13-10-2023
Шейх Санан | |
азерб. Şeyx Sənan / شیخ سنان | |
Афиша спектакля. Азербайджанский государственный драматический театр им. М. Азизбекова. Сезон 1956—1957 гг. |
|
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: | |
Публикация: | |
Отдельное издание: | |
Предыдущее: | |
Следующее: |
«Шейх Санан» (азерб. Şeyx Sənan / شیخ سنان) — стихотворная драма, трагедия в пяти действиях азербайджанского поэта и драматурга Гусейна Джавида о любви мусульманина шейха Санана к грузинке-христианке Хумар. В образах главных героев, Санана и Хумар в драме, как отмечается, выражен гневный протест, романтический бунт антигуманистической сущности религии[1]. Во имя любви Санан, будучи правоверным мусульманином, признанным учёным разуверяется в исламе, отвергает самые его основы, обвиняет все религии в разъединении людей. Миру слепой веры, мёртвой религиозной догматики шейх Санан, как указывается, противопоставляет мир любви, дружбы, человечности. В драме подытожены те антиклерикальные мысли, которые были высказаны поэтом и в ряде лирических произведений[2].
Написана была в 1912—1914 гг., в период жизни Джавида в Тифлисе и Нахичевани. В 1915—1916 гг. издавалась в Баку в различных газетах. Как отдельная книга была опубликована в 1917 году издательством газеты «Ачыг сёз» (азерб.)русск.. Впервые была поставлена в 1921 году на сцене Государственного театра. Повторно издавалась в 1926, 1958, 1968 гг[3].
В центре произведения стоят два образа: Санан и Хумар. Человек высокого интеллекта и моральной чистоты, Санан, получивший духовное образование, проникается глубокими сомнениями в отношении многих установлений религии. Он начинает чуждаться тех, кто верит в религиозные небылицы, ищет бога в самом себе. Сомнения Санана вызывают гнев окружающих фанатиков, усиливающийся после того, как становится известно о любви Санана и грузинки Хумар — дивной красавицы, явившейся ему во сне и которую после после долгих поисков он нашел в действительности. В Тифлисе он полюбил грузинку и согласен на условия отца девушки — предать огню священный Коран и стать свинопасом[2].
Ни национальные, ни религиозные предрассудки не могут убить любовь Санана и Хумар, в которой они видят высшее проявление человеческой сущности, они разрушают все преграды на своём пути. Во имя любви Санан окончательно порывает с окружающей средой и отрекается от Корана. Он убеждается в том, что вера — зло, сеющее раздор между народами, разделяющее людей. Тема идеальной любви противопоставляется в пьесе насилию, фанатизму, предрассудкам. Но в конце концов Санан и Хумар оказываются побеждены в борьбе с окружающим злом. Преследуемые фанатиками, они находят свое спасение в гибели[1].
Это заготовка статьи о пьесе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Гусейн Джавид | ||
---|---|---|
Пьесы | Афет (1906—1909) • Мать (1910) • Марал (1912) • Шейх Санан (1915) • Шейда (1916) • Пропасть (1917) • Иблис (1918) • Пророк (1923) • Хромой Тимур (1925) • Князь (1928—1929) • Струнный саз (1930) • Сиявуш (1932—1933) • Хаям (1935) • Шехла (1936) • Месть Демона (1936—1937) | |
Поэма | ||
Сборники стихов | Минувшие дни (1913) • Весенние росы (1917) |
Шейх Санан (пьеса).