24-09-2023
Процесс Бейлиса | |
Жанр |
Драма, документальный |
---|---|
Режиссёр | |
В главных ролях |
Степан Кузнецов, Аксель Лундин, В. Малькевич-Ходаковская, Сергей Ценин, Юрий Яковлев, Значковский Павел Н., Иван Качалов |
Кинокомпания |
киностудия «Светотень» г. Киев |
Длительность |
00:24:46 (Фильм сохранился не полностью. Сохранилось 3 части.) |
Язык |
немой. субтитры на русском языке |
Год | |
IMDb |
ID 0218142 |
Процесс Бейлиса (известен, также под названиями: «Вера Чибиряк, или Кровавый навет (Дело Бейлиса)», «Правда о деле Бейлиса», «Кровавый навет», «Дело Бейлиса») — картина 1917 года режиссёра Николая Брешко-Брешковского о деле Бейлиса. Картина состоит из 4-х частей (сохранилось три части).
Документальная немая картина освещает тенденциозность подготовки антиеврейского судебного процесса по лживому обвинению Менделя Бейлиса. «Факты» для обличения невинного человека подбираются во время пьянки и путём вынужденного выдавливания показаний на квартирах. Неугодная информация в газетах просто отбрасывается. Тихий и выдержанный Мендель Бейлис (в лице Яковлева) прощается с семьёй, надевает пиджак и шляпу и уходит в сопровождении милиции. Показана низость и корысть людей, к примеру «сыщик-журналист», который своровал дрова и был уличён Менделем, не мог не упустить возможности отомстить. Фильм дополнен субтитрами, которые комментируют судебный процесс.
В 1917 году Временный комитет Кино-Союза принял решение посчитать показ картины «Вера Чибиряк, или Кровавый навет (Дело Бейлиса)» недопустимой. Вскоре ещё две организации присоединились к данной резолюции: Объединенное Киноиздательское общество и Всероссийское общество театровладельцев. В связи с данными резолюциями не стал показывать данный фильм. Картина успела быть показана только в кинематографе «Форум», однако после резолюций показ там был прекращён[1].
В год выхода фильма в печати отмечалось:
Теперь, когда разбиты цензурные цепи, явилась возможность художественно и объективно воскресить такое кошмарное дело старого человеконенавистнического режима, как дело Бейлиса. Явилась возможность коснуться закулисных пружин и нитей этого «средневекового процесса». На днях в Киеве известный писатель Н. Н. Брешко-Брешковский ставил инсценированную им для экрана большую сложной фабулы кинодраму «Кровавый навет». Участвовали лучшие силы Соловцовского театра: Кузнецов, Яковлев, для иллюзии загримировавшийся Бейлисом, Ценин и артистка Ходаковская. Артист Мещерский играл Щегловитова. Воздушные снимки производились на тех самых местах, где четыре года назад разыгралась знаменитая «Бейлисиада». Здесь и двухэтажный домик на Лукьяновке, где жила Вера Чибиряк, и дом Бейлиса в 200 шагах, зайцевский завод с его живописными окрестностями и та самая пещера на крутом берегу Днепра, где найдено было тело Ющинского. Завязка драмы — в одном из черносотенных петроградских салонов. Нужно ли бередить старые раны? Нужно ли делать из добытых слез «драму в 2000 метров»? Воплотить трагедию бейлисиады может монументальное произведение художественного пера. Но не сеансы экрана.[2][3]
Вера Чеберяк (фильм).