23-10-2023
Гасан Алкадари (лезг. Гьасан-эфенди Абдуллагьан хва Алкадари) |
|
---|---|
Имя при рождении: | Гасан |
Род дея- тельности: |
историк, поэт, исламский правовед |
Должности: | секретарь генерала Юсуфхана, член окружного суда (диванбег), наиб Южного Табасарана |
Рождение: | 15 октября 1834, Балахани, Северо-Кавказский имамат |
Смерть: | 12 сентября 1910, Алкадар, Кюринский округ, Дагестанская область, Российская империя |
Подданство: | Северо-Кавказский имамат, Российская империя |
Нацио- нальность: |
лезгин |
Родители: | отец: Абдуллах Алкадари, мать: Хафисат (дочь Магомеда Ярагского) |
Дети: | Гасанов Абумуслим Гасанович, Гасанов Абдул-Али Гасанович |
Школа, течение: | суннит, шафиитский мазхаб |
Направление деятельности: | история Дагестана |
Труды, сочинения: | «Асари-Дагестан», «Джираб аль-Мамнун», «Диван аль-Мамнун» |
Хасан-эфенди ибн Абдуллах ибн Курбанали ал-Алкадари ад-Дагистани (лезг. Гьасан-эфенди Абдуллагьан хва Алкадари)(15 октября 1834, Балахани — 12 сентября 1910, Алкадар) — крупнейший ученый-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед[1].
Содержание |
Гасан Алкадари родился 15 октября 1834 года в селении Балахани. Его отец Абдулла, сын Курбанали из селения Алкадар Кюринского округа (ныне Сулейман-Стальского района) переселился в селении Бала-хани вместе со своим учителем и тестем Магомедом Ярагским. Мать его звали Хафисат. Абдулла Алкадари считался большим знатоком различных наук: грамматики, логики, Корана, Хадисоведения, толкования снов, математики, основ стихосложения и т. д.
Гасан в совершенстве владел арабской грамотой, изучил тюркский и персидский языки. В алкадарском медресе он преподавал арабские науки. Гасан Алкадари также изучил основы исламской юриспруденции, астрономии и других наук.
Алкадари работал секретарём Кюринского правителя генерала Юсуфхана, членом окружного суда (диванбегом) и наибом Южного Табасарана. В течение двенадцати лет он писал книги и сотрудничал с известными в то время, газетами, журналами. Он также вёл оживленную переписку с видными учеными, поэтами, религиозными деятелями.
Гасан Алкадари хорошо знал историю и культуру народов Дагестана. Он сам был участником и свидетелем многих исторических событий: 25 августа 1859 года он присутствовал при пленении Шамиля[2].
После вспыхнувшего в восстания в 1877 году Дагестане, Гасана Алкадари обвинили в участии в этом восстании. В 1879 году он был заключён в тюрьму и сослан в ссылку в город Спасск, Тамбовской губернии. В Спасске он вступил в тесные связи с местными мусульманами, так как обладал знаниями по исламу и шариату. Находясь в ссылке Гасан Алкадари знакомился со многими образованными, известными татарскими учёными, поэтами, религиозными деятелями. Свои впечатления о крае, в котором ему пришлось провести четыре года Алкадари подробно описал в книге «Диван аль-Мамнун»[2]. В 1883 году он смог вернуться по амнистии, объявленной Александром III.
Гасана Алкадари является автором множества книг на классическом арабском, тюркском, персидском, языках. Особой известностью пользуется его знаменитая историческая хроника «Асари-Дагестан», охватившая историю народов Дагестана на протяжении многих веков. Первое издание книги вышло ы свет в 1903 году г. Баку. Первое издание вышло на азербайджанском языке, а в 1929 году она вышла уже на русском языке. Книгу перевёл сын Алкадари — Али Гасанов. В 1912 году была написана книга «Джираб аль-Мамнун», в которой были изложены основные положения шариата (в основном шафиитской правовой школы) и другие вопросы по исламу. В 1913 году был написан «Диван аль-Мамнун» — сборник стихов, в отором были подробно описаны события 1877 года[2].
14 ноября 1984 года в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы прошла юбилейная научная сессия, посвященная 150-летию со дня рождения Гасана Алкадари.
29 сентября 1995 года Институт языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы совместно с Фондом Гасана Алкадари и Дагестанским отделением Российского фонда культуры провели научную конференцию, посвященную жизни и творчеству Гасана-Эфенди Алкадари[3].
Алкадари, Гасан.