23-10-2023
Михаил Жаров | |||||||||||||||
270px | |||||||||||||||
Дата рождения: | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения: | |||||||||||||||
Дата смерти: |
15 декабря 1981 (82 года) |
||||||||||||||
Место смерти: | |||||||||||||||
Гражданство: | |||||||||||||||
Профессия: | |||||||||||||||
Карьера: | |||||||||||||||
Награды: |
|
||||||||||||||
IMDb: |
ID 0955541 |
||||||||||||||
Михаил Жаров на Викискладе |
Михаи́л Ива́нович Жа́ров (1899[1] — 1981) — советский российский актёр, режиссёр театра и кино. Народный артист СССР (1949). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947). Герой Социалистического Труда (1974). Член ВКП(б) c 1950 года.
Михаил Жаров родился в 15 (27 октября) 1899 года в Москве в семье типографского рабочего. Его отец, Иван Жаров — подкидыш, воспитывался в Николаевском приюте и свою фамилию получил от своей наставницы. Мать, Анна Семеновна Дроздова, происходила из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии[2]. В 1913 году отец устроил Михаила учеником наборщика в типографию, где работал сам.
С 1915 года Жаров — администратор и помощник режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов. В 1918 году поступил в студию при Театре ХПСРО (педагоги А. П. Зонов и В. М. Бебутов) и в том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы». По окончании студии в 1920 году недолгое время служил в Опытно-героическом театре, затем — в Первом передвижном фронтовом театре.
В 1921 году Жаров некоторое время выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени Сафонова, но в том же году перешёл в Театр им. Вс. Мейерхольда, где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, 1921), секретаря («Учитель Бубус» А. М. Файко, 1925), денщика («Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Участвовал в театральном движении "Синяя блуза[3]
В 1926—1927 и в 1929 выступал на сцене Бакинского рабочего театра, в 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 — Реалистического театра,
В 1931 году Жаров перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года[4]
С 1938 года и до конца жизни Жаров был актёром Малого театра.
В «Жаров рассказывает…» о творчестве актёра (Режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).
Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9)[5].
Первая жена — Дина, от брака — сын Евгений.
Вторая жена — Людмила Полянская, от брака 2 сына, оба умерли во младенчестве.
Третья жена — Людмила Целиковская.
Четвёртая жена — Майя Гельштейн; дочери от этого брака, Анна, стала актрисой, служит в Малом театре. Елизавета — родилась 3 апреля 1953 года в Москве.
Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира» М. А. Булгакова, 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69» В. В. Иванова, 1927), демобилизованный будёновец и грубоватый матрос Алексей («Первая Конная», 1929 и «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1933). Наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара .
В кино Жаров дебютировал небольшой ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).
Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь»), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный»).
Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Информационный отдел пропаганды ЦК КПСС в секретном докладе «Об откликах советской общественности на выступление газеты „Правда“ со статьей „Путь предательства“» приписывает, в числе прочих деятелей культуры, М. И. Жарову кроме общего негодования в адрес А.Солженицына следующее личное высказывание: «Этому сукиному сыну нет места среди нас» [8].
Михаил Иванович коллекционировал почтовые марки по двум темам: «Искусство» и «Портреты на почтовых марках»[9]. Отрицательно относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало[9].
|
Жаров, Михаил Иванович. Cайт «Герои Страны».
Жаров, Михаил Иванович.