В Китае заработал самый большой в мире лифт (11 фото + 2 видео)
  23. ↑ 湖北议案提案:提升三峡翻坝转运能力 («Hubei’s Proposal: raise the Three Gorges dam-bypassing transportation capacity»), 2013-03-17  (кит.)
  24. 三峡翻坝铁路前期工作启动 建成实现水铁联运 (Preliminary work started on the Three Gorges Portage Railways. The project will implement a water-rail connection.) 2012-10-12
  25. Three Gorges Dam (Chinese), NDRC (7 марта 2007). Проверено 15 мая 2007.
  26. Greenhouse Gas Emissions By Country. Carbonplanet (2006). Проверено 23 ноября 2010. Архивировано 31 мая 2012 года.
  27. Three Gorges Dam (Chinese), TGP (12 июня 2006). Проверено 15 мая 2007.
  28. 三峡大坝之忧, The Wall Street Journal (28 августа 2007). Проверено 16 августа 2009.
  29. The River at the Center of the World. — Springer, 2005. — P. 73. — ISBN 978-1-4020-3745-0.
  30. Three Gorges Dam Case Study, American University, The School of International Service. Проверено 20 января 2008.
  31. Xie, Ping. «Three-Gorges Dam: Risk to Ancient Fish.» Science 302-5648 (Nov 14, 2003): 1149.
  32. Three Gorges Dam: A Blessing or an Environmental Disaster?. // flathatnews.com. Проверено 13 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  33. Three Gorges Dam (китайский язык). Xinhua. Проверено 22 октября 2007. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  34. Three Gorges Dam (китайский язык). Xinhua. Проверено 8 декабря 2007. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  35. 三峡工程左右岸电站26台机组全部投入商业运行 (Chinese). China Three Gorges Project Corporation (30 октября 2008). Проверено 6 декабря 2008.

Ссылки

  • Фотоэкскурсия по ГЭС: вид плотины, шлюзов, комплекса гидросооружений. Шлюзование.

ГЭС Три ущелья.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01