20-10-2023
Доисторический период Индонезии охватывает время с появления первых гоминид и до первых буддийских королевств, возникших около 200 г. до н. э.
Содержание |
В период плейстоцена территория западных островов современной Индонезии (ныне Зондский шельф) длительное время была соединена с азиатским материком, поскольку уровень моря в эпоху последнего ледникового максимума был намного ниже современного. Индонезийский архипелаг образовался в результате оттепели по окончании последнего оледенения.
Окаменевшие останки разновидности Homo erectus, известные в популярной литературе как «яванский человек», свидетельствуют, что первые гоминиды появились в Индонезии в период 1 млн. — 500 тыс. лет назад.[1]
Несколько лет назад на острове Флорес были открыты костные останки, получившие название «флоресский человек» (Homo floresiensis). Это был миниатюрный гоминид высотой не более метра.[2]. До настоящего времени остаётся открытым вопрос, является ли флоресский человек отдельным видом,[3] или просто карликовым вариантом яванского человека, с которым он сосуществовал, пока оба не исчезли около 10000 лет назад. Флоресский человек мог изготавливать достаточно сложные орудия труда. Он не был предком современного человека.
Homo sapiens прибыл в Юго-Восточную Азию около 45000 лет назад.[4] Вероятно, на территории Индонезии он какое-то время сосуществовал с флоресским человеком. Первоначально Индонезию заселяли носители австралоидной расы, однако около 2000 г. до н. э. они были поглощены более многочисленными монголоидными племенами — носителями австронезийских языков. Австралоидное население — папуасы — сохранилось лишь на территории Западного Ириана, который до недавнего времени развивался в культурном отрыве от индонезийского архипелага.
Носители австронезийских языков составляют подавляющее большинство современного населения Индонезии. Вероятно, они прибыли на архипелаг с Индокитая около 2000 г. до н. э.[5] Культура Донг-Шон пришла в Индонезию из Индокитая и принесла с собой обряды и технологии заливных полей, ритуальных погребений буйвола, литья бронзы, мегалитических погребений, а также методами изготовления иката — традиционной индонезийской ткани. Некоторые из этих практик сохранились почти в неизменном виде в ряде регионов Индонезии, в том числе среди батаков на Суматре, тораджей на Сулавеси, и на нескольких из Малых Зондских островов. Ранние австронезийцы были анимистами, почитавшими духов умерших, которые якобы присутствовали незримо в мире живых.
Идеальные условия для ведения сельского хозяйства и освоение технологии заливных полей не позднее 8 в. до н. э.[6] содействовали возникновению деревень и городов. Возникают небольшие царства, расцвет которых приходится на 1 в. до н. э. Эти царства-вождества (зачастую представлявшие собой не более чем союз нескольких деревень) развивались, сохраняя собственные племенные религии.
Жаркая и равномерная температура Явы, обильные дожди и богатая вулканическим пеплом почва содействовали культивации риса. Интенсивное сельское хозяйство, основанное на заливных полях, требовало хорошей социальной организации в отличие от тех регионов, где использовался сухой (не заливной) метод культивации злаков.
Доисторическая Индонезия.