07-07-2023
Черка́сы (итал. Circassi) — название племен торков и берендеев[1], чёрных клобуков[2] в древних и средневековых русских летописях, один из народов Золотой Орды[3][4][5] и средневекового Египта в XIII—XIV вв.[6][7], а также экзоним казаков (преимущественно, украинских[8][9]) в российском государстве (в частности, в официальных документах) до конца XVIII вв.
Содержание |
Страбон (I век н. э.) сообщал : «После территории Синдов и города Горгипии путник приходит к берегу Ахеев, Зигов и Гениохов, который, по большей части высок и непригоден для приставания судов…»
Историк начала XIX века А. Попов считал, что черкасы впервые упоминаются в начале II века н. э. под названием гениохов. Согласно Попову, Анквиал, как правитель Черкасии, был известен и при при преемнике Траяна Адриане[10]. Согласно Диону Кассию, в 114 году Траян в Малой Армении в г. Сате принимал правителя гениохов и махелонов Анхиала с большим торжеством и отпустил его с богатыми дарами[11].
Распространение среди черкасов (адыгов) христианства относится ко времени византийского императора Юстиниана (527—565), который на их земле построил первый храм. Тогда же была основана и православная «Зихийская епархия», подчинявшаяся Константинопольскому Патриархату (существовала до конца XI века). Епископ черкесов-христиан участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе[12].
Черкасы названы Рашид ад-Дином среди народов, которые Чингисхан предназначил для владений Джучи (в одном ряду с урусами и асами)[13](в § 262 и 270 «Сокровенного сказания» они названы серкесутами); о них говорится в булле Иннокентия IV 1245 года[14].
Этноним «черкасы» итальянского происхождения и был позаимствован у средневековых генуэзских купцов и путешественников, которые первые придали ему распространённость[15][16][17]. Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», и на их собственном наречии они называются «адыги»[18].
Название «черкесы» использовалось тюркскими народами (главным образом киргизами[15], татарами[19][20][21][22] и турками[23]), а также русскими. На рубеже XIII и XIV столетий в русских летописях вместо «касогов» постепенно появляется новый экзоэтноним «черкесы»[24]. При этом их также иногда называли турецким именем «казаки»[15]. В то же время, исследователями отмечается, что русские дали коллективное имя «черкесы» горцам Черкасии, входившим в различные племена[25].
В русском языке форма «черкес» вытеснила форму «черкас» лишь в XIX веке[26], после начала Кавказской войны.
Первые упоминания черкасов в русских летописях относятся к XIV веку: Ясские и Черкасские горы упомянуты в повести о смерти Михаила Тверского[27]; черкасы — один из народов Золотой Орды, пострадавший от мора 1346 года[3]; черкасы названы среди жителей египетской Александрии, пострадавших от похода 1365 года[6]; также «черказы» были среди участников войска Мамая во время Куликовской битвы[4][5]. В Воскресенской летописи XVI века при описании событий 1152 года название Черные Клобуки поясняется «еже зовутся Черкасы»[28], однако в более ранних летописях (например, Ипатьевской) такое пояснение отсутствует.
Период XIII-XIV веков характеризуется массовой миграцией черкасов в регион среднего Поднепровья (Запорожья), получивший в связи с этим наименование «Черкасии»[29]. В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» указывает, что курский баскак (губернатор) Ахмат вызвал часть черкасов с горы Бештау и Пятигорья:
Оные прежде из кабардинских черкес в 14-м веке в княжестве Курском, под властью татар собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, и из-за многих на них жалоб татарским губернатором на Днепр переведены, и град Черкасы построили. Потом, усмотрев польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаков превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесами поименовались. При царе Иоанне IV-м, на Дон с князем Вешневецким перейдя, град Черкасский построили…
— Татищев В. Н., История Российская[30]
Владимир Вернадский также высказывает мнение о том, что город Черкассы был основан в XI веке, если не раньше, в то время у князя Мстислава Черниговского и Тмутараканского была личная охрана из черкесов[31].
Известный российский историк Карамзин писал:
Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки — также… приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем.
— Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 5[32]
Также, согласно Карамзину, в XV в.
между Азовским и Каспийским морем, сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своем представляющих смесь Европейских с Азиатскими чертами; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и наездников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои — говорим о славных Донских Козаках … они считались Российскими беглецами; искали дикой вольности и добычи в опустевших Улусах Орды Батыевой, в местах ненаселенных, но плодоносных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в Северную Европу; утвердились в нынешней своей области; взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским, или Козачьим (ибо то и другое имя знаменовало одно); доставали себе жен, как вероятно, из земли Черкесской и могли сими браками сообщить детям нечто Азиатское в наружности.— Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 8[33]
Среди довольно противоречивых положений и сведений, изложенных в данной цитате, к примеру, о том, что донские (или «азовские») казаки «считались Российскими беглецами» (скорее всего, это именно так и считалось в русских землях) и «говорили нашим языком» (что к этому времени, вполне, могло уже иметь место) есть важное замечание о том, что в то время казаки именовались черкасами (или наоборот — черкасы казаками) «ибо то и другое имя знаменовало одно».
Это подтверждает и Сигизмунд фон Герберштейн, посол германского императора, посетивший Великое княжество Московское в 1517 и в 1526 гг., который, в частности, рассказывал, что там, где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили черкасы пятигорские или чики (Chiki):
Этот народ, надеясь на защиту своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на славянском языке, которым главным образом и пользуются. Они по большей части смелые пираты. Спускаясь в море по рекам, которые текут с их гор, они грабят, кого попало, а особенно купцов, плывущих из Кафы в Константинополь.
— С. фон Герберштейн. Записка о русских делах[34]
— они не подчинялись никому. Ещё отец Ивана Грозного жаловался на них турецкому Султану «как Государю Азовской земли»,
…но они гнушались зависимостию от Магометанского Царства, признали над собою верховную власть России — и в 1549 году Вождь их Сарыазман, именуясь подданным Иоанна, строил крепости на Дону: они завладели сею рекою до самого устья, требовали дани с Азова, воевали Ногаев, Астрахань, Тавриду; не щадили и Турков; обязывались служить вдали бдительною стражею для России, … и, водрузив знамение креста на пределах Оттоманской Империи, поставили грань Иоанновой Державы в виду у Султана, который доселе мало занимался нами, но тут открыл глаза, увидел опасность…— Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 8[33]
В 1552 году черкасы владеют берегами Каспия и низовьями Волги. Передали Астрахань в 1556 году Ивану Грозному, проложив Черкасскую и Кабардинскую дороги для сообщения с далеким союзником и покровителем — царем России — и другими северокавказскими племенами[35], часто обижали ногайцев[33]. Ногайский Мурза Белек писал Государю: «Аккобек царь с Черкасы в свойстве учинили, и они ему Юрт его, взяв, дали: и Ямгурчей царевич в свойстве учинился и ему Юрт его, взяв, дали ж»[36].
В 1561 году состоялся брак Ивана Грозного с Марией Темрюковной, «из черкас пятигорских девицей». Весной 1578 в Москву приехало большое кабардинское посольство, и били челом «ото всее черкасские Кабарды» и просили «обороны от крымского царя и от иных недругов их»[35]. Тогда же, судя по актам, «сошли на Москву» последние черкаские князья[34], ведущие свою родословную от патриарха черкесских княжеских родов Инала Светлого, правившего в Черкесии XV в. Потомки его, «однородцы» с кабардинскими князьями дома Идархэ (Идаровы), по переезде в Россию, после завоевания Иоанном IV Астрахани в XVI в., именовались князьями Черкасскими и в родословных сказках своим предком называли египетского султана. Они дали начало нескольким княжеским родам Российской империи (см. Черкаские князья), которые в дальнейшем играли большую роль в русской истории. Обосновались в России и другие родственные роды князей Черкасских, также являвшихся Иналидами, но происходивших не из дома Идаровых (там же). В Кремле появляется Черкасский двор, а в городе — Большой и Малый Черкасские переулки[37].
См. также: Адыги и Москва: история
C 1625 года к титулу царя Михаила Федоровича добавляется фраза: «Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей», что нашло позднее свое отражение и на гербе Российской империи. (На рисунке — один из щитов Большого государственного герба Российской империи, поля которого указывают на титулы Российского Императора, как на «Черкасских и Горских князей и иных Наследного государя и обладателя», за исключением 4-го поля, в котором находится герб титула «Государь области Арменския» — в золотом щите червлёный коронованный лев.[38])
В XVII веке Джиовани де Лукка, префект доминиканской миссии в Каффе, находит, что кавказские черкесы переходят в магометанство; у них нет ни писаных законов, ни церковных обрядов и христиане они только по имени; от греческой веры сохранили обычай носить съестные припасы на могилы покойников и соблюдают некоторые посты[39].
По сведениям английского путешественника Эдмунда Спенсера, неоднократно посетившего Кавказ в 1836—1838 г.:
|
В заселении южных окраин России в XVI—XVIII столетиях (современные Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская и другие области) принимали участие черкасы. Эти переселения поощрялись Москвой, заинтересованной в укреплении своих южных рубежей.
Существуют записи голландского путешественника и этнографа Карнелия де Бруина (1652—1727) о наличии черкасов (возможно, черкесов?) в некоторых районах Воронежа, которых он видел в 1707 г.:
«Мы заметили, что большая часть царских домов (кабаков) около Воронежа заселена была черкасами. Люди эти очень опрятны и так же опрятно содержат и свои дома, вообще нрава они веселого и живут весьма приятно, забавляясь всегда игрою на скрыпке и других струнных инструментах. Они тотчас же начинают свою музыку, как только кто-нибудь приедет к ним, и подают тут же мед и водку; между ними есть и женщины, оказывающие проезжим разные услуги. Одежда у них особенная, вовсе не похожа на русскую,…»— Максидов А. А. Фамилии адыгского происхождения на Украине[26]
По сведениям де Бруина, воронежские черкасы (черкесы?) были зажиточны и имели прислугу, к сожалению, он не приводит информации об их языке — ассимилировались ли они на тот момент в языковом отношении полностью или были двуязычны. Происхождение воронежских черкас (черкесов?) также не ясно: можно предположить, что это были вассалы одного из многих кабардинских Иналидов, осевших в Московии.[26]
В российском государстве (в частности, в летописях, а также, в официальных документах и государственных законодательных актах) вплоть до конца XVIII в. термин «черкасы» употреблялся в качестве экзонима малороссийских казаков и казаков вообще:
… если б вести им <"козакам"> имя особое, то следовало б называться черкасами, по пришедшим потом в Украйну из черкеской Кабарды черкесам <…> почему все козачество, да и вся Малороссия, потом черкасами проименовалась, а не козарами.
— Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще..., Гл. 3
По данным Г. В. Вернадского, в московских документах XVI и XVII веков черкасами назывались как черкесы, так и украинские казаки[31].
В то же время, российское правительство отличало черкасов от остального населения Малороссии. В указе императрицы Екатерины II от 8 декабря 1765 года сказано:
Буде ж кто из помещиков, захватя в свое владение из порозжих Государевых земель, поселили на тех землях разных наций людей, яко то Малороссиян и Черкас и другого звания, которых в вечность за собою укреплять запрещено, а они за ними остаться и ныне пожелают, то и на оных Малороссиян и Черкас отмерить же земли на число душ предписанную…
— Первое собрание, том XVII под № 12.519, п. 14
Поскольку термин «черкасы» применялся в отношении запорожских (малороссийских) казаков, а впоследствии им частенько стали называть население Малороссии вообще[8][9], это в последующем стало использоваться для создания теорий неславянского происхождения украинцев. Однако, работы Медико-генетического научного центра РАМН (в сотрудничестве с английскими и эстонскими учеными) подтвердили сходство протестированных украинцев с южными белорусами, западными и северными русскими (потомками насельников земель Руси вдоль её основной транспортной артерии — водного пути «из варяг в греки»), а также, южными славянами[41].
Знак принадлежности к социальным верхам казачьего общества — «оселедец» — основан на обычае издавна принятом у Черкасов на Кавказе. Итальянец Интериано писал об адыгах: «Носят длиннейшие усы. На поясе в кожаной сумочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на макушке Длинный пучок волос в виде косички»[42].
По данным А. В. Висковатова, в XVIII в. «черкески или верхние кафтаны» назначались отдельным казачьим войскам в качестве форменной одежды[43]. К. К. Абаза так описывал войско черноморских казаков: «Пеших казаков одели в зеленые черкески, конных — в синие, с откидными рукавами, с обложкой по борту из золотого и серебряного снурка»[44].
Интересное свидетельство о распространенности термина в 1831 г. оставил наказной атаман Черноморского казачьего войска Н. С. Заводовский:
Строго запрещается ввиду начальства, или при отправлении службы носить черкесские свитки и тому подобно неприличное одеяние, которое равно и шапки, могут только, кому угодно, — носить в частной жизни и по хуторам, или на кордонах, в разъездах, залогах и симу подобных службах.— Государственный архив Краснодарского края. Ф. 283. Оп. 1. Д. 172. Л. 176.
По сведениям Т. М. Марченко, у запорожцев кунтуш был известен под названием черкески[45]. В. Ф. Горленко считает, что в конце XVIII в. на Левобережной Украине бытовала «аналогичная кабардинской „черкеска“ с откидными рукавами»[46].
Этнонимы и субэтносы абхазо-адыгских народов | ||
---|---|---|
Устаревшие этнонимы | Гениохи | Зихи ( Зиги, Зюхи, Джики ) | Каски | Касоги | Черкесы ( Черкасы ) | Меоты ( Дандарии | Синды | Досхи, Тореты (или Тореаты) | Агры | Аррехи Тарпеты | Обидиакены | Ситтакены | Аспургиане ) | Керкеты | |
Субэтносы абхазов | Абжуйцы | Аибга | Ахчипсы | Бзыпцы | Гумцы | Псхувцы | Садзы | Самурзаканцы | Цабальцы | Дальцы | Цвыджи | Абхазские негры | |
Субэтносы адыгов | Кабардинцы | Черкесы | Шапсуги (в том числе хакучи) | Адыгейцы ( Абадзехи, Адамийцы, Бесленеевцы, Бжедуги, Егерукаевцы, Мамхеги, Махошевцы, Натухайцы, Хегайки, Хатукайцы, Темиргоевцы, Тубинцы, Жанеевцы, Гуайе, Чебсин, Адале ) | Френккардаши | |
Субэтносы абазин | Ашхаруа (Шкаруа) | Тапанта (Ашуа) ( Башилбаевцы, Баракаевцы, Баговцы, Дудароковцы, Тамовцы, Лоовцы, Кизилбековцы, Шахгиреевцы ) | |
Субэтносы убыхов | Субешх | Хизе | Вардане | Псахе | Саше | Соча | |
Информация по диаспорам : в Турции, в Сирии, в Ливии, в Египте, в Иордании, в Израиле |
Черкасы.