У этого термина существуют и другие значения, см. Коммуна.
Комму́на (от фр.commune — община[1]) — это идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы и, в наиболее радикальных коммунах, общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда[1]. В дополнение к коммунальной экономике, для многих современных коммун становятся важными такие принципы, как принятие решений по согласию, не иерархическая структура и экологичный образ жизни. Эндрю Якобс (Andrew Jacobs) в газете «Нью-Йорк Таймс» написал, что, вопреки распространённым ошибочным представлениям, «большинство коммун 90-х годов — не пристанища „свободной любви“ для „детей цветов“, а вполне упорядоченные и финансово состоятельные кооперативы, где установлены прагматические (а не психоделические) правила»[2].
Ныне существует много идейных общин во всём мире; список некоторых из них можно найти на сайте международного общественного «Движения за идейные общины» (ДЗИО)[3]. Для классификации идейных общин в международном каталоге на сайте ДЗИО используется упрощённое определении коммуны как сообщества людей, в котором доходы и ресурсы (имущество, собственность, средства к существованию, средства производства) обобществлены полностью или почти полностью[4]:
Термин «коммуна» часто используется, особенно в прессе, для обозначения всех типов идейных общин или кооперативных обществ. Мы используем слово «коммуна» только по отношению к сообществам, в которых доходы и ресурсы обобществляются полностью или почти полностью. Такие коммунитарные группы отличаются большим разнообразием: от малых до больших, от городских до сельских, от христианских монастырей до секулярных коллективов анархистов. Они находятся в США и по всему миру. Большинство из них не похожи на стереотипную «коммуну хиппи» — но некоторые из коммун хиппи, основанных в шестидесятые годы, существуют по сей день.
Оригинальный текст(англ.)
The term 'commune' is often used, espeecially in the press, to mean all types of intentional communities or cooperative living. We use commune only when referring to communities that share their income and resources completely, or nearly so. These communal groups below range from small to large, urban to rural, and christian monastery to secular anarchist collective. They are found throughout the United States and around the world. Most do not resemble the sterotypical 'hippie commune' but a few hippie communes from the sixties are still around.
Главные черты общественных коммун, и само определение этого понятия, с годами претерпели изменения. До 1840 года коммуны были известны как «поселения коммунистов и социалистов»; с 1860 г. такие поселения стали называться «коммунитарными», а примерно с 1920 г. термин «идейная община» или «целенаправленное сообщество» (англ.intentional community) вошёл в употребление [6].
В начале 1970-х годов Рон Робертс (Ron E. Roberts), автор книги «The New Communes», классифицировал коммуны как подкласс в большей категории «Утопии»[7]. Он перечислил три основные характеристики:
Эгалитаризм — коммуны определённо отвергают иерархию или градации социального статуса как необходимость для поддержания общественного порядка.
Человеческий масштаб — члены коммун считают окружающее общество слишком большим.
Двадцать пять лет спустя Билл Меткальф (Dr. Bill Metcalf) в книге «Shared Visions, Shared Lives» дал определение коммуне как организации, имеющей следующие основные принципы:
групповое принятие решений — в целом и в личных делах.[8]
С совместной повседневной жизнью и хозяйством, коммуна является идеализированной формой семьи, будучи новой разновидностью «первичной группы» (обычно менее 20 человек). Члены коммуны чувствуют большую душевную близость ко всей группе (коммуне), чем к любой подгруппе[8].
Используя упрощённое определение коммуны как сообщества людей с полным (или почти полным) обобществлением доходов и ресурсов, FIC насчитывает в своей базе данных 186 коммун (во всём мире по состоянию на 18 августа 2011 г.)[4]. Некоторые из них являются религиозными организациями, такими как аббатства и монастыри, остальные созданы на базе других идей и общественных движений — например, антропософского движения «Камфилл»(англ.)русск..
В 2010 году власти Венесуэлы инициировали создание около 200 «социалистических коммун», которые должны быть автономными и независимыми от правительства. К настоящему времени, на создание таких коммун было потрачено 23 млн. долларов США. Каждая коммуна имеет свой «продуктивный сад» для того, чтобы выращивать свои овощи и быть самообеспеченной. Так же коммуны самостоятельны в принятии своих административных решений, использовании финансовых средств и имущества.[9]
Элизабет Вос (Elisabeth Voß) в книге о германских коммунах «Das KommuneBuch» даёт определение коммуны как сообщества, в котором[11]:
Люди живут и работают вместе;
Существует коммунальная экономика, то есть общие финансы и общественная (совместная) собственность на землю, строения, большую часть выпускаемой продукции;
Решения принимаются сообща — обычно на основе консенсуса (общего согласия);
Стараются ограничить иерархию и сократить иерархические структуры;
Практикуется взаимопомощь в домашней работе, присмотре и уходе за детьми, и в других коммунальных (бытовых) делах;
Признаётся равноправие мужчины и женщины;
Уменьшается экологический след вследствие экономии совместно используемых ресурсов.
В царской России большинство крестьян были членами сельских общин, в которых многие вопросы решались сообща. Другим примером коммунальной жизни были монастыри, особенно общежительные.
В первые годы Советской власти были созданы множество сельских и городских трудовых коммун.
В США коммуны часто связывают с движением хиппи«Обратно к земле» (англ.Back-to-the-land), действовавшим в 1960-е — 70-е годы. Эндрю Джейкобс (Andrew Jacobs) в газете «The New York Times» написал о том, что «после десятилетий сокращения, с середины 1990-х гг. американское коммунитарное движение снова пошло в рост, благодаря развитию поселений, стремящихся соединить утопическую коммуну шестидесятых и склонность американцев к приватности и накоплению капитала»[14].
Община «Братство Духа» (или «Возрождение») (англ.Brotherhood of the Spirit/Renaissance Community), созданная Майклом Метелицей (Michael Metelica) в 1968 и существовавшая до 1988 года, была крупнейшей коммуной на северо-востоке США.
↑ 12Неофициальный прямой перевод названия литературного произведения. Об официальном издании данного произведения на русском языке неизвестно.
↑Другой возможный перевод названия этой религиозной организации — «Народ Иисуса — США», потому что англ.people имеет значения и «народ», и «люди», в зависимости от контекста. Об официальном переводе на русский данного наименования организации неизвестно.
↑Возможно, следует перевести как «Онайда», а не «Онейда». Сходные топонимы в русской транскрипции пишутся по разному, см. Онайда (значения)
↑Видимо, требуется совместный перевод статей Википедии про «Колонию Сесилию» с итальянского, португальского и французского языков на русский, так как на каждом из этих языков соотв. энц. статьи короткие.
Welcome to the Intentional Communities Directory. directory.ic.org. Проверено 11 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 23 июля 2012.
↑ Commune Directory - List of Communes (англ.). FIC Online Communities Directory. Fellowship for Intentional Community (18 August 2011). — Communities which indicated they are 100% income sharing. — «We use commune only when referring to communities that share their income and resources completely, or nearly so» Проверено 18 августа 2011. Архивировано из первоисточника 23 июля 2012.
↑Horrox, James. A Living Revolution: Anarchism in the Kibbutz Movement. — pp. 87-109.
↑Horrox, James. Rebuilding Israel’s Utopia. // Zeek: A Jewish Journal of Thought and Culture. — 2007. — October.
Extreme Makeover, Commune Edition (англ.), The New York Times, The New York Times Company (11 June 2006), стр. 1. Проверено 9 сентября 2011. «after decades of contraction, the American commune movement has been expanding since the mid-1990s, spurred by the growth of settlements that seek to marry the utopian-minded commune of the 1960s with the American predilection for privacy and capital appreciation».
Curl, John. Memories of Drop City, The First Hippie Commune of the 1960s and the Summer of Love, a memoir. — iUniverse, 2007. — ISBN 0-595-42343-4.
Curl, John. For All The People: Uncovering the Hidden History of Cooperation, Cooperative Movements, and Communalism in America. — PM Press, 2009. — ISBN 978-1-60486-072-6.
Fitzgerald, George R. Communes Their Goals, Hopes, Problems. — New York: Paulist Press, 1971.
Horrox, James. A Living Revolution: Anarchism in the Kibbutz Movement. — Oakland: AK Press, 2009.
Metcalf, Bill; Metcalf, William James. Shared visions, shared lives: communal living around the globe. — Scotland: Findhorn Press, 1996. — ISBN 1899171010.
Kanter, Rosabeth Moss. Commitment and community: communes and utopias in sociological perspective. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1972. — ISBN 0-674-14575-5.
Kanter, Rosabeth Moss. Communes: creating and managing the collective life. — New York: Harper & Row, 1973. — ISBN 0-06-043476-7.
Lauber, John. Hawthorne’s Shaker Tales [Electronic version] (англ.) // Nineteenth-Century Fiction. — 1963. — Т. 18. — С. 82-86.
Meunier, Rachel. Communal Living in the Late 60s and Early 70s (англ.). Human Issues Project. «The Farm» (Summertown, Tennessee, USA) (17 December 1994). Проверено 10 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 13 мая 2012.
Miller, Timothy. Assault on Eden: A Memoir of Communal Life in the Early '70s (англ.) // Utopian Studies. — 1997. — Т. 8.
Roberts, Ron E. The new communes: coming together in America. — Prentice-Hall, 1971. — 144 p.
Stockwell, Foster. Encyclopedia of American Communes. — Chicago, 1998.
Veysey, Laurence R. The Communal Experience: Anarchist and Mystical Communities in Twentieth Century America. — 1978.
Voß, Elisabeth. Was ist eine Kommune? // Das KommuneBuch / Kollektiv KommuneBuch. — Göttingen: Verlag Die Werkstatt, 1996. — P. 17-26. — ISBN 3-89533-162-7.
Wild, Paul H. Teaching Utopia [Electronic version] (англ.) // The English Journal. — 1966. — Т. 55. — № 3. — С. 335-337, 339.
Zablocki, Benjamin. The Joyful Community: An Account of the Bruderhof: A Communal Movement Now in Its Third Generation. — Chicago: University of Chicago Press, 1971. — ISBN 0-226-97749-8. (В 1980 г. «Каталог всей Земли»(англ.)русск. назвал эту книгу «лучшей и самой полезной книгой о коммунах из когда-либо написанных»).
Zablocki, Benjamin. Alienation and Charisma: A Study of Contemporary American Communes. — The Free Press, 1980. — ISBN 0-02-935780-2.