21-07-2023
Уфимский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирский |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
12 |
Количество маршрутов в период максимального развития |
24 |
Длина контактной сети в период максимального развития |
156 км |
Количество трамвайных парков |
2 |
Количество трамвайных парков в период максимального развития |
3 |
Количество вагонов |
166 |
Количество вагонов в период максимального развития |
402 |
Ширина колеи |
1524 мм |
Протяжённость самого длинного маршрута |
8 (16 км) |
Компания-перевозчик |
МУЭТ г. Уфы |
Уфимский трамвай — трамвайная система города Уфы.
Содержание |
1898 год — первое предложение инженера Коншина построить в Уфе электрический трамвай.
1911 год — Уфимская городская дума приняла решение об организации в нашем городе трамвайного движения.
1913 год — инженеры Васильев и Штудер обратились в городскую думу с целью построить трамвайную линию.
1934 год — 5 марта Совет Народных Коммисаров СССР принял постановление о строительстве в Уфе трамвайной линии.
1936 год — весной этого года началось строительство трамвайной линии на улице Зенцова (ныне улица Ленина). В августе преобретены 5 моторных вагонов и столько же прицепных.
1937 год — 23 января совершен пробный пуск. В ночь на 24 января было открыто движение трамвая по улице Ленина от здания Почтамта до улицы Пермской. Регулярное движение началось 1 февраля.
1938 год — в январе этого года получен снегоочиститель. К этому году эксплуатировалось 8 моторных и 5 прицепных вагонов. В сентябре этого года вступил в эксплуатацию участок от улицы Буденного (на которой находилось травайное депо) до новой типографии (начало нынешнего Проспекта Октября).
1940 год — к этому году протяжённость трамвайных путей равнялась 21 км на трёх маршрутах, по которым ходили 17 вагонов Х и 15 прицепных вагонов М. Участок от улицы Бабушкина (типографии) до Мясокомбината был однопутным с разъездами.
1945 год — ликвидирован однопутный участок с разъездами по улице Шота Руставели, в связи со строительством новой ветки по улице Трамвайной от остановки «Мясокомбинат» до нынешней остановки «Улица Трамвайная» по прорубленной просеке через лесной массив нынешних парков Калинина и Матросова.
1952 год — построена линия по улице Революционной ( от пересечения с Зенцова), Аксакова, Свердлова до Хлебзавода. Получены первые два вагона модификации МТВ-82.
1956 год — открыто трамвайное депо № 2, как структурная единица (цех) нефтезавода. Проложена линия от трамвайного депо 2 (через Колхозный рынок) до Монтажников.
1957 год — построена линия от поворота на улицу Ульяновых до улицы Космонавтов.
1958 год — достроена линия до НУНПЗ и проложена линия от кольца «Улица Космонавтов» до БХП «Агидель» (через улицу Шумавцова) и до стадиона имени Гастелло.
1959 год — построено кольцо на станции Загородной.
1961 год — получены первые 10 вагонов модификации РВЗ-6. Ликвидировано оборотное кольцо на площади перед уфимским железнодорожным вокзалом, а линия продлена до Товарного двора (ныне Улица Дзержинского).
1962 год — открыта линия по проспекту Октября на участке от улицы Трамвайной до улицы Космонавтов.
1966 год — построена линия до улицы Ветошникова и открыт 16 маршрут: Хлебзавод — Улица Ветошникова.
1969 год — открыта линия по улицам Большая Гражданская и Рихарда Зорге, по ним пущены маршруты 5, 9, 10, 14.
1970 год — открыта линия по бульвару Ибрагимова. Демонтировано кольцо на Госцирке, являвшегося в 1945-1950-х годах конечным пунктом двухпутного участка южной части сети под названием "Детский санаторий", а позднее разворотным кольцом для маршрутов 10 и 14. Маршруты 10, 14, 19 и 20 закольцевали через Госцирк. Открыты маршруты: 18 «Строительная — Парк имени Якутова», 19 «Улица Дзержинского — Госцирк», 20 «Оперный театр — Госцирк».
1971 год — демонтирован участок по улице Диагональной (ныне улица 50 лет октября) от улицы Мингажева до улицы Оренбургской. Построена линия до улицы Менделеева, а 16 маршрут продлён до «Санатория "Зелёная Роща"». Открыты кольцевые маршруты: 21/22 «Госцирк — Санаторий "Зелёная роща"».
1972 год — открыта линия до Химпрома с запуском 23 маршрута «Улица Космонавтов — Улица Инициативная». Запущен 24 маршрут по направлению Оперный театр — Санаторий "Зелёная Роща".
1975 год — открыта линия до Автоцентра «ВАЗ» с продлением 3-го и 8-го маршрутов.
1980 год — ликвидирован участок по улице Ленина от улицы Революционной до Оперного театра (кольцо находилось на площади перед нынешним Гостиным двором). 1 маршрут запущен до Санатория «Зелёная Роща» (через Центральный рынок). Отменены 2, 14, 13, 20 и 24 маршруты. 4 и 9 маршруты продлены до Улицы Пушкина, в связи с этим отменён 13 маршрут.
1983 год — возобновлён 2-й маршрут после строительства стрелки с бульвара Ибрагимова до улицы Оренбургской.
1985 год — запущена линия по улице Вологодской от Автоцентра «ВАЗ» до Стадиона имени Гастелло, по ней пустили 14 маршрут.
1986 год — протяжённость трамвайных путей составляла 156 км (максимальное значение для Уфы). Демонтировали линию между корпусами УГНТУ, линию перенесли на улицу Космонавтов. Открыты маршруты: 3к «Автоцентр «ВАЗ» — Монтажников», 8к «Автоцентр «ВАЗ» — Улица Космонавтов».
1995 год — протяженность трамвайных путей составляла 156 км, количество маршрутов было 23, перевозка пассажиров составляла 90,17 миллионов в год.
1996 год — закрыто движение по улице Инициативной и на участке между НУНПЗ и Станцией Загородной, соответственно отменен маршрут № 23, а маршрут № 6 стал курсировать до Автоцентра «ВАЗ». Отменены маршруты №№ 11 и 17. Маршруту № 9к присвоен номер 20.
2004 год — демонтаж трамвайной линии на проспекте Октября между Госцирком и Аграрным университетом. Закрыты маршруты №№ 2, 2а, 20, 23. Летом этого года демонтирована трасса от Монтажников до НУНПЗ. 12 маршрут сокращен до Монтажников.
2005 год — отменено движение до Улицы Дзержинского в связи, с реконструкции железнодорожного вокзала. Приостановлено движение маршрутов №№ 7, 10, 19. По итогам года, МУП «Управление электротранспорта города Уфы» обслуживало 20 трамвайных маршрутов.
2006 год — в июне этого года, в связи с закрытием на реконструкцию железнодорожного вокзала города Уфы, движение трамваев по бульвару Ибрагимова и на Железнодорожный вокзал временно прекращено. В начале сентября этого года был закрыт участок путей по улице Уфимское шоссе. Были изменены маршруты №№ 4, 8, 14, 17. Маршрут № 9 отменён, так как за счёт деградации сети выродился в маршрут № 4.
2007 год — 17 июня движение было восстановлено, но трамваи стали ходить только до Железнодорожного вокзала (до реконструкции вокзала ходили до Улицы Дзержинского). В результате снятия путей по улице Ленина маршруты на Железнодорожный вокзал (№№ 1, 7, 10, 19) стали ходить по бульвару Ибрагимова. Маршруты №№ 5 и 5к — через Центральный рынок. Маршрут № 18 продлён до «Санатория "Зелёная Роща"». Маршруты №№ 5к и 22 оборачиваются на конечной «Лесопарковый проезд» за Госцирком, ранее использовавшейся только для служебных целей.
2008 год — согласно перечню подвижного состава МУЭТ, на балансе было 224 вагона. В этом году началось сокращение протяжённости путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на проспекте Октября и на въезде в Черниковку, от Аграрного университета до Улицы Космонавтов. Построены 2 разворотных кольца: северное — вокруг памятника М. Калинину на остановке «Улица Трамвайная» и южное — рядом с Госцирком.
2010 год — построено оборотное кольцо на остановке «Стадион имени Гастелло» со стороны улицы Вологодская. В результате маршрут № 6 был продлён от Автоцентра «ВАЗ» до Стадиона имени Гастелло.
Действующие маршруты | |||
---|---|---|---|
Номер | Конечные остановки | Депо | Примечание |
1 | Железнодорожный вокзал — Санаторий «Зелёная Роща» | 1 | |
3 | Автоцентр «ВАЗ» — Монтажников | 2 | |
4к | Трамвайное депо имени Зорина — Улица Пушкина | 1 | |
5 | Госцирк — Улица Пушкина | 1 | |
6 | Улица Космонавтов — Стадион имени Гастелло | 2 | |
7 | Железнодорожный вокзал — Улица Пушкина | 1 | |
8 | Улица Интернациональная — Улица Трамвайная | 2 | |
10 | Госцирк — Железнодорожный вокзал | 1 | |
12 | Улица Интернациональная — Монтажников | 2 | работает в час пик |
16 | Улица Пушкина — Санаторий «Зелёная Роща» | 1 | |
18 | Госцирк — Санаторий «Зелёная Роща» | 1 | |
21 | Трамвайное депо имени Зорина — Санаторий «Зелёная Роща» | 1 |
Закрытые маршруты | |||
---|---|---|---|
Номер | Конечные остановки | Депо | Примечание |
1к | Трамвайное депо имени Зорина — Санаторий «Зелёная Роща» | открыт осенью 2005 года, закрыт осенью 2006 года | |
2 | Театр кукол — Центральный рынок | закрыт в апреле 2004 года | |
2а | Театр кукол — Центральный рынок | закрыт в апреле 2004 года | |
4 | Улица Пушкина — Улица Интернациональная | закрыт в 2008 году | |
5к | Улица Пушкина — Лесопарковый проезд | закрыт в 2008 году | |
9 | Улица Пушкина — Улица Интернациональная | закрыт в 2006 году из-за деградации трамвайной сети, выродившись в маршрут № 4 | |
9к | Улица Пушкина — Театр кукол | открыт и закрыт в 1996 году | |
11 | Театр кукол — Стадион имени Гастелло | ||
13 | Театр кукол — Улица Интернациональная | закрыт в 1980 году, вновь открыт в 1986 году по новому маршруту | |
14 | Театр Кукол — Автоцентр «ВАЗ» | закрыт в 2008 году | |
15 | Театр Кукол — Автоцентр «ВАЗ» | закрыт в 2008 году | |
17 | Театр кукол — Улица Интернациональная | закрыт в 2008 году | |
19 | Трамвайное депо имени Зорина — Железнодорожный вокзал | изменён в 2004 году, закрыт в 2010 году из-за отсутствия пассажиропотока | |
20 | Театр кукол — Санаторий «Зелёная Роща» | возрождался несколько раз по разным маршрутам, окончательно закрыт в 2004 году | |
22 | Лесопарковый проезд — Санаторий «Зелёная Роща» | закрыт в 2008 году | |
23 | Автоцентр «ВАЗ» — Центральный рынок | закрыт в апреле 2004 года | |
24 | Оперный театр — Санаторий «Зелёная Роща» | открыт в 1972 году, закрыт в июле 1980 года |
На 1 июля 2011 года, по данным МУЭТ г. Уфы, в депо №№ 1 и 2 числилось 166 вагонов в пассажирской эксплуатации:
В 2008 году на маршруты депо № 2 вышли 4 новых вагона T6B5 «INECON» (АО «INECON GROUP» (Чехия)), ставшие последними выпущенными вагонами этой серии. Летом 2009 года был получен вагон 71-623 Усть-Катавского завода. Все вагоны РВЗ-6М2 были списаны в 2008-2009 годах.
Стоимость проезда за наличный расчет с 1 декабря 2009 года составляет 9 рублей. Стоимость провоза багажа — 6 рублей.
Стоимость проезда по картам:
Оплата производится кондуктору, а при его отсутствии — вагоновожатому при выходе.
Общественный транспорт Уфы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Действующий |
|
||||||
Проектируемый | Скоростной трамвай • Метробус | ||||||
Терминалы |
|
Уфимский трамвай.