Lt304888.ru

Туристические услуги

Проспер Аквитанский

14-06-2023

Проспер Аквитанский (Проспер Тирон[1], лат. Prosperus Aquitanus, ок. 390460 гг.) — святой, богослов и историк родом из римской провинции Аквитания (на границе Галлии с Испанией).

Составил хронику, которая считается ценным источником по истории Европы 1-й половины V века, также известен в связи с рядом теологических сочинений.

Содержание

Биография

Точные даты его жизни не известны. Впервые Проспер упоминается в письме к Св. Августину в 429 году, где характеризуется как человек, выдающийся своей нравственностью, красноречием и энергичностью. На основании этого историки определяют его возраст примерно в 40 лет, чтобы соответствовать данной характеристике. Свою хронику Проспер оканчивает 455 годом. Византийский историк Марцеллин Комит упоминает его имя под 463 годом, что предполагает кончину Проспера в промежутке между 455 и 463 годами.

Проспер принял активное участие в богословском споре с «марсельскими монахами» (в том числе, с преподобными Кассианом Римлянином и Викентием Леринским) о соотношении благодати и свободы воли, по этому поводу состоял в переписке со святым Августином, учением которого восхищался. В 431 году он посетил Рим, где добился поддержки папой Целестином I учения Августина.

В 433 году Проспер составил первую редакцию своей хроники («Epitoma chronicon»), которую затем дополнял вплоть до 455 года. От библейского создания мира до 378 года хроника является пересказом хроники Св. Иеронима. В описание событий 1-й половины V века труд Проспера содержит подробные сведения, многие из которых не отражены другими авторами. Это относится в частности к нашествию германцев на Галлию, войнам с вандалами.

Около 440 года папа Лев I сделал Проспера своим секретарём, доверяя ему составлять письма от своего имени. Проспер был, видимо, свидетелем разграбления Рима вандалами в 455 году, этим событием завершается его хроника.

Память Св. Проспера Аквитанского отмечается 25 июня.

Изречения и взгляды

Одно из самых часто цитируемых изречений Проспера: «Legem credendi lex statuat supplicandi» (позднее сокращённый до «lex orandi lex credendi»): порядок богослужения определён верой.[2] Этот теологический принцип озвучивает тесную связь литургической жизни с верой в Бога, устанавливает взаимосвязь внутреннего убеждения (веры) с её внешним проявлением (молитвой). Отступления от молитвы могут повлечь, согласно этому принципу, искажения в глубине веры.

Другой известный афоризм Проспера: «Quidquid non possidet armis, religione tenet»: что не завоёвывается оружием, то управляется религией.[3]

Издание

  • Хроника Проспера Аквитанского (перевод с лат. - Суровенков Д. 2009). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 18 февраля 2011.

Примечания

  1. Так называли Проспера в нескольких манускриптах (Brussels manuscript; Bede: De arte metrica, xxii) его хроники. Тиро на латыни означает новичок.
  2. Авторство также приписывается папе Целестину I в письме к епископам Галлии в 422 году.
  3. Prosper of Aquitania, Carmen de Ingratis, 41-44

Ссылки

  • Латинские тексты
  • Яков Кротов: Словарь святых. Проспер Аквитанский
  • «Tiro Prosper of Aquitaine». Catholic Encyclopedia. (1913). New York: Robert Appleton Company.
  • PROSPER OF AQUITAINE: The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, Vol. IX

Проспер Аквитанский.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01