09-06-2023
Кинематограф Грузии — национальное киноискусство Грузии.
Содержание |
Первыми грузинскими фильмами были снятые с 1908 по 1912 год документальные фильмы Василия Амашукели и Александра Дигмелова. Единственный полнометражный документальный киноочерк Василия Амашукели 1912 года, «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми», сохранился частично.
Грузинский кинематограф, возникший в советскую эпоху, представляет собой яркое и своеобразное явление. Оно создавалось в основном на киностудии «Грузия-фильм», где было снято 1200 фильмов.[1]
Помимо национального колорита, грузинский кинематограф имел легко узнаваемые черты, среди которых особое чувство мягкого юмора, метафоричность и симпатия к людям.
В советскую эпоху грузинские кинематографисты во многих фильмах умели избегать официозного соцреалистического стиля и создавали оригинальные и самобытные ленты, которые пользовались большой популярностью во всем Советском Союзе.
Фильмы грузинских режиссеров дважды были отмечены на Каннском кинофестивале — «Покаяние» (гран-при) и «Лурджа Магданы» (упоминание).[2]
В советское время действовало 84 кинотеатра.[3]
В 2001 году государством создан Государственный центр кинематографии Грузии, который, начиная с 2003 года, частично финансирует несколько фильмов в год, подходящих под категорию «национальный фильм» после прохождения конкурсного отбора. В 2011 году около 70% от общего бюджета киноцентра, составившего 2,4 млн. долларов, было потрачено на кинопроизводство. Кроме производства, центр занимается диструбуцией и продвижением национального кинематографа зарубежом. В стране функционируют пять кинотеатров (2011).[4] Наиболее заметные фильмы последних лет — «Уличные дни/Прогульщики» Левана Когуашвили, «Другой берег» Георгия Овашвили, которые, по мнению кинокритика Андрея Плахова «генетически вобрали в себя высокие художественные стандарты грузинского кино, но мироощущение у них не шестидесятническое, а современное, и реалии на экране тоже совсем другие, более жесткие, и поэтика, и стилистика тоже».[5] Фильм Левана Закарейшвили «Тбилиси-Тбилиси» завоевал несколько призов, в том числе стал обладателем кинопремии Ника.[1]
Отсутствие стабильного финансирования на родине привело к переезду грузинских режиссёров и актёров за границу. Режиссёр Нана Джорджадзе работает с немецкими продюсерами. Обосновались в Париже Отар Иоселиани и Теймураз Баблуани. Его сын режиссёр Гела Баблуани известен фильмом «Тринадцать», снятым в жанре нуар.[1] К совместным российско-грузинским проектам относится «Любовь с акцентом» Резо Гигинеишвили.[6]
Это заготовка статьи о кинематографе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы • ² В основном в Азии
|
Кинематограф Грузии.