01-05-2023
Аэродром Бобруйск Аэрадром Бабруйск |
|||||||
ИАТА: нет – ИКАО: UMNB – Внутр. код: ББК – ИГА: УМНБ |
|||||||
Информация | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | |||||||
Страна | |||||||
Расположение | |||||||
(O) (Я) |
|||||||
Владелец | |||||||
Высота НУМ |
153 м |
||||||
Площадь |
4,6 км² |
||||||
Часовой пояс |
UTC+3 |
||||||
• Летом |
UTC+3 |
||||||
Карта | |||||||
Республики Беларусь |
|||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
|||||||
Аэродро́м Бобру́йск (белор. Аэрадро́м Бабру́йск; ICAO: UMNB) — военный аэродром 83-го отдельного ордена Красной Звезды инженерно-аэродромного полка ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, расположенный на юго-западной окраине г. Бобруйск (Могилёвская обл.). Функционирует в качестве запасного аэродрома. Планируется, что аэродром станет местом дислокации российской авиационной базы в Республике Беларусь, начиная с 2016 года[5].
Известно, что в феврале—июне 1918 года в Бобруйске действовал аэродром, на котором размещалась авиация 1-го Польского корпуса (командовал авиацией корпуса полковник П. Абаканович). На вооружении корпуса, в частности, находилось несколько бомбардировщиков «Илья Муромец» из разных серий[6].
Во время Советско-польской войны (1919—1921) с сентября 1919 года по июль 1920 года в Бобруйске (в р-не Киселевичей) дислоцировались 12-я разведывательная и 13-я истребительная эскадрильи, приданные 4-й польской армии . После занятия Бобруйска частями Красной армии в июле 1920 года, бывший польский аэродром использовался на время наступления авиацией 16-й армии РККА[6].
В январе 1922 года в целях содействия «борьбе с бандитизмом» в Бобруйск был переведён 2-й отряд Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» (ДВК) под командованием А. К. Туманского. Бомбардировщики «Илья Муромец» для выполнения подобных задач были малоэффективны, поэтому в войсковых операциях не участвовали. Из-за плохих условий хранения самолёты пришли в негодность, и отряд был расформирован[6].
В 1930 году в Бобруйске был сформирован 2-й авиационный батальон особого назначения (БОН) — одно из первых советских воздушно-десантных воинских подразделений. Организационно 2-й БОН относился к ВВС РККА[7].
По состоянию на 20 октября 1939 года в Бобруйске действовала 130-я авиационная база ВВС РККА, являвшаяся местом дислокации 4-го и 35-го истребительных авиаполков 56-й авиационной бригады[8], которые накануне приняли участие в Польском походе РККА[9].
С августа 1940 года бобруйский аэродром стал местом базирования самолётов 13-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС РККА (в частности, самолётов управления 13-й бад, 24-го, 97-го и 130-го скоростных бомбардировочных авиаполков), а также курсов командиров звеньев ВВС (ККЗ) Западного особого военного округа. Данные авиационные подразделения были оснащены бомбардировщиками СБ и Су-2, многоцелевыми бипланами У-2, а также учебными самолётами УСБ[10][11].
На момент начала германской агрессии против СССР 22 июня 1941 года на бобруйском аэродроме находилось 154 самолёта как 13-й бад и ККЗ, так и перегоняемые в приграничные полки, из них: 140 — боевых самолётов (58 — СБ, 50 — Су-2, 28 — Пе-2 и 4 — Ил-2), 6 — учебно-тренировочных самолётов УСБ и 8 — самолётов связи У-2. К концу того же дня из Пинска в Бобруйск перелетело 16 уцелевших бомбардировщиков СБ 39-го сбап 10-й смененной авиадивизии, которые тут же были переподчинены командованию 24-го сбап. 23 июня 1941 года из-под Бреста прибыло ещё 9 истребителей И-153 123-го истребительного авиаполка 10-й саб, а из Минска перебазировались остатки 160-го истребительного авиаполка 43-й истребительной авиадивизии, из которых была сформирована «приданная группа истребителей»[11].
В течение первых дней войны действовавшая с аэродрома Бобруйск советская бомбардировочная авиация наносила удары по немецким аэродромам, складам, скоплениям войск и артиллерийским позициям в районах н. п. Бела, Седлец, Коссово и Сувалки. Всего было выполнено 127 боевых вылетов, сброшено фугасных авиационных бомб: ФАБ-100 — 636 и ФАБ-504 — 102, при этом потери составили до 45% лётного состава[11].
В свою очередь, аэродром также подвергался постоянным бомбовым ударам Люфтваффе, и к концу дня 26 июня 1941 года ВВС РККА были вынуждены его покинуть. Уже вечером 27 июня в районе бобруйского аэродрома велись наземные бои[11].
В 1945—1994 годах на военном аэродроме Бобруйск базировалась советская бомбардировочная авиация дальнего действия.
Начиная с 1945 года, аэродром являлся местом доукомплектования и подготовки 330-го бомбардировочного авиационного полка 48-й бомбардировочной авиационной Рижской дивизии[12][13]. В кон. мая 1945 года на аэродром был перебазирован 111-й бомбардировочный авиационный Берлинский полк 50-й бомбардировочной авиационной Крымской дивизии[14][15]. В апреле 1946 года 111-й бап и 330-й бап были введены в состав 22-й гвардейской бомбардировочной авиационной Донбасской дивизии, и в мае того же года на бобруйский аэродром также был перебазирован 200-й гвардейский бомбардировочный авиационный Брестский полк этой же авиадивизии[15][16][17][18]. Все три авиаполка были полностью оснащены американскими бомбардировщиками среднего радиуса действия North American B-25 Mitchell[12][14][16][17][18].
В ноябре 1949 года 330-й бап был расформирован[12], а 111-й бап и 200-й гв. бап перевооружены первыми советскими стратегическими бомбардировщиками Ту-4 (с 1950 года эти авиаполки стали именоваться тяжёлыми бомбардировочными авиационными полками)[14][15][16][17][18]. Кроме этого, в 1949—1951 годах была произведена замена деревянного покрытия аэродрома на бетонное[18].
В следующие годы на аэродроме Бобруйск размещались стратегические бомбардировщики, находившиеся на вооружении 111-го тбап и 200-го гв. тбап (111-й тбап был расформирован в феврале 1971 года[14]):
В состав 200-го гв. тбап также входила эскадрилья самолётов-заправщиков Ту-16Н[16].
Согласно данным ДОВСЕ, по состоянию на 1 января 1991 года на вооружении 200-го гв. тбап находилось: 20 — ТУ-22М3 и 18 — Ту-16К[16].
При аэродроме также было сооружено два хранилища ядерного оружия (объект «Казакова»): в возведённом в сер. 1950-х годов — хранилось 9 водородных бомб, в более позднем сооружении — 200 ядерных боеголовок для крылатых ракет. К кон. 1994 года все ядерные боеприпасы были вывезены на территорию Российской Федерации, а объект передан на баланс Бобруйского горисполкома, после — Бобруйского лесхоза. По состоянию на 2014 год объект находился в заброшенном состоянии с разрушенной инфраструктурой[18][19][20].
После распада СССР 22-я гв. тбад перешла в юрисдикцию Российской Федерации, и в ноябре—декабре 1994 года 200-й гв. тбап был перебазирован со всем авиационным вооружением с территории Республики Беларусь на аэродром Белая (Иркутская обл.)[16][17][18].
|
Бобруйск (аэродром).