Lt304888.ru

Туристические услуги

Ассонанс

20-08-2023

Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.


У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

М.Ю.Лермонтов


По небу голубому
Проехал грохот грома.

В последнем примере встречается как и ассонанс, так и аллитерация.


Образцом ассонанса является палиндромная строфа Айдына Ханмагомедова с единственной гласной буквой, задействованной тридцатикратно:

Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.

Содержание

Ассонанс в «ЭСБЕ»

В конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона это понятие описывалось следующим образом:

«Ассонанс (франц., созвучие) - так называется в стихосложении род неполной рифмы, в которой рифмуют одни гласные, но не согласные. Особенно часто прибегают к А. испанские и португальские поэты. Немецкие - лишь при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных произведениях, например Шлегель в своем "Аларкосе". В народной поэзии славян с появления рифмы А. часто встречается, но обыкновенно уже рядом с созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является полная более или менее выработанная рифма, т. е. созвучие гласных и согласных. Примеры А. в русской народной поэзии являются часто, напр. у Бессонова в его сборнике "Калеки перехожие", где, между прочим, можно заметить следующие А.: винограды - кудрявы (№ 2), сиротки - безродны (3), убоги - безродны (3) и т. д. Надо заметить, что здесь вообще А. не имеет строго выработанных правил: иногда он основывается на более или менее точном созвучии гласных, иногда, наоборот, согласные играют большую роль, напр. власти - гости (3), причем только последний гласный звук совпадает; иногда сближение весьма неопределенно, напр.: сказати - золотыя (2), виноградов - кудрявых (2), подавати - обуты (2) и т. д., но чаще всего является рифма и притом в двух видах: I) тождество только последнего слога - а) согласною и гласною, напр. власти - гости (3), б) тождество только последней гласной, напр. небеса - братья (1), и, наконец, II) самый обыкновенный случай, это более или менее выработанная рифма двух последних слогов: питаться - обуваться (1), золотую - медовую (2), молили - просили (3) и т. д.»[1]

Примечания

  1. Ассонанс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • А. Ханмагомедов. Уважаемые палиндромисты! «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 21. – Пермь, 2003. – с. 14

Ссылки

  • Рифмопалиндромы Айдына Ханмагомедова



Ассонанс.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01