Lt304888.ru

Туристические услуги

Бобруйск (аэродром)

01-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Аэродром Бобруйск
Аэрадром Бабруйск

ИАТА: нетИКАО: UMNBВнутр. код: ББКИГА: УМНБ

Информация
Тип

военный

Страна

Республика Беларусь

Расположение

Бобруйск, Могилёвская область

(O) (Я)

Владелец

Министерство обороны Республики Беларусь

Высота НУМ

153 м

Площадь

4,6 км²

Часовой пояс

UTC+3

 • Летом

UTC+3

Карта
'
Расположение аэродрома на карте
Республики Беларусь
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
ВПП 3,000х50 бетон
Источники: [1][2][3][4]

Аэродро́м Бобру́йск (белор. Аэрадро́м Бабру́йск; ICAOUMNB) — военный аэродром 83-го отдельного ордена Красной Звезды инженерно-аэродромного полка ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, расположенный на юго-западной окраине г. Бобруйск (Могилёвская обл.). Функционирует в качестве запасного аэродрома. Планируется, что аэродром станет местом дислокации российской авиационной базы в Республике Беларусь, начиная с 2016 года[5].

История

1918—1944 годы

Известно, что в феврале—июне 1918 года в Бобруйске действовал аэродром, на котором размещалась авиация 1-го Польского корпуса (командовал авиацией корпуса полковник П. Абаканович). На вооружении корпуса, в частности, находилось несколько бомбардировщиков «Илья Муромец» из разных серий[6].

Во время Советско-польской войны (1919—1921) с сентября 1919 года по июль 1920 года в Бобруйске (в р-не Киселевичей) дислоцировались 12-я разведывательная (польск.) и 13-я истребительная (польск.) эскадрильи, приданные 4-й польской армии (польск.). После занятия Бобруйска частями Красной армии в июле 1920 года, бывший польский аэродром использовался на время наступления авиацией 16-й армии РККА[6].

В январе 1922 года в целях содействия «борьбе с бандитизмом» в Бобруйск был переведён 2-й отряд Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» (ДВК) под командованием А. К. Туманского. Бомбардировщики «Илья Муромец» для выполнения подобных задач были малоэффективны, поэтому в войсковых операциях не участвовали. Из-за плохих условий хранения самолёты пришли в негодность, и отряд был расформирован[6].

В 1930 году в Бобруйске был сформирован 2-й авиационный батальон особого назначения (БОН) — одно из первых советских воздушно-десантных воинских подразделений. Организационно 2-й БОН относился к ВВС РККА[7].

По состоянию на 20 октября 1939 года в Бобруйске действовала 130-я авиационная база ВВС РККА, являвшаяся местом дислокации 4-го и 35-го истребительных авиаполков 56-й авиационной бригады[8], которые накануне приняли участие в Польском походе РККА[9].

С августа 1940 года бобруйский аэродром стал местом базирования самолётов 13-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС РККА (в частности, самолётов управления 13-й бад, 24-го, 97-го и 130-го скоростных бомбардировочных авиаполков), а также курсов командиров звеньев ВВС (ККЗ) Западного особого военного округа. Данные авиационные подразделения были оснащены бомбардировщиками СБ и Су-2, многоцелевыми бипланами У-2, а также учебными самолётами УСБ[10][11].

На момент начала германской агрессии против СССР 22 июня 1941 года на бобруйском аэродроме находилось 154 самолёта как 13-й бад и ККЗ, так и перегоняемые в приграничные полки, из них: 140 — боевых самолётов (58 — СБ, 50 — Су-2, 28 — Пе-2 и 4 — Ил-2), 6 — учебно-тренировочных самолётов УСБ и 8 — самолётов связи У-2. К концу того же дня из Пинска в Бобруйск перелетело 16 уцелевших бомбардировщиков СБ 39-го сбап 10-й смененной авиадивизии, которые тут же были переподчинены командованию 24-го сбап. 23 июня 1941 года из-под Бреста прибыло ещё 9 истребителей И-153 123-го истребительного авиаполка 10-й саб, а из Минска перебазировались остатки 160-го истребительного авиаполка 43-й истребительной авиадивизии, из которых была сформирована «приданная группа истребителей»[11].

В течение первых дней войны действовавшая с аэродрома Бобруйск советская бомбардировочная авиация наносила удары по немецким аэродромам, складам, скоплениям войск и артиллерийским позициям в районах н. п. Бела, Седлец, Коссово и Сувалки. Всего было выполнено 127 боевых вылетов, сброшено фугасных авиационных бомб: ФАБ-100 — 636 и ФАБ-504 — 102, при этом потери составили до 45% лётного состава[11].

В свою очередь, аэродром также подвергался постоянным бомбовым ударам Люфтваффе, и к концу дня 26 июня 1941 года ВВС РККА были вынуждены его покинуть. Уже вечером 27 июня в районе бобруйского аэродрома велись наземные бои[11].

1945—1994 годы

В 1945—1994 годах на военном аэродроме Бобруйск базировалась советская бомбардировочная авиация дальнего действия.

Начиная с 1945 года, аэродром являлся местом доукомплектования и подготовки 330-го бомбардировочного авиационного полка 48-й бомбардировочной авиационной Рижской дивизии[12][13]. В кон. мая 1945 года на аэродром был перебазирован 111-й бомбардировочный авиационный Берлинский полк 50-й бомбардировочной авиационной Крымской дивизии[14][15]. В апреле 1946 года 111-й бап и 330-й бап были введены в состав 22-й гвардейской бомбардировочной авиационной Донбасской дивизии, и в мае того же года на бобруйский аэродром также был перебазирован 200-й гвардейский бомбардировочный авиационный Брестский полк этой же авиадивизии[15][16][17][18]. Все три авиаполка были полностью оснащены американскими бомбардировщиками среднего радиуса действия North American B-25 Mitchell[12][14][16][17][18].

В ноябре 1949 года 330-й бап был расформирован[12], а 111-й бап и 200-й гв. бап перевооружены первыми советскими стратегическими бомбардировщиками Ту-4 (с 1950 года эти авиаполки стали именоваться тяжёлыми бомбардировочными авиационными полками)[14][15][16][17][18]. Кроме этого, в 1949—1951 годах была произведена замена деревянного покрытия аэродрома на бетонное[18].

В следующие годы на аэродроме Бобруйск размещались стратегические бомбардировщики, находившиеся на вооружении 111-го тбап и 200-го гв. тбап (111-й тбап был расформирован в феврале 1971 года[14]):

  • Ту-4 — до 1956 года;
  • Ту-16 — 1955—1986 годы;

В состав 200-го гв. тбап также входила эскадрилья самолётов-заправщиков Ту-16Н[16].

Согласно данным ДОВСЕ, по состоянию на 1 января 1991 года на вооружении 200-го гв. тбап находилось: 20 — ТУ-22М3 и 18 — Ту-16К[16].

При аэродроме также было сооружено два хранилища ядерного оружия (объект «Казакова»): в возведённом в сер. 1950-х годов — хранилось 9 водородных бомб, в более позднем сооружении — 200 ядерных боеголовок для крылатых ракет. К кон. 1994 года все ядерные боеприпасы были вывезены на территорию Российской Федерации, а объект передан на баланс Бобруйского горисполкома, после — Бобруйского лесхоза. По состоянию на 2014 год объект находился в заброшенном состоянии с разрушенной инфраструктурой[18][19][20].

После распада СССР 22-я гв. тбад перешла в юрисдикцию Российской Федерации, и в ноябре—декабре 1994 года 200-й гв. тбап был перебазирован со всем авиационным вооружением с территории Республики Беларусь на аэродром Белая (Иркутская обл.)[16][17][18].

После 1994 года

Планы по размещению российской авиабазы

Документы

  • Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации от 3 февраля 2009 года (ратифицировано: Российской Федерацией — 25 декабря 2009 года, Республикой Беларусь — 16 марта 2012 года);
  • Постановление правительства Российской федерации «О представлении президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь» от 7 сентября 2015 года № 945 (содержит подготовленный текст Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь);
  • Распоряжение президента Российской Федерации о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь от 18 сентября 2015 года.

Примечания

  1. http://www.aviation.com.ua/sirena/goroda.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  2. http://ais.mil.by/aeronav/gen/11.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  3. http://airportnavfinder.com/airport/UMNB/, free. — Title screen.
  4. http://vsr.mil.by/2013/03/22/chast%E2%80%AF-unikalnaya/, свободный. — Загл. с экрана.
  5. http://tass.ru/armiya-i-opk/1508457, свободный. — Загл. с экрана.
  6. ↑ http://bobruisk.ru/news/2015/08/15/aviatory-znali-bobrujsk-eshe-v-1918-godu, свободный. — Загл. с экрана.
  7. Ненахов Ю. Войска спецназначения во Второй мировой войне. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — С. 114.
  8. http://www.rkka.ru/handbook/disl/vvs201039.xls, свободный. — Загл. с экрана.
  9. http://www.rkka.ru/handbook/ozuzb/9-4.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  10. http://www.rkka.ru/handbook/disl/z11.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  11. ↑ http://topwar.ru/26230-tanya-bobruyskogo-aerodroma-iyun-1941-god.html, свободный. — Загл. с экрана.
  12. ↑ http://www.ww2.dk/new/air%20force/regiment/bap/330bap.htm, free. — Title screen.
  13. http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/apdd330.dat, свободный. — Загл. с экрана.
  14. ↑ http://www.ww2.dk/new/air%20force/regiment/bap/111tbap.htm, free. — Title screen.
  15. 1 2 3 22-я Гвардейская авиационная Донбасская Краснознаменная тяжелая бомбардировочная дивизия // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. — 2005. — № 1. — С. 1—3.
  16. ↑ http://www.ww2.dk/new/air%20force/regiment/bap/200gvtbap.htm, free. — Title screen.
  17. 1 2 3 4 5 200-й гвардейский Краснознамённый Брестский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. — 2004. — № 1(99). — С. 1—5.
  18. ↑ http://www.sb.by/obshchestvo/article/gvardii-polosy-zapasa.html, свободный. — Загл. с экрана.
  19. http://vsr.mil.by/2014/06/19/obekt-kazakovo/, свободный. — Загл. с экрана.
  20. http://tv.sb.by/obshchestvo/article/ne-trogay-problemu-poka-ona-ne-trogaet-tebya-.html?AJAX_MONTH=9&AJAX_YEAR=2015, свободный. — Загл. с экрана.

Ссылки

Бобруйск (аэродром).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01