Lt304888.ru

Туристические услуги

Гюйс

23-04-2023

Гюйс (от нидерл. geus — гёз, нарицательное название носового флага морских гёзов) — носовой флаг корабля или судна[1], который наряду с государственным, гражданским или торговым флагом[2] или военно-морским флагом обозначает государственную принадлежность кораблей и судов.

Во флотах некоторых стран называется также «бушпритный флаг»[3], так как первоначально поднимался на бушприте на специальном флагштоке, именуемом гюйсшток. В настоящее время поднимается на баке корабля.

В различных государствах установлен разный порядок применения и предназначение гюйса.

Так, например, гюйс, в основном, является принадлежностью только военных кораблей.[4] Однако, в некоторых странах используется «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на различных гражданских судах.[5]

Кроме того, в некоторых государствах гюйс поднимается на морских (приморских) крепостях и других береговых объектах, в связи с чем имеет в этих странах и второе наименование — «крепостной флаг» («флаг морских крепостей») (что отражено в нормативных актах — «гюйс и крепостной флаг»[6][7], «гюйс или крепостной флаг)»[8] и т. п. - см. ниже). В связи с этим, гюйс имеет и еще одно, неофициальное название, — «стояночный флаг», так как служит (в основном) для обозначения неподвижных военно-морских объектов (как соответствующих кораблей, так и крепостей)[9][10].

Однако, ранее гюйс поднимался как на стоянке, так и в море, на ходу (в Российской империи — до 1820 г.).[11]

Содержание

История

В истории средневекового мореплавания носовой (бушпритный) флаг обозначал порт приписки корабля. Предполагается, что название «гюйс» происходит от нидерл. geus — названия, введённого гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции (15661609).

Первое сообщение о «гюйсе принца Оранского» (нидерл. Prinsengeus) относится к сражению гёзов с испанцами у городка ван Ден Брилле 1 апреля 1572 года, когда он стал первым городом, освобожденным гёзами от власти испанцев. Каким был первый гюйс, документальных данных не сохранилось, но в 1590 году он описывался как полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос - оранжевой, белой и синей (в родовых цветах Оранского дома, из которого происходил принц Вильгельм I Оранский), каким позже стал флаг Нидерландов

Гюйс военных кораблей союза Англии и Шотландии (1634—1707)
Шотландский вариант гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии (1634—1707)

Одним из наиболее известных гюйсов в истории был в 1634 — 1707 годах предшественник современного флага Великобритании. В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова I. При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12 апреля 1606 года был утверждён флаг союза Англии и Шотландии: на шотландский флаг святого Андрея (белый косой крест на синем полотнище) был наложен красный прямой крест с белой каймой из английского флага святого Георгия (красный прямой крест на белом полотнище). Первоначально флаг использовался как кормовой флаг (англ. Ensign) как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года король Карл I ограничил использование союзного флага в качестве кормового флага только королевским кораблем и этот флаг было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса — отсюда и его обиходное наименование англ. Union Jack («Юнион Джэк») — «союзный гюйс», в то время как торговые корабли должны были нести кормовые флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант гюйса военных кораблей, на котором белый косой крест святого Андрея располагался поверх красного прямого английского креста святого Георгия. После принятия в 1707 году Акта об Унии, объединившего оба королевства в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, объединённый флаг стал флагом нового государства.

Гражданский гюйс

Обычно в этом качестве применяются национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова, как показано ниже. В Швеции в данном качестве применяются флаги регионов.

Первоначально носовой флаг в виде британского флага с широкой белой каймой не позиционировался как «гражданский гюйс» (англ. «Civil jack») — это был служебный флаг, введенный в 1823 году. В изданной в 1855 году книге, предназначенной для британских консулов, говорится, что такой флаг поднимает лоцман (англ. "pilot") на судне, на котором он осуществляет лоцманскую проводку и в связи с этим данный флаг получил название лоцманский гюйс — "Pilot jack"[14].

В 1970 году лоцманский гюйс перестал быть знаком лоцмана, но ссылки на него не были удалены из действующего британского Акта «О торговом мореплавании» и закон с юридической точки зрения позволял интерпретировать его, как флаг, который может быть поднят на торговом судне в качестве гюйса, если это необходимо. В настоящее время многие гражданские суда, приписанные к портам Великобритании, используют окаймленный широкой белой каймой флаг Великобритании в качестве гюйса без какого-либо официального противодействия.

Некоторые флаги коммерческих пароходных компаний, 1900г.[15] (первоначально поднимались на главной мачте, впоследствии — на гюйс-штоке)

В Нидерландах, также применяется, хотя официально и не утвержден, гражданский гюйс, имеющий несколько неофициальных названий — гюйс для прогулочных судов (Geus voor pleziervaart)[16], одинарный Принсенгёз (Enkele Prinsengeus)[17] или просто — гюйсик (Geusje)[18].

Кроме того, в тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, а также предусмотрено правилами некоторых судоходных компаний, вместо гюйса иногда официально употребляются флаги компаний, портов приписки или иные флаги.

Гюйс в России

История

Российский гюйс (1701—1924),
крепостной флаг (1704—1913, 1918—1924), кейзер-флаг корабельный (1712—1917), должностной флаг генерал-адмирала (1721-1917)

Предполагается, что гюйс был учреждён Петром I после посещения им в ходе Великого посольства в 1698 году Англии, как символ военной мощи России на море и на суше (прямой белый крест на красном фоне — расцветка знамён сухопутных войск[источник не указан 38 дней], синий Андреевский крест изображён на военно-морском Андреевском флаге), по образу и подобию гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии в 1634 — 1707 годах. Однако, в отличие от официального англо-шотландского гюйса (на котором английский красный прямой крест Святого Георга доминировал над косым белым шотландским косым крестом Святого апостола Андрея Первозванного), при создании российского гюйса Пётр I главенствующую роль отдал косому кресту Святого апостола Андрея Первозванного, как на неофициальном гюйсе военных шотландских кораблей союза Англии и Шотландии. Роль Св.Андрея Первозванного Пётр I особенно подчёркивал «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение»[11]. Кроме того, по мысли Петра I, Андреевский крест показывал, что Россия уже имела на тот момент выход к четырём морям[11] и поэтому в том же 1698 году учредил первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного, главной фигурой знака которого был синий косой Андреевский крест. Использование гюйса такого вида в качестве носового флага подтверждается с 1701 года.[11]

Кроме того, практически сразу после введения в России гюйса в качестве корабельного флага, он стал применяться и в качестве крепостного флага для обозначения морских (приморских) крепостей и крепостных объектов (фортов). Гюйс на флагштоке форта Кронштадт изображён уже на гравюре 1704 года.[11]

Гюйс ВМФ Российской империи

Петр I в 1712 году описал российский гюйс так: «Гиус Красный, в котором вышереченный крест белым обложен. Гиус он же и кейзерс-флаг».[11]. В первом «Морском Уставе» 1720 года официально утверждён рисунок кейзерс-флага[19]кейзер-флаг»[20], «он же» гюйс). Впоследствии, царским указом от 7 октября 1721 году было велено «генерал-адмиралу графу Апраксину дать кайзер-флаг»[21] и он стал исполнять функции должностного флага генерал-адмирала. Должностной флаг генерал-адмирала поднимался, в том числе, на носу шлюпки[21] и исполнял функции своеобразного «шлюпочного гюйса». В роли шлюпочных гюйсов в российском флоте применялись также специальные должностные шлюпочные флаги адмиралов (см. Должностные флаги адмиралов).

Первым Морским уставом, утверждённым Пётром I 15 января 1720 года предписывалось иметь на «ластовых» (вспомогательных) кораблях Адмиралтейства «гюйс как на воинских кораблях» [22].

В Первом Морским уставе в описании реестра запаса шкиперских вещей («флагов, вымпелей и флюгилей» упоминается «торговой флаг и гуис» (помимо «кейзерс флага и гуиса»)[23], но нет сведений о том, отличался ли гюйс торговых судов от гюйса военных кораблей.

Указом всероссийской императрицы Екатерины II от 23 сентября 1770 года было определено:

«Генерал наш Граф Алексей Орлов, находясь во флоте Нашем в Архипелаге, имел нужду принять над оным главную команду и употребить при том Наш Кайзер-флаг… Уважая по тому сие происшествие, соизволяем Мы, чтобы сей Кайзер-флаг, который он умел столь кстати и счастливо употребить, остался у него на всю его жизнь, и чтоб он, будучи на кораблях наших, мог выставлять его, когда разсудит…»[24]

В указанном выше совместном качестве — гюйс и крепостной флаг — применялся до 1913 года, когда высочайшим повелением всероссийского императора Николая II от 7 (20) декабря 1913, объявленным военным министром[25] был утверждён новый образец крепостного флага[26] (в центр был добавлен государственный орёл), который просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года:

Крепостной флаг — красного цвета с синим Андреевским крестом, окаймлённым белыми полосами и с белым прямым поперечным крестом.

По средине флага, с двух сторон его, нашивается или наносится краскою Государственный герб, чёрного цвета, вышиною в 7 футов.

Размеры флага: в длину 18 футов, в ширину 9,5 футов; ширина синих полос, образующих Андреевский крест — 12 дюймов; ширина белых полос, окаймляющих Андреевский крест, — 6 дюймов; ширина белых полос, составляющих вертикальный крест, — 8 дюймов.

Гюйс ВМФ СССР

Гюйс и крепостной флаг ВМФ СССР 1924—1932 гг.

После Октябрьской революции, несмотря на отмену большевиками других исторических символов России, в качестве гюйса и крепостного флага в Советской России, а потом и в СССР до 1924 года использовался «царский» гюйс.

29 августа 1924 года, постановлением Президиума ЦИК СССР «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик»[6], был утверждён новый рисунок гюйса и крепостного флага. В центр флага был добавлен белый круг с изображением красной звезды с серпом и молотом посередине:

Гюйс и крепостной флаг (морских крепостей) — прямоугольный красный флаг с отношением длины к ширине 3:2. В центре флага белый круг, внутри которого красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх. Внутри звезды помещены белый серп и молот.

Круг имеет диаметр, равный половине ширины флага, а звезда 5/6 диаметра круга.

От белого круга расположены полосы:

во 1) к углам гюйса — синие ровные, окаймлённые белыми,

во 2) к серединам сторон флага — прямые белые.

Ширина синих полос равна 1/10, ширина окаймляющих их белых — 1/25 и ширина белых полос (к серединам сторон) — 1/20 ширины гюйса.

Гюйс и крепостной флаг ВМФ СССР 1932—1964 гг.
Гюйс СССР на ракетном крейсере «Маршал Устинов»

7 июля 1932 года, постановлением ЦИК и СНК СССР «Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1924 г. о флагах и вымпелах Союза ССР»[7], гюйсом и крепостным флагом было утверждено красное полотнище, в середине которого белым контуром изображалась пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре.

Гюйс и крепостной флаг (морских крепостей) — прямоугольный красный флаг с отношением длины к ширине 3×2. В центре флага красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх, внутри которой помещены белые серп и молот.

Пятиконечная красная звезда окаймлена белой окантовкой. Размер диаметра красной звезды равен 2/5 ширины флага, а размер диаметра белой окантовки равен 9/10 ширины флага.

Гюйс или крепостной флаг ВМФ СССР 1964—1992 гг.

21 апреля 1964 года, постановлением Совета Министров СССР № 334 «О военно-морских флагах СССР»[8], было изменено описание гюйса ВМФ СССР (изменён размер красной звезды и центр её размещения):

Гюйс или крепостной флаг — представляет собой красное полотнище, в центре которого помещена красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх. Внутри красной звезды вписаны серп и молот белого цвета. Красная звезда окаймлена белой окантовкой.

Отношение ширины флага к длине — один к полтора. Расстояние от верхнего конца белой окантовки до верхней кромки флага равно 1/12 ширины флага, а расстояние от нижних концов белой окантовки до нижней кромки флага равно 1/6 ширины флага. Диаметр красной звезды — 1/2 диаметра белой окантовки.

Гюйс ВМФ Российской Федерации

Гюйс и крепостной флаг ВМФ России 1992—2000 гг.
Гюйс и крепостной флаг ВМФ России с 2001 г.

21 июля 1992 года, согласно указу Президента Российской Федерации № 798[27], в связи с прекращением существования Союза ССР, необходимостью приведения статуса кораблей (катеров) и судов Военно-Морского Флота Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права и на основании решения, принятого на рабочей встрече глав государств Содружества Независимых Государств 16 января 1992 года, были утверждены описания и рисунки военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации:

Гюйс и крепостной флаг представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отношение ширины флага к длине — один к полтора, ширины голубой полосы к длине флага — 1/10.

Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища — 1/20, белой окантовки диагонального креста — 1/40.

26 июля 1992 года на кораблях, катерах и судах был произведён торжественный спуск военно-морских флагов, вымпелов СССР и торжественный подъём военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации. В качестве гюйса ВМФ России стал снова использоваться гюйс Российской империи.

29 декабря 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2000 № 162 «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск»[28], вступившим в силу 1 января 2001 года, был возвращён исторический синий цвет Андреевского креста, что повлекло за собой автоматическую смену всех флагов с его изображением.

«Гюйс, поднятый на корабле, обозначает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимается на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовах). Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага.

Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов»

— Статья 628 Корабельного устава ВМФ РФ[9]

В Военно-Морском флоте Российской Федерации поднимается ежедневно на носу (на баке) кораблей (в том числе, и на подводных лодках), одновременно с кормовым флагом, обычно, с 8 часов утра и до захода солнца.

Гюйс кораблей пограничных служб Российской Федерации

Гюйс кораблей 1 и 2 рангов Пограничных войск Российской Федерации, 1993—2008 гг.
Гюйс кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов, с 2008 г.

21 мая 1993 года, указом Президента России № 720[29], в связи с образованием Пограничных войск Российской Федерации был утверждён гюйс для кораблей пограничных войск:

Гюйс кораблей 1 и 2 рангов Пограничных войск Российской Федерации — представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен тёмно-голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отношение ширины флага к его длине — один к полутора, ширины тёмно-голубой полосы к ширине флага — 1/7, ширины белой полосы вертикального креста к ширине тёмно-голубой полосы диагонального креста — 1/2, белой окантовки диагонального креста к ширине тёмно-голубой полосы — 1/4.

1 сентября 2008 года, Указом Президента России № 1278[30], в целях реализации единой государственной политики в области геральдики, сохранения и развития исторических традиций в области геральдики, был утверждён новый гюйс кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов Российской Федерации:

Красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой.

Отношение ширины гюйса к его длине — два к трём. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса — один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса — один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста — один к двум.

Пропорции и цвет диагонального креста стали соответствовать Военно-морскому флагу Российской Федерации, но в отличие от гюйса Военно-Морского Флота, ширина белой окантовки диагонального креста в три раза больше.

См. также

Источники

  • Полное собрание законов Российской империи (1649—1825) - С-Пб, Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830 /ПСЗ РИ (1649—1825)/.
  • Полное собрание законов Российской империи Собрание третие. (1881—1913) - С-Пб, 1885 /ПСЗ РИ (1881—1913)/.

Примечания

  1. "Словарь иностранных слов русского языка", с."Гюйс" © Словари и энциклопедии на Академике (dic.academic.ru)
  2. Д.Раскин "Русский флаг", Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» №3, 1990.
  3. Постановление правительства Латвии от 10 августа 1922 года «О латвийских государственном, торговом, должностных и отдельных учреждений флагах и флагах военных кораблей»
  4. «Kлассификация флагов» © Российская геральдическая палата
  5. Christopher Southworth "The civil jack (Pilot jack)" 11 June 2004 © FOTW Flags Of The World website
  6. 1 2 Постановление Президиума ЦИК СССР от 29.08.1924 «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик»
  7. 1 2 Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.07.1932 «Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1924 г. о флагах и вымпелах Союза ССР»
  8. ↑ Постановление Cовмина СССР от 21.04.1964 № 334 «О военно-морских флагах СССР»
  9. ↑ Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации, введен в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 1 сентября 2001 года № 350
  10. "Pilots flag: United Kingdom / Anchor Ball and Pilot Jack" David Prothero, 3 September 2003 © FOTW Flags Of The World website
  11. ↑ «Флаги военного флота Российской империи (часть 1). Гюйс». Last modified 17.1.2010 © Russian Centre of Vexillology and Heraldry
  12. "Naval Jack (The Netherlands)/Dutch Naval Jack" Mark Sensen, 27 January 1996 © FOTW Flags Of The World website
  13. "Naval Jack (The Netherlands)/Dutch Naval Jack", Mark Sensen, 6 June 1998 © FOTW Flags Of The World website
  14. "Pilots flag: United Kingdom. The civil jack (Pilot jack)" © FOTW Flags Of The World website
  15. Albert A. Hopkins & A. Russell Bond "Scientific American Reference Book" Munn & Co., New York. 1905
  16. "Civil Jack (The Netherlands)/Geus voor pleziervaart (Nederland)" © FOTW Flags Of The World website
  17. "Civil Jack (The Netherlands)", Mark Sensen, 6 June 1998 and 8 June 1998 © FOTW Flags Of The World website
  18. De Geus © Gelderse Vlaggenhandel
  19. Полное собрание законов Российской империи (1649—1825). Чертежи и рисунки к собранию. Лист 30. «Флаги, Вымпели, Гюисы воинских Караблей и Галер; также Сигнальные флаги и Вымпели ко обоим, также торговых и прочих партикулярных и всяких судов флаги»
  20. Полное собрание законов Российской империи (1649—1825). Том VI (1720—1722), стр.101 — № 3485 «Устав морской» Книга V, ст.1
  21. ↑ «Флаги военного флота Российской империи» Часть 2: Должностные флаги адмиралов / Флаг генерал-адмирала. Last modified 18.3.2008 © Russian Centre of Vexillology and Heraldry
  22. Полное собрание законов Российской империи (1649—1825). Том VI (1720—1722), стр.18 — № 3485, «Устав морской» Книга II, Глава III, ст.6
  23. Полное собрание законов Российской империи (1649—1825). Том VI (1720—1722), стр.91 — № 3485, «Устав морской» Книга V, ст.11
  24. Полное Собрание законов Российской империи, XIX,ст.152, цит. по: Соколов В. А. Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР, М, изд-во МГИУ, 2002, ISBN 5-276-00240-1, СС.29-30
  25. Полное собрание законов Российской империи (1881—1913). Том XXXIII (1913). Отделение 1, стр.1352 — № 40638.
  26. Полное собрание законов Российской империи (1881—1913). Том XXXIII (1913). Отделение 2, «Штаты и табели», стр.441 — ст."К № 40638 — 1913 Декабря 7"
  27. Указ Президента России от 21.07.1992 № 798 «О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации»
  28. Федеральный закон от 29.12.2000 № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск»
  29. Указ Президента России от 21.05.1993 № 720 «Об утверждении описания и рисунков флагов, вымпелов и бортового отличительного знака кораблей, катеров и судов пограничных войск Российской Федерации»
  30. Указ Президента России от 01.09.2008 № 1278 «Об утверждении описания и рисунка флага директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и описаний и рисунков флагов и вымпела кораблей, катеров и судов пограничных органов»

Литература

  • Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1910;
  • Михельсон А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней, 1865;
  • Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 1907;
  • Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1907;
  • Крысина Л.П. Толковый словарь иностранных слов - М: Русский язык, 1998.

Ссылки

  • Dictionary of Vexillology: J (Jack - Jolly Roger) © FOTW Flags Of The World website

Гюйс.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01