Lt304888.ru

Туристические услуги

Борисов камень в Полоцке

15-06-2023

(перенаправлено с «Борисов камень в Полоцке»)
Перейти к: навигация, поиск
Двинские или Борисовы камни.[1]

Двинские или Бори́совы камни[2][3][4] (белор. Барысавы камяні) — огромные (до нескольких метров) валуны с выбитым на них крестами и надписями, находящиеся (находившиеся) преимущественно в бассейне Западной Двины, на севере современной Белоруссии. Надпись на Рогволодовом камне, датированная 1171 годом, позволяет довольно уверенно определить её заказчика, как друцкого князя Рогволода Борисовича. Камни, надписи которых содержат текст «Господи, помоги рабу своему Борису», большинство учёных соотносит с именем отца Рогволода - полоцкого князя Бориса Всеславича. Атрибуция надписей на других камнях этой группы является более спорной.

История открытия и изучения

Первым, кто обратил внимание на один из Борисовых камней был М. Стрыйковский, который жил в Витебске во второй половине XVI века. В своей «Хронике польской…» он пишет[5]:

«Явное свидетельство (благочестия Бориса, князя полоцкого) найдет всякий и ныне: это — возвышающийся из Двины камень, в одной миле от нынешня­го, основанного на нашей памяти, города Дисны и в семи милях от Полоцка, между Дриссою и Дисною, если плыть вниз, в Ригу; на этом камне есть крест, иссеченный на русский образец, под ним надпись этого князя Бориса, русскими письменами: „Вспоможи, Господи, раба своего Борисса сына Гинвиловего“.»

— М. Стрыйковский «Хроника польская, литовская, жомойская и всей Руси»


Борисовы камни

В строгом смысле слова, к Борисовым камням относятся камни, находящиеся в русле Западной Двины, с высеченными на них крестами и надписью «Господи, помоги рабу своему Борису.» Вверху по сторонам креста на них также высечены буквы: «IС ХС НИКА», что означает «Иисус Христос побеждает». Кресты изображены стоящими на подножии, символизирующем Голгофу. Согласно устоявшейся версии, надписи сделаны по приказу полоцкого князя Бориса Всеславича. Всего таких камней известно четыре.

Борисов камень в Полоцке

Борисов камень в Полоцке.
Надпись.

Полоцкий Борисов камень (также «1-й Борисов камень», «Борис», «Борис-Глеб»,[4] «Борис-Хлебник»[6]) первоначально находился примерно в 5 километрах от Полоцка, вниз по течению Западной Двины, ближе к левому берегу, напротив деревни Подкостельцы (вошла в состав современного Новополоцка). Ввиду того, что течение реки подмывало основание камня, он был опрокинут так, что вершина креста была наклонена к воде.

Первая попытка вытащить камень из реки состоялась в 1889 году и закончилась неудачей. Почти сто лет спустя, в 1981 году камень был всё же поднят из Двины и установлен в Полоцке напротив Софийского собора, где и находится до сих пор.

Камень представляет собой валун полевого шпата красноватого цвета неправильной формы и размером примерно 3 метра в поперечнике. На нём выбит четырёхконечный крест на ступенчатом подножии и традиционная для Борисовых камней надпись. Вследствие естественного выветривания полевого шпата, поверхность камня зернистая и неровная, а надпись на нём читается с трудом.

Согласно сведений А. М. Сементовского, наименование этого камня — «Борисом-Хлебником», было дано ему потому, что он бывает видим вполне, по народному «выходит из воды» — около дня празднования св. князей Бориса и Глеба, то есть 24 июля. Около этого же времени обыкновенно начинается и уборка хлеба, что и отмечено народом в поговорке: «На Глеба Бориса, до хлеба берися».[6] По поводу названия камня «Борис-Глеб», А. П. Сапунов отдельно замечает, что «…букву „г“ Белоруссы произносят очень мягко почти как „х“ (вернее, как латинское „h“); следовательно, народ наш произносит „Борис-Хлеб“…».[4]

Борисов камень в Дисне (первый)

Борисов камень в Дисне.
Надпись.

Первый из дисненских камней (также «2-й Борисов камень», «Писаник», «Борисоглебский»[4], «Борис»[6]) находился примерно в 5 километрах от города Дисны, ниже по течению Западной Двины, напротив деревни Наковники. Камень представлял из себя серый гранитный валун неправильной формы более 3 метров в поперечнике. На нём был высечен четырёхконечный крест с дополнительными декоративными элементами, установленный на подставку в виде широкой буквы «П», и обычная для Борисовых камней надпись.

С этого камня начиналось изучение Борисовых камней. По-видимому о нём говорил Матей Стрыйковский в своей «Хронике польской…». Первый сохранившийся рисунок камней был снят именно с него в 1818 году, приложен к письмам Е. Ф. Канкрина и опубликован в «Ученых Записках Императорской Академии Наук».

Поскольку камень находился почти посредине реки и при спаде воды сильно мешал судоходству, то в 1818 году его пытались взорвать. Однако эта попытка закончилась неудачей. От верхней части валуна откололось несколько кусков, в том числе и верхняя часть креста, но в основе своей он уцелел. По этому поводу А. М. Сементовский с иронией замечает: «Народ видящий во всём чудо, не удачу взрыва камня выразил словами: „Борис не поддался“.» Пользуясь мелководием 1858 года, М. Ф. Кусцинский отыскал отпавшие от валуна куски и в том числе один из них, на котором уцелели буквы: «IС» и часть верхнего конца креста.[6]

Дальнейшая судьба камня неизвестна. До наших дней он не сохранился.

Борисов камень в Дисне (второй)

Надпись.

Второй дисненский камень (также «3-й Борисов камень»[4]) находился на два километра ниже по течению от первого, напротив деревни Болотки. Это был сероватый гранитный валун, размерами превосходящий другие Борисовы камни (более четырёх метров в поперечнике). На нём был вырезан шестиконечный крест на полукруглом основании и всё та же надпись: «Господи, помоги рабу своему Борису.». Исследователи отмечают, что внутри подножия креста было какое-то неясное изображение, по-видимому, — черепа, который часто изображается у подножий крестов. Надпись была выполнена тщательнее, чем на других камнях и, за исключением нескольких повреждённых мест, читалась легко.[4]

Дальнейшая судьба камня неизвестна. До наших дней он не сохранился.

Борисов камень в Друе

Четвёртый Борисов камень был найден А. П. Сапуновым в середине 90-х годов XIX века в Друе. До этого момента он был практически неизвестен ввиду того, что большую часть года был полностью скрыт под водой.[7] После открытия о нём забыли на долгое время. По-видимому где-то в середине 30-х годов XX века он был стянут сильным ледоходом вниз по течению, расколот и занесён песком.

В 1982—1984 годах, после установки Полоцкого камня в центре Полоцка, проводились поиски Друйского камня под руководством археолога Людмилы Дучиц, но они не увенчались успехом. В 2002 году, в результате аномально жаркого лета, Западная Двина обмелела настолько, что валун выступил из воды. С помощью тяжёлой техники расколовшийся камень по частям извлекли из реки и установили на берегу, недалеко от его первоначального расположения. В 2011 году камень перенесли с берега Двины на центральную площадь Друи.[8]

Камень представляет из себя красноватый валун, на котором высечен шестиконечный крест с расширяющимися концами и надпись, аналогичная надписям на других Борисовых камнях.

Другие камни

Помимо собственно Борисовых камней, примерно в этом же регионе существовали (и существуют) другие камни с высеченными крестами и надписями. Данные камни, с определёнными оговорками, различными авторами рассматриваются в контексте Двинских или Борисовых камней.

Камень «Сулиборь хрьстъ»

Сулиборь хрьстъ.

Камень «Сулиборь хрьстъ» (также «4-й Борисов камень»[4]) находился недалеко от второго дисненского камня, у левого берега Двины, у впадения в неё речки Повянушки. В 1879 году, по поручению графа А. С. Уварова, М. Ф. Кусцинский доставил его в Москву, в Археологический музей. Позднее он был передан Историческому Музею. В 1920-х годах перевезён в музей-заповедник «Коломенское», где и находится до сих пор.

Камень предсталяет из себя валун красноватого гранита неправильной формы, примерно полтора метра в поперечнике (самый меньший из всех Двинских камней). На камне высечен крест, отличающийся по форме от крестов на других Двинских камнях, и надпись слева от креста — «сули борь», справа — «хрь стъ».

Смысл надписи на камне не ясен. А. С. Плятер, М. Ф. Кусцинский и некоторые другие историки читали её так: «Сильный, храбрый Бо­рис свят». Современные историки обычно трактуют её следующим образом: «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». Любопытно, что музейная табличка рядом с валуном в музее-заповеднике «Коломенское» сообщала о том, что на камне написано: «Господи храни раба твоего Бориса», хотя любой желающий тут же мог убедиться в её ошибочности взглянув на камень. Этот забавный промах давал апологетам «Новой хронологии» лишний повод усомниться в «адекватности» современной науки.[9]

Камень «Воротишин хрьстъ»

А. П. Сапунов
Воротишин камень.[7]

Камень «Воротишин хрьстъ» находится в селе Камено Вилейского района Минской области на берегу реки Вилии. Он предствляет из себя самородную глыбу тёмного гранита конусообразной формы высотой около трёх метров. На камне высечен шестиконечный крест и надпись «Воротишин хрьстъ». Как и у Борисовых камней вверху по сторонам креста присутствует надпись «IС ХС НИКА».

К. П. Тышкевич сообщает об этом камне одну легенду, говорящую о том, что «…будто за много веков до нас, живший здесь крестьянин, в первый день Светлаго Христова Воскресенья, сохою запряженною двумя быками пахал в этом месте свое поле. Господь, желая наказать его за нарушение торжественного праздника, обратил в этот камень крестьянина и быков запряженных в соху.»[10]

Этот камень — единственный из Двинских или Борисовых камней, сохранившийся на своём первоначальном месте.

Рогволодов камень

Рогволодов камень в церкви Бориса и Глеба, 1896 г.[11]

В 1792 году у деревни Дятлово в 18 километрах от Орши был найден монументальный памятник древнерусской эпиграфики XII века — так называемый Рогволодов камень. На камне был высечен шестиконечный крест и надпись: «В лето 6679 месяца мая в 7 день доспен крест сей. Господи помози рабу своему Василию в крещении именем Рогволоду сыну Борисову».[12]

Генарал Е. Ф. Канкрин, изучавший Рогволодов камень в октябре 1818 года, увлечённый предпринятыми исследованиями, «взял меры об отыскании и осмотре» других камней в северной Белоруссии. Через непродолжительное время он прислал графу Румянцеву ещё одно письмо с описанием Борисовых (Двинских) камней, находящихся в бассейне Западной Двины. Отдельно в этой записке Канкрин отмечает, что так как один из камней сильно пострадал после того как «надзиратель водных путей подпоручик Дебональ разорвал его порохом», то он предпринял меры о «пресечении подобного вандализма» связавшись с окружным начальником водных сообщений и двинским полицмейстером. Таким образом открытие Рогволодова камня для широкой общественности послужило толчком к активному изучению других камней с древними надписями в данном регионе, их защите и сохранению для потомков.[13]

В 1805 году над камнем была построена церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В 1930-х, на волне воинствующего атеизма, церковь была разобрана и перенесена в саму деревню, а камень взорван.[14]

Камень в селе Высокий Городец

Изображение камня в с. Высокий Городец. 1889 г.

В 1889 году этнограф и археолог Е. Р. Романов сообщил об открытии им ещё одного Борисова камня в селе Высокий Городец Сенненского уезда Могилёвской губернии (совр. Толочинского района Витебской области).

По сведениям Е. Р. Романова, камень находился к юго-востоку от села по дороге в деревню Петраши и представлял из себя глыбу красного гранита практически квадратной формы, размером 4¼ х 4¼ аршина (примерно 3 х 3 метра) и высотой 1½ аршина (около 1 метра). На камне был высечен восьмиконечный крест и надпись, большая часть которой была неразборчива. Впрочем, в ней вполне угадывался обычный для Борисовых камней текст: «Господи, помоги рабу своему Борису.». Исследователь отмечает, что камень был довольно точно ориентирован по сторонам света, вершиной креста — на восток, основанием креста — на запад. Северный край камня был сколот так, что надпись на нём не сохранилась.

Историк отмечал, что в данной местности камень называли «Кравец» («Портной»), и приводит услышанное о нём предание: «Давно, в незапамятные времена, камень обладал чудною силою шить платье. Стоило принести вечером сукно или другую ткань и сказать: „Степан, сшей мне жупан!“ — и наутро получалось готовое платье… Но одна женщина вздумала насмеяться над „Кравцом“: принесши сукно, она попросила камень сшить ей ни то, ни сё. Утром берет платье, но оно испорчено: один рукав на надлежащем месте, а другой пришит к поле внизу… С той поры „Кравец“ перестал шить, хотя и до сего времени на камне заметны следы бывших когда-то ножниц».[15]

Других сведений об этом камне, по-видимому, нет. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Иосафатов камень

Иосафатов камень.

В конце XIX века в Витебске, напротив Успенского собора, примерно в 20 метрах от берега Двины находился обломок камня с глубоко высеченным на нём шестиконечным крестом. По свидетельству А. М. Сементовского, сохранившийся фрагмент имел наибольший размер 2 аршина 4 вершка (около 1½ метра). Других частей этого камня историк найти не смог. Расспросив местных жителей, исследователь узнал, что камень называют «Иосафатовым», но никаких преданий о времени и о причине изображения на нём креста сообщить ему никто не смог.[6]

А. Г. Киркор высказал предположение о том, что камень может быть связан с трагической гибелью здесь известного униатского священника Иосафата (Кунцевича).[16]

Камень в Забежье

Камень в Забежье.

А. П. Сапунов в своей книге «Двинские или Борисовы камни» в числе прочего сообщает о том, что им найден ещё один камень, лежащий на средине реки Западной Двины в 5 верстах от Витебска и 2 верстах от Маркова монастыря недалеко от деревни Забежье. На камне глубоко вырезан (глубина более 5 сантиметров) шестиконечный крест, но без всяких надписей.[4]

Других сведений об этом камне, по-видимому, нет. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Камень «Святополк-Александр»

В 1818 году на Западной Двине производилась взрывные работы с целью расчистки её русла от крупных камней для облегчения судоходства. Генерал Е. Ф. Канкрин, остановивший происходившее при этом уничтожение Борисовых камней, в своей переписке с графом Н. П. Румянцевым приводит выписку из «Дневных записок работам по Двине от г. Дисны до г. Динабурга, производимым смотрителем судоходства, подпоручиком Дебоналем». В том числе она содержит следующее интересное сообщение:

«Пятница, 25 октября. Сим числом работа производилась истреблением гряды по средине Двины около местечка Креславки, где вытянуто из оной 9 камней, каждый вокруг от 2½ до 3 с., вышиною от 1½ до 2 аршин; и между оной рабо­ты выбуравлен камень 16 с., вышиною в 1½ с.; в плоской фигуре, на котором выбить щит древних рыцарей, на коем солнце и славянски­ми литерами надпись: да не убоится душа моя врага моего яко c твердою рукою десницы отросль Святополка Александр, — которому дано было шесть дыр, каждая шесть четвертей и расстрелян в мелкие дребезги, от коего только три куска отвалились по 1½ с.»[4]

Версии о назначении камней

Историки не прошли к единому мнению о предназначении Двинских камней. Наиболее часто указываются следующие причины создания надписей на них:

  • Надписи на камнях высечены в память (в благодарность богу) успешной доставки строительных материалов на стругах по Двине из Инфлянт. Автором этой версии является М. Стрыйковский.[5] Действительно, в начале XII века в Полоцке было развернуто масштабное строительство и были построены: мо­настырь и церковь святых Бориса и Глеба, Спасо-Ефросиниевский монастырь и храм Святого Спаса на Полоте. Но, по мнению других историков, кирпич, известь и прочие материалы добывались и производились в самом Полоцке и его окрестностях, и не было никакой необходимости в столь дальней транспортировке их по Двине.[4]
  • Камни являлись пограничными знаками и обозначали границу Полоцкого княжества. Автором этой версии является К. П. Тышкевич.[10] Однако, другие историки отмечают, что камни находились преимущественно в русле Западной Двины на протяжении практически всего её течения, но граница Полоцкого княжества никогда по руслу Двины на таком большом расстоянии не проходила.[4] В своих исследованиях А. Г. Киркор справедливо замечает: «При Борисе эти камни пограничного значения не могли иметь никакого, потому что они лежали внутри страны, а не на рубеже».[16]
  • Камни были ранее священными камнями на капищах у язычников, а крест и надписи вытесывались на них при христианизации населения. По-видимому первым высказал эту мысль генерал Е. Ф. Канкрин в своей переписке с графом Н. П. Румянцевым, по поводу недавно открытых Рогволодова камня и Двинских камней.[17][18] Действительно, практика «крещения» языческих священных камней, путем нанесения на них христианских символов или использования их для строительства храмов — довольно распространённое явление. В качестве примеров в других регионах можно привести строительство часовни на Конь-камне, а так же попытку использовать Синий камень для строительства церкви.
  • Надписи на камни были нанесены в голодные годы в надежде на урожай. Автором этой версии является Б. А. Рыбаков. По его мнению голодный 1127 год сподвиг полоцкого князя Бориса Всеславича «крестить» ряд камней в надежде на получение помощи божией в виде хорошего урожая хлеба. История повторилась в 1171 году, когда после голодной зимы его сын, Рогволод Борисович, припомнив обряд проведённый отцом, освятил ещё один камень.[19]. Здесь следует заметить, что одно из распространённых названий у некоторых Борисовых камней — «Борис-хлебник».

Расположение камней

См. также

Примечания

  1. По рисункам, помещённым в статье А. С. Плятера во II т. журнала «Rubon» за 1842 г.
  2. Двинские камни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Двинские камни // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909..
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Сапунов А. П. Двинские или Борисовы камни. — Витебск: Типография Витебского Губернского Правления, 1890. — 31 с.
  5. 1 2 Стрыйковский М. Хроника польская, литовская, жомойская и всей Руси = Kronika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi. — Кёнигсберг, 1582.
  6. ↑ Глава V. Камни с древними надписями. // Белорусские древности. — СПб.: Типо-литография Н. Степанова, 1890. — С. 92—101. — 137 с. — 600 экз.
  7. 1 2 3 Сапунов А. П. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Издание А. Сапунова и кн. В. Друцкого-Любецкого. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896. — 262 + 144 с.
  8. С днем рождения, Друя! (рус.) // «Рэспубліка» : газета. — Минск, 2011. — № 229.
  9. 6.6. Сулиборов крест в Коломенском // Москва в свете Новой Хронологии. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 544 с. — ISBN 978-5-17-060673-3, 978-5-271-24409-4.
  10. ↑ О древних камнях-памятниках западной Руси и Подляхии. // Древности. Археологический вестник издаваемый московским археологическим обществом / под ред. д. чл. А. А. Котляровского. — М.: Типография Грачева и комп, 1868. — Т. 1. — С. 154-160. — 285 с.
  11. Рогволодов камень XII в // Известия Императорской Археологической комиссии. — СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1909. — Т. 31. — С. 23-24. — 309 с.
  12. Рогволод Борисович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. 0038-5034.
  14. Таинственная монограмма сулит паломничество… (рус.) // Белорусская нива ( Сельская газета ) : газета. — Мн.: «Редакция газеты «Белорусская нива», 2001.
  15. Борисов камень в селе Высоком Городце, Сенненского уезда Могилевской губернии // Труды Императорского Московского археологического общества. — М., 1889. — Т. XIII., Вып. 1.
  16. 1 2 Киркор А. Г. Памятники времен первобытных // Живописная Россия / ред. П. П. Семенов. — Издание М.О.Вольфа. — СПб., 1882. — Т. III. — С. 247. — 232 с.
  17. Из Орши от 2 сентября (рус.) // Северная почта : газета. — СПб., 1818. — № 74.
  18. Из Шклова от 25 октября (рус.) // Северная почта : газета. — СПб., 1818. — № 89.
  19. Рыбаков Б. А. Рогволодов камень. // Русские датированные надписи XI—XIV веков. — М.: Наука, 1964. — С. 33, ил.3. — 2000 экз.

Библиография

Ссылки

  • Борисовы камни на сайте globus.tut.by
  • Барысавы камяні на сайте spadczyna.com
  • К. П. Тышкевич. О древних камнях — памятниках Западной Руси и Подляхии.

Борисов камень в Полоцке.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01