Lt304888.ru

Туристические услуги

Государственный НИИ гражданской авиации

13-04-2023

Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Государственный Научно Исследовательский Институт Гражданской Авиации (кратко ГосНИИ ГА). Генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА с 2006 г. — Шапкин Василий Сергеевич, доктор технических наук, профессор. В настоящее время институт представляет собой крупную научно-исследовательскую организацию, включающую в себя девять научных центров. С начала своей деятельности институт участвует в создании и внедрении гражданских летательных аппаратов и авиационных двигателей. За время своего существования им совместно с предприятиями авиационной промышленности проведены испытания и внедрены в эксплуатацию более ста типов воздушных судов, начиная от первого цельнометаллического самолёта «Сталь-2» до новых современных самолётов — Ту-204-300, Ту-334, Бе-200 и др.

Содержание

НИИ ГВФ

Создан приказом № 94 Главной инспекции гражданского воздушного флота от 4 октября 1930 г. с наименованием Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ). Основной задачей НИИ ГВФ было проектирование и постройка опытных цельнометаллических пассажирских самолётов, испытания и ввод их в эксплуатацию. В 1930—1936 гг. в институте были спроектированы и испытаны самолёты «Сталь-2», «Сталь-3», «Энерж-6», ДАР (дальний арктический разведчик), экспериментальный «Сталь-6» и пассажирский «Сталь-7». Наряду с созданием новых пассажирских самолётов собственной разработки НИИ ГВФ провёл комплексные испытания новых самолётов, созданных известными советскими авиаконструкторами А. Н. Туполевым, Н. Н. Поликарповым, А. С. Яковлевым, В. Б. Шавровым, К. А. Калининым, Г. М. Бериевым: АНТ-9, По-2, Р-5, Ш-2, Ш-5, Як-6, К-5, ХАИ-1, МП-1, МП-7, Г-1А и др. За создание и внедрение новых самолётов большая группа работников НИИ ГВФ была награждена орденами СССР. В 1936 году в целях концентрации сил и экономии средств, стандартизации и унификации производства правительственным решением функции проектирования и создания воздушных судов для гражданского воздушного флота были переданы авиационной промышленности, а на НИИ ГВФ возложены задачи определения перспектив гражданского воздушного флота, разработки технических требований на новые воздушные суда гражданского назначения, проведения государственных и эксплуатационных испытаний новых воздушных судов и внедрения их на воздушные линии, научной разработки вопросов летной и технической эксплуатации, новых технологий авиахимических работ для защиты и повышения урожайности сельскохозяйственных культур. В предвоенные годы по техническим требованиям НИИ ГВФ были созданы и испытаны пассажирские самолёты ПС-35, ПС-84, ПС-89, АНТ-20, почтовые ПС-40, ПС-41, ПС-43 и учебно-тренировочные самолёты УТ-1 и УТ-2, проведены работы по переоборудованию ряда военных самолётов для нужд гражданского воздушного флота. В годы Великой отечественной войны НИИ ГВФ полностью переключил свою тематику на обеспечение нужд обороны страны. Решались проблемы установки вооружения на гражданских самолётах, их использования в военных действиях, ремонта и восстановления пострадавшей авиатехники. В послевоенные годы НИИ ГВФ провёл комплекс работ по испытанию и внедрению в эксплуатацию новых типов самолётов Ил-12, Ил-14, Ан-2, Як-12. В 1954 −1955 гг. институтом разработаны технические требования на создание первого в мире пассажирского реактивного самолёта Ту-104.

ГосНИИ ГВФ

В 1954 году в жизни института произошло важное событие. Приказом ГУ ГВФ в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 5 августа 1954 г. НИИ ГВФ был придан статус государственного. Теперь он стал называться Государственным научно-исследовательским институтом гражданского воздушного флота — ГосНИИ ГВФ. При этом он был отнесен к научным институтам первой категории. В 1956—1965 гг. ГосНИИ ГВФ совместно с конструкторскими бюро страны были проведены широкомасштабные научные исследования и летно-испытательные работы, в результате которых были сконструированы и введены в эксплуатацию самолёты Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ил-18, Ан-10, Ан-24. В ноябре 1962 года приказом ГУ ГВФ ГосНИИ ГВФ был утверждён в качестве головного в системе Аэрофлота: на институт возлагалась ответственность за координацию научно-исследовательских работ в отрасли. В связи с этим в ГосНИИ ГВФ был создан научно-координационный совет. В 1964 году в гражданской авиации произошли большие организационные преобразования".

ГосНИИ ГА

В целях улучшения руководства гражданским воздушным флотом и обеспечения его дальнейшего развития" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1964 года на базе ГУ ГВФ при Совете Министров СССР было образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации СССР (МГА СССР)С 1964 г. институт стал именоваться «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА). В 1967 г. постановлением Правительства на ГосНИИ ГА было возложено проведение испытаний всей новой авиационной техники для гражданской авиации. В 1966—1975 гг. по техническим требованиям, разработанным ГосНИИ ГА и с непосредственным участием института были созданы, испытаны и внедрены в эксплуатацию на воздушных линиях реактивные самолёты нового поколения Ил-62, Ил-62М, Ту-134А, Ту-154А, Ту-154Б, Як-40, модифицированные самолёты Ан-12БН, Ан-24РВ, Ан-26, Ан-30, Як-18Т, новые вертолёты Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ка-26. На новом вертолёте Ми-6 летчики ГосНИИ ГА в 1964 г. провели уникальные работы на Ярославском шинном заводе по установке 17 вулканизаторов весом около 6 тонн каждый, проторив дорогу летчикам эксплуатационных предприятий по проведению аналогичных строительно-монтажных работ. Были проведены научно-исследовательские работы и летные испытания по снижению посадочных метеоминимумов основных типов самолётов гражданской авиации и созданию оборудования систем автоматического управления полетом для самолётов Ту-134, Ту-154, Ил-62М и другие работы, направленные на повышение безопасности полетов. В ГосНИИ ГА были развернуты широкомасштабные медицинские исследования, направленные на поддержание здоровья летного состава гражданской авиации и увеличения сроков его летной деятельности. За большой вклад в развитие гражданской авиации, достижения в испытании и внедрении новой авиационной техники ГосНИИ ГА в 1973 г. был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В период 1976—1985 гг. ГосНИИ ГА успешно продолжил работы по научному сопровождению создания и внедрения в эксплуатацию новых типов воздушны судов. Были проведены государственные и эксплуатационные испытания сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Институт испытал и ввёл в эксплуатацию новый широкофюзеляжный самолёт большой пассажировместимости Ил-86, ближний магистральный самолёт Як-42, самолёт местных авиалиний Л-410УВП, грузовые самолёты Ил-76Т, Ил-76ТД, Ан-26Б, Ту-154С, самолёт для мониторинга посевов и урожайности сельскохозяйственных культур Ту-134СХ, дальний океанический разведчик рыбы Ил-18ДОРР, самолёт для метео-исследований Ан-30М, вертолёт кран Ми-10К. В этот период институтом испытаны и внедрены новые комплексные тренажеры самолётов Ту-154Б, Ил-86, Як-42, Як-18Т и Ан-2, вертолётов Ми-6 и Ми-8. Был выполнен большой объём исследований по увеличению ресурсов эксплуатируемых самолётов и двигателей. Проведен комплекс научных и маркетинговых исследований по выработке требуемых рынками перевозок и авиационных работ летно-технических характеристик новых типов самолётов Ту-334, Ту-204, Ил-96-300, вертолётов В-3, Ка-126, Ми-38, Ми-34ВАЗ, В-60 и перспективных потребностей в них.

В 1986—1995 гг. институтом завершены эксплуатационные испытания и внедрены в эксплуатацию пассажирские самолёты Ил-96-300, Ту-204,Ту-154М, Ан-28 и Л-410УВП-Э, грузовые самолёты Ан-124-100 и Ан-74, вертолёты Ми-26ТС, КА-32А, Ми-34С. Проведены исследования и научное сопровождение создания и совершенствования авиационных двигателей ПС-90А, ТВ7-117, Д-27, Д-436Т, ГТД-1500 и др. для нового поколения воздушных судов гражданской авиации. Проведены работы по совершенствованию хозяйственного механизма отрасли — разработаны и приняты концепция экономического и социального развития гражданской авиации до 2005 г., основные направления развития гражданской авиации Западно-сибирского и Прикаспийского нефтегазового комплексов, схемы развития воздушного транспорта Дальневосточного экономического района и Иркутской области. По проблеме повышения авиационной безопасности полетов ГосНИИ ГА провёл лабораторные и летные исследования более 3500 объектов отказавшей авиатехники, по результатам которых были разработаны конкретные требования к авиационной промышленности и выданы рекомендации эксплуатационным и ремонтным предприятиям гражданской авиации.

Последнее десятилетие

В последнее десятилетие (1999—2009 гг.) ГосНИИ ГА проведены исследования и сертификационные испытания новых и модифицированных типов воздушных судов разработки российской и украинской авиационной промышленности, разработана документация, обосновывающая летную их годность и возможность эксплуатации в гражданской авиации. Как результат проведённых институтом работ, началась эксплуатация в 1997 г пассажирских самолётов Ан-38-100, в 2000 г. — Ил-114-100 и Ан-140, в 2001г — Ту-214, грузовых самолётов Ан-72-100 (1997 г.), Ил-96Т (1998 г.), Ан-3Т (2000 г.), Ан-225 (2001 г.), специализированного самолёта-амфибии Бе-200ЧС (2004 г.), вертолётов Ми-171А (1997 г.), Ми-172 (1999 г.), Ка-32АО (2000 г.), Ансат (2003 г.). Начаты летные испытания пассажирских самолётов Ту-334-100 и Ту-204-300. Специалисты института принимали участие в сертификации авиационных двигателей и вспомогательных силовых установок ТВЗ-117 ВМА-СБМ1 для самолётов Ан-140, ТВД-20 и ТВД-1500 для самолётов Ан-28 и АН-3Т, ВК-2500 для вертолётов Ми-8МТВ, Д 436 ТС (ТВ) для самолётов Ил-114, РД-600В для вертолётов Ка-60 и Ка-62, АИ-9-3Б, ВГТД-ТА.

Летчики ГосНИИ ГА впервые в мире начали выполнять полеты в Антарктиду на грузовых самолётах Ил-76 с посадкой на ледовые аэродромы для обеспечения деятельности российских и иностранных научных антарктических станций. Никто в мире такие полеты на тяжелых грузовых самолётах пока не выполняет. Проведенные и продолжающиеся в ГосНИИ ГА совместные с ОКБ и институтами промышленности работы по поддержанию летной годности и продлению ресурсов самолётов и вертолётов гражданской авиации, находящихся в эксплуатации, создают условия сохранения способности российских авиационных предприятий осуществлять безопасные воздушные перевозки, авиационные работы и предотвращать падение перевозной способности парка воздушных судов.

      ГосНИИ ГА непосредственно участвует в выполнении следующих государственных программ: 
       - Государственная (Федеральная) программа развития воздушного транспорта до 2015 года;
       - Государственная программа обеспечения безопасности полетов на воздушном транспорте;
       - Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)

В последнее десятилетие развернуто широкое международное сотрудничество ГосНИИ ГА в области гражданской авиации. Институт участвует в работе международных организаций (ICAO, IATA, SAE и др.), проводит работы по сертификации воздушных судов зарубежного производства, сопровождает разработку, внедрение и эксплуатацию воздушных судов, авиадвигателей и оборудования, создаваемых совместно с зарубежными фирмами. Учёные и специалисты ГосНИИ ГА приняли участие в 6 международных проектах, организованных Комиссией Европейского союза по программе TACIS в интересах развития гражданской авиации России. Государственная важность деятельности ГосНИИ ГА обусловила его включение в перечень «Федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья прав и законных интересов граждан Российской Федерации», утвержденный указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

ГосНИИ ГА, являясь головной научно-исследовательской организацией воздушного транспорта, имеет тесные связи со всеми эксплуатирующими, ремонтными, научными и проектными организациями отрасли, с большинством организаций авиационной промышленности. Сотрудниками ГосНИИГА разработаны рекомендации по совершенствованию их эксплуатации, разработаны и внедрены отраслевые программы по повышению эффективности и безопасности эксплуатации на российском воздушном транспорте. В том числе, на основе результатов исследований института была создана подпрограмма «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», определяющая развитие гражданской авиации России на многие годы. Внешняя стратегическая цель института — в рамках инновационного развития гражданской авиации с более высокой степенью вовлечь институт в контур отраслевого управления. Внутренняя — реализация новой модели ГосНИИГА, обеспечивающей высокую конкурентоспособность и рост научного авторитета, расширение возможностей научной работы его сотрудников.

Основные направления деятельности

Проведение сертификационных и специальных испытаний и внедрение новых воздушных судов и силовых установок

Поддержание летной годности воздушных судов и силовых установок в процессе эксплуатации

Обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности

Развитие авиационного рынка, формирование требований к новой авиатехнике и разработка программ развития гражданской авиации

Совершенствование лётной и технической эксплуатации

Создание и внедрение новых информационных технологий в гражданской авиации

Решение проблем экономии энергоресурсов

Проведение исследований в области экологической безопасности

Создание и внедрение систем спасания авиапассажиров и экипажа в аварийных ситуациях

Обеспечение сертификации и совершенствование эксплуатации авиаГСМ и спецжидкостей

Участие в создании (совершенствовании) нормативно-правовой базы гражданской авиации

Участие в совместных работах в области гражданской авиации с международными организациями (ICAO, LATA, SAE и др.)

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт ГосНИИ ГА

Государственный НИИ гражданской авиации.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01