21-07-2023
(O)
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» | |
Тип | |
---|---|
Листинг на бирже |
VSMO |
Год основания |
1933 год[1] |
Прежние названия |
Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО)[2], |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Сергей Чемезов (председатель совета директоров), |
Отрасль |
Цветная металлургия (МСОК: |
Продукция |
титан и изделия из него. |
Оборот | |
Операционная прибыль |
▲ 11,7 млрд руб. (2013 год, РСБУ) |
Чистая прибыль |
▲ 7,4 млрд руб. (2013 год, РСБУ) |
Число сотрудников |
21 460 (на 01.01.2014) |
Сайт |
www.vsmpo.ru |
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — российская металлургическая компания, производящая титан и изделия из него. Крупнейший в мире производитель титана[4]. Является единственной в мире титановой компанией, осуществляющей полный цикл производства — от переработки сырья до выпуска конечной продукции.[5] Корпорация ВСМПО-АВИСМА производит также прессованные крупногабаритные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
Ежегодно компания производит свыше 30 тыс. тонн титановой продукции, большая её часть идёт на экспорт.[6] В её число входят: слитки, биллеты, слябы, крупные штампованные поковки дисков и лопаток авиационных двигателей, сложноконтурные поковки для авиации, шассийные и конструкционные штамповки, раскатные кольца, профили, бесшовные и сварные трубы и другое. Алюминиевый дивизион включает в себя производство слитков, прессованных профилей, панелей, труб, а также холодно-деформированных труб и труб для атомной промышленности. Кроме того, Корпорация производит ферротитан, один из самых распространенных ферросплавов.[7]
Основные потребители продукции «ВСМПО-АВИСМА» — крупнейшие в мире двигателе— и авиастроительные компании, в том числе Boeing, EADS, Embraer, UTAS, Messier-Bugatti-Dowty, Rolls-Royce plc, Safran SA, Pratt&Whitney.[8][9][10]
ВСМПО-АВИСМА производит более 90 % российского титана, экспортирует продукцию в 48 стран мира, имея около 350 заказчиков.[11][12]
Полное фирменное наименование компании на русском языке — Открытое Акционерное Общество «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», на английском языке — Public Stock Company «VSMPO-AVISMA Corporation».
В составе Корпорации две промышленные площадки — «ВСМПО» в городе Верхняя Салда Свердловской области и «АВИСМА» филиал в городе Березники Пермского края, которые связаны между собой единой технологической цепочкой. Компания имеет представительство в городе Москве.
В феврале 1929 года на станции Сетунь Московской области началось строительство завода по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов. 1 июля 1933 года состоялся пуск предприятия в эксплуатацию. Это был первый в Советском Союзе специализированный завод, поставляющий подобную продукцию для создания самолётов и авиационных моторов. В январе 1934 года завод из ведения Главцветметобработки передан в ведение Глававиапрома. Заводу присваивается номер — № 95.[1]
В 1934 специалистами завода под руководством главного металлурга С. М. Воронова был создан сплав повышенной прочности М-95, который применялся для изготовления силовых элементов скоростного бомбардировщика СБ (АНТ-40). К началу Великой Отечественной войны бомбардировочная авиация СССР на 94 % состояла из этих самолетов.[13] В 1935 освоены ковкие алюминиевые сплавы АК 5 и АК 6. Они до сих пор используются в промышленности. А тогда впервые были применены для создания двигателя М-88 для дальнего бомбардировщика ИЛ-4 (ДБ-3Ф). Успехи завода в разработке и освоении новых технологий были настолько серьезны, что на Всесоюзной конферен-ции по производству и обработке цветных металлов все основные доклады делали представители завода № 95.[14]
К 1941 году заводом № 95 была решена проблема широкого применения штамповок из алюминиевых сплавов. Освоение производства штампованных лопастей, картеров, поршней, других деталей предопределило важный этап в отечественном моторостроении. Здесь было налажено массовое производство новых видов листовых материалов и прессованных профилей, что создало предпосылки для развития производства новых конструкций самолетов.[15]
В конце 1930-х годов мощностей традиционных производителей магния — Днепропетровского и Соликамского заводов — явно не хватало. В 1939 году Экономсовет СССР принимает решение о создании ещё одного магниевого завода в городе Березники Пермской области (с 8 марта 1940 года по 2 октября 1957 года — Мо́лотовская область[16].). В апреле 1941 года утверждён технический проект и генеральная смета строительства Березниковского магниевого завода (БМЗ), ставшего родоначальником «АВИСМА». В проекте была предусмотрена колоссальная для того времени производительность — 11 тысяч тонн в год готовой магниевой продукции и технологическая схема, обеспечивающая передачу сторонним потребителям 50 % производимого хлора.
После первых бомбардировок Завода № 95 в июле 1941 года, принимается решение о создании завода-дублера на Урале в городе Верхняя Салда, которому был присвоен номер — № 491. 8 октября 1941 года ГКО принимает решение о полной эвакуации Завода № 95 из Московской области в город Верхняя Салда Свердловской области. К 5 ноября 1941 г. было отправлено 1197 вагонов с оборудованием, материалами, готовыми изделиями. Эвакуировалось большинство работающих и членов их семей.[17] Первая продукция трубопрессовым цехом была получена в октябре 1941 года.[18]
19 ноября 1941 года завод-дублер № 491 объединился с эвакуированным подмосковным заводом, новому предприятию присвоен номер — № 95. С 1941 года по 1944 год он являлся единственным поставщиком полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов для нужд авиации и флота СССР.[1]
Здесь же разместился завод № 519 Наркомата цветной металлургии СССР, образованный для производства прокатно-тянутых изделий из сплавов на основе меди на базе части эвакуированного оборудования заводов им. Ворошилова, «Красный выборжец» (Ленинград), «Свобода»(Москва), Кольчугинского завода им. Орджоникидзе…[19]
С началом Великой Отечественной войны в первоначальный проект строительства БМЗ были внесены существенные изменения. 16 января 1942 года был утвержден упрощенный проект строительства БМЗ, разработанный генеральным проектировщиком БМЗ — ленинградским институтом «Гипроалюминий». Первая очередь БМЗ была рассчитана на производственную мощность — 3,3 тысячи тонн магния в год. 22 июня 1943 года здесь получили первый слиток (чушку) магния, который отлили Порфирий Бармак и Василий Дзюба под руководством мастера Михаила Беспятых. Этот день считается днём рождения березниковского филиала корпорации — «АВИСМА».[20]
В начале войны в авиапромышленности действовало лишь одно кузнечно-штамповочное производство — завода № 95. Здесь осваивались и усовершенствовались принципиально новые технологические процессы производства точных штамповок. В этот период значительно возросло производство поршней из сплавов АК2 и АК4, деталей и узлов моторов водяного охлаждения; носков и полукартеров, не требующих механической обработки поверхностей; монолитных поковок корпусов картеров; штамповок лопастей воздушных винтов и других изделий. В срочном порядке был освоен выпуск комплекта точных штамповок из сплава АК6 для производства скоростного пикирующего бомбардировщика СБ. В кооперации с УЗТМ впервые в мировой практике было освоено производство сложных штамповок полукартеров и носков картеров звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения, непосредственно из литых цилиндрических заготовок.[21]
Была завершена отработка и освоена промышленная технология производства сплава Д16, тогда как в довоенное время и первые годы войны продукцию изготавливали главным образом из дуралюминов Д1 и Д6. Отечественное самолетостроение получило экономичные полуфабрикаты улучшенного качества, что существенно расширило его технические возможности.
За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, 16 сентября 1945 года Завод № 95 в Верхней Салде награждён высшей государственной наградой СССР — Орденом Ленина, а 16 апреля 1946 года на вечное хранение предприятию передано Красное Знамя Государственного Комитета Обороны (ГКО), хранящееся сейчас в его музее.[1]
В 1950-е годы в СССР началось бурное развитие авиационной и ракетной техники, создание отечественного подводного флота и атомной промышленности. Всё это требовало применения новых материалов, соответствующих жёстким требованиям эксплуатационных характеристик, одним из таких материалов стал титан. 9 марта 1954 года Совет Министров СССР принял постановление № 407—177 «О мерах по реализации производства титана» для нужд реактивной техники, в котором ставилась задача разработки и внедрения в производство технологии изготовления листов из технического титана и его сплавов из слитков весом 100—500 кг. Организация подобного производства была начата в Верхней Салде на заводе № 519 МЦМ в октябре 1954 года. Слитки поставлялись с Подольского химико-металлургического завода (ПХМЗ).[22]
Решением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 года перед заводом в Верхней Салде была поставлена задача: начать крупносерийное производство слитков и полуфабрикатов из титановых сплавов, с выпуска 5,5 тыс. т в 1957 году до 25 тыс. т в 1960.[23] На базе Березниковского магниевого завода (БМЗ) предполагалось построить новый титано-магниевый комбинат с производством 8 тысяч тонн титана в слитках в год.[20]
В 1956 году на Заводе № 95 началось освоение технологии производства труб, титановых профилей, производства штамповок и поковок из титановых сплавов. 17 февраля 1957 года выплавлен первый титановый слиток сплава ВТ 1-1 массой 4 кг и диаметром 100 мм. Вел плавку В. В. Тетюхин, непосредственное участие в её подготовке принимали А. Л. Андреев, Ю. А. Кунцев, Ю. М. Прилуцких, А. Н. Щетников, П. Г. Павлов.[24]
25 февраля 1957 года Завод № 95 объединился с Заводом № 519 с присвоением объединенному заводу номера — № 95. Директором объединенного предприятия назначен Гавриил Дмитриевич Агарков, возглавлявший Завод № 95 с 1952 года. С 1958 года на предприятии началось серийное производство слитков, с 1959 года — штампованных и прессованных изделий из титановых сплавов, а в 1960-м разработана и внедрена технология производства высокопроцентного (70 %) ферротитана. 29 июня 1961 года Завод № 95 переименован в Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод (ВСМОЗ).[25] Постановлением Совета Министров СССР № 215-9 от 9 апреля 1970 года заводу присвоено имя В. И. Ленина. 20 мая 1982 года приказом министра авиапромышленности № 159 ВСМОЗ имени В. И. Ленина присвоено наименование «Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение» (ВСМПО).
8 февраля 1960 года на Березниковском титано-магниевом комбинате (БТМК) получен первый блок губчатого титана. 27 декабря 1972 года издан Приказ № 561 Министра цветной металлургии СССР П. Ф. Ломако «О включении Соликамского магниевого завода в состав Березниковского титано-магниевого комбината».
С 1957 по 1990 годы ВСМПО являлось крупнейшим поставщиком полуфабрикатов из титана для аэрокосмической и военной промышленности, судостроения.[1] В 1960—1980-е годы здесь вступают в строй мощные специализированные цехи: кузнечно-прессовый, оснащенный уникальным оборудованием (в том числе один из крупнейших в мире вертикальный гидравлический пресс усилием 75 тыс. тс), плавильный (в 1976 году здесь был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток массой 15 т), листо- и сортопрокатный, осваиваются технологии выпуска широкой номенклатуры продукции ответственного назначения. В 1989 году предприятием было выплавлено более 100 тысяч тонн титановых слитков, что на 30 % больше, чем у остальных производителей титана в мире. В 1991 году объём выплавленных на ВСМПО титановых слитков на 50 % превысил общий объём производства титановых слитков в США, Европе и Японии вместе взятых, при этом до 55 % произведенного титана шло на нужды авиации Советского Союза, 15 % — на космические разработки и ракетную технику, до 25 % — на флот, остальное — на базовые отрасли экономики.[1][26]
В 1960—1980-е гг. предприятием руководили Г. Д. Агарков и В. К. Александров. С января 1989 г. ВСМПО стало работать в условиях хозрасчета, с января 1990 — становится арендным предприятием.[27] В июне 1991 года председателем арендного предприятия — генеральным директором становится Н. Ф. Калмыков.[28]
Кризисные явления и распад СССР начала 1990-х годов распад СССР привели к практически полному прекращению заказов со стороны государства на авиационную и оборонную технику. Это привело к резкому снижению спроса со стороны внутренних потребителей на продукцию «АВИСМА» и «ВСМПО», падению объёмов производства, поставило предприятия на грань банкротства. 15 января 1991 года издан Приказ № 16 Министерства металлургии СССР «О создании Соликамского магниевого завода», в соответствии с которым СМЗ вышел из состава БТМК. В 1992 году производство титановой губки на «АВИСМА» снизилось на 14 %, а за 9 месяцев 1993 года упало ещё на 30 %. Производство титана на ВСМПО упало в 30 раз, алюминия — в 6-8 раз.[29]
Выходом в сложившейся ситуации виделись приватизация обоих предприятий[1], а также поиск партнеров на внешнем рынке с целью сохранения уникальных российских производств. В июне 1992 года генеральным директором ВСМПО избирается В. В. Тетюхин.[30] 18 февраля 1993 года ВСМПО было преобразовано в акционерное общество[1]. При первоначальном распределении акций в трудовом коллективе, учитывался стаж работы на предприятии и отдельно в условиях арендного предприятия и акционерного общества, а также размер заработной платы. Дополнительно по десять акций выделялось на каждый вложенный ваучер. Ветераны, ушедшие на пенсию до акционирования получали по десять акций за каждый проработанный год.
В 1993 г. ВСМПО была разработана, внедрена и сертифицирована Система Качества, отвечающая требованиям международного стандарта ИСО 9002.[9]
17 июля 1992 года создаётся рабочая комиссия по приватизации Березниковского титано-магниевого комбината (БТМК) под председательством генерального директора Е. Д. Самусика. 10 ноября 1992 года состоялась государственная регистрация акционерного общества «АВИСМА» (АО «АВИСМА»). В 1993 году контроль над предприятием получил банк «Менатеп». 16 ноября 1993 года состоялось первое собрание акционеров АО «АВИСМА», на котором был избран первый председатель совета директоров АО «АВИСМА» — один из основателей и владельцев банка «Менатеп» Михаил Ходорковский.
В 1994 году на инвестконкурсе, компания «Маяк», контролируемая банком «Менатеп», приобрела у государства 10%-й пакет акций АО «АВИСМА» под гарантии инвестиций в комбинат в размере $36 млн, но так и не выполнила свои обязательства. В 1999 году Российский фонд федерального имущества обвинил покупателей в невыполнении инвестпрограммы и начал судебные тяжбы за возврат 10 % акций комбината в госсобственность. Судебные органы постановили вернуть акции государству, однако, сделать этого не удалось, на тот момент времени «Маяк» был ликвидирован. В 1997 году ЗАО «РОСПРОМ» — компания, управляющая пакетами акций предприятий, принадлежавших банку «Менатеп», продала 70%-й пакет акций АО «АВИСМА» через российское представительство (ЗАО ИК «Кредитанштальт-Грант») австрийского инвестбанка «Кредитанштальт Инвестмент Банк» («Kreditanstalt») американскому миллиардеру Кеннету Дарту. В 1998 году тот обменял у собственников ОАО «ВСМПО», 70 % акций ОАО «АВИСМА» на 28 % акций ОАО «ВСМПО». Вскоре собственники ОАО «ВСМПО» Вячеслав Брешт и Владислав Тетюхин выкупили этот пакет акций.[1] АВИСМА фактически стала частью производственно-технологической группы — единственной, производящей титан в России.
В 1994 году ОАО «АВИСМА» стало членом Международной магниевой ассоциации.[1]
«Ависма» принадлежало 17 % акций ВСМПО. ВСМПО, в свою очередь, владело 76 % акций «Ависмы». Ещё 42,9 % акций ВСМПО владело ЗАО «Союз — Верхняя Салда», созданное работниками ВСМПО в феврале 1995 года для предотвращения скупки акций сторонними инвесторами. Работники сдавали принадлежащие им акции ВСМПО в обмен на акции Союза ВС. Таким образом, менеджментом контролировалось более 75 % акций Союза ВС. В целом команда В. В. Тетюхина владела более 70 % акций ВСМПО.[31][11]
Созданная в 1998 году производственно-технологическая группа «АВИСМА-ВСМПО» позволяет проводить единые техническую политику и маркетинговую стратегию.[9]
В 2003 году начинается создание сети сбытовых и дистрибьюторских компаний в Европе (VSMPO Tirus Ltd в Великобритании; VSMPO Tirus GmbH в Германии; Tirus International SA — Швейцарии) и США (VSMPO-Tirus, US INC с офисами в штатах Колорадо, Пенсильвания и Онтарио)
В апреле 2003 года ВСМПО-АВИСМА и американская компания Allegheny Technologies Incorporated (ATI) создали совместное предприятие по производству и сбыту широкой номенклатуры продукции из технически чистого титана не аэрокосмического назначения. Штаб-квартира СП расположена в Питтсбурге[32].
21 сентября 2004 года на внеочередном общем собрании акционеров в городе Верхняя Салда принято решение и утвержден «Договор о реорганизации в форме присоединения ОАО „АВИСМА“ (ОАО „АВИСМА титано-магниевый комбинат“) к ОАО „ВСМПО“ (ОАО „Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение“)» с переходом всех прав и обязанностей ОАО «АВИСМА» к ОАО «ВСМПО». 28 декабря 2004 года решением совместного общего собрания акционеров в городе Верхняя Салда — общество переименовано в Открытое акционерное общество «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».[20]
В 2005 году обострился конфликт между акционерами ВСМПО-АВИСМА — Владиславом Тетюхиным, Вячеславом Брештом и группой «Ренова».[33] Из-за конфликта были арестованы 73,4 % акций компании, из-за чего в октябре 2005 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приостановила торги обыкновенными акциями предприятия на биржах РТС и на ММВБ.[34] Для стабилизации ситуации на предприятии в 2006 году акционером ВСМПО-АВИСМА становится «Рособоронэкспорт».[35] «Верхне-Салдинское предприятие — это единственный в стране производитель титана, поставщик нашей оборонной промышленности»[36], — так прокомментировал покупку акций ВСМПО-АВИСМА Сергей Чемезов, который в то время занимал должность гендиректора «Рособоронэкспорта».
Сделка по приобретению «Рособоронэкспортом» контрольного пакета ВСМПО-АВИСМА была закрыта в сентябре 2006 года.[37] В ноябре того же года было проведено общее собрание акционеров, на котором был избран новый совет директоров. Его возглавил гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов.[37] После создания в 2007 году на основе «Рособоронэкспорта» корпорации «Ростех» (до декабря 2012 года носила название «Ростехнологии») контроль над ВСМПО-АВИСМА перешел к ней.
2006—2007 годы были крайне важными для формирования расклада сил на мировом титановом рынке — крупнейшие в мире производители авиационной техники Boeing и Airbus выбирали поставщиков титановых сплавов на будущее десятилетие. Получить крупнейшие контракты ВСМПО-АВИСМА помогло именно вмешательство в сложившуюся ситуацию «Ростехнологий»
. В итоге корпорация становится партнером крупных авиационных компаний и крупнейшим поставщиком на мировом рынке титановых полуфабрикатов .В 2007 году было подписано соглашение о создании совместного предприятия ВСМПО-АВИСМА и Boeing, занимающегося первичной механической обработкой заготовок)[38] Ural Boeing Manufacturing (UBM). В июле 2009 года оно вступило в эксплуатацию.
В 2007 году из-за аварии на первом руднике Уралкалия были поставлены под угрозу поставки сырья из Украины по железной дороге. Рассматривался вариант перегрузки на речной транспорт. В 2010 году открытие ветки Яйва — Соликамск решило вопрос надёжности поставок.
В начале 2008 года было объявлено о подписании долгосрочного контракта с французской компанией Safran SA, который вывел «ВСМПО-АВИСМА» на позиции основного поставщика титана для группы международных производителей. Сумма контракта свыше $300 млн.[39]
В 2008 году была учреждена дочерняя компания корпорации ВСМПО-АВИСМА «ВСМПО Титан Украина» (ранее — ЗАО «Трубный завод ВСМПО-Ависма»). Её производственная площадка расположена в Никополе Днепропетровской области.[40] Основная продукция компании — бесшовные титановые трубы для энергетики, химического машиностроения, судостроения и других отраслей экономики.[41]
Из-за мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, ВСМПО-АВИСМА пришлось сократить объём финансирования своей инвестиционной программы[37]. Однако модернизацию предприятия удалось продолжить, увеличив сроки реализации. Увольнений удалось избежать, однако часть работающих перешло на неполную рабочую неделю[37].
В 2011 году корпорация «ВСМПО-АВИСМА» приобрела у группы частных инвесторов за неназываемую сумму лицензию на разведку и добычу ильменита на крупнейшем месторождении в России — Центральном, расположенном в Тамбовской области[42]. Инвестиции в проект руководитель компании Воеводин оценил в зависимости от технологий в 300—600 млн долларов[42]. По его словам, месторождение может стопроцентно удовлетворить потребности «ВСМПО-АВИСМА» в титановом сырье более чем на 100 лет[42].
В мае 2011 года было создано дочернее предприятие корпорации ВСМПО-АВИСМА VSMPO-Tirus (Beijing) Metallic Materials Ltd[43]. Офисы и склады компании были размещены в Пекине и в провинции Тяньцзинь, которая входит в зону свободной торговли.
Летом 2012 года корпорация ВСМПО-АВИСМА вышла на новый для себя рынок добычи сырья. Корпорация приобрела контроль над днепропетровским Демуринским горно-обогатительным комбинатом.[42] В развитие этого предприятия уже инвестировано около 30 млн долларов. Оно обеспечивает потребности ВСМПО-АВИСМА в титановом сырье на 30-40 % в течение 20 лет.[44] В перспективе планируется выйти на ежегодный уровень производства 50 тысяч тонн ильменитового, 13 тысяч тонн рутилового и 3 тысячи тонн циркониевого концентрата.[45]
В 2012 году корпорация ВСМПО-АВИСМА заключила первые долгосрочные соглашения с российскими потребителями — холдингом «Сухой» и Пермским моторостроительным заводом.[37] С иностранными потребителями практика заключения долгосрочных контрактов существует уже давно.[41] В сентябре 2012 года ВСМПО-АВИСМА подписала меморандум о российско-индийском сотрудничестве с металлургической госкомпанией Индии — Mishra Dhatu Nigam Limited (MIDHANI), а также с Российско-индийским научно-технологическим центром (IRSTC). Стороны заявили о заинтересованности в поставках полуфабрикатов производства ВСМПО-АВИСМА в Индию с последующей доработкой их на совместном предприятии, которое может быть создано.[41] ВСМПО-АВИСМА также развивает сотрудничество с Китаем. В 2012 году был подписан контракт на поставку деталей для китайского самолета COMAC C919, который находится в стадии разработки[37].
В период с 1992 по 2008 генеральным директором компании был Владислав Тетюхин.[46] Ранее, до 1992 года, В. Тетюхин в течение ряда лет занимал должность заместителя главного металлурга ВСМПО[47], начальника лаборатории (Всесоюзного института авиационных материалов, ВИАМ)[48]. По данным журнала «Форбс», в 2005 году, до продажи акций «ВСМПО-АВИСМА» «Ростеху», личное состояние В. Тетюхина оценивалось в 390 млн долл[49]. В 2011 году его состояние оценивалось в 650 млн долларов США[50]. Тетюхин вышел из состава акционеров ВСМПО-АВИСМА в ноябре 2012 года[51]. Финансирует строительство медицинского комплекса в Нижнем Тагиле — ООО «Госпиталь Восстановительных Инновационных Технологий» стоимостью 2,5 млрд рублей.[52][53] В 2008 году являлся президентом корпорации ВСМПО АВИСМА, с 2009 года — советник генерального директора по науке и технологии, член совета директоров.
66 % акций «ВСМПО-Ависмы» принадлежало «Оборонимпэксу», дочерней компании «Ростеха». Капитализация компании на конец 2007 года в РТС составляла — $3,5 млрд[54].
27 ноября 2012 года было объявлено о том, что «Ростех» сократит свое присутствие в акционерном капитале ВСМПО-АВИСМА до блокпакета[55]. Акции приобрели гендиректор корпорации Михаил Воеводин, член совета директоров Михаил Шелков, заместитель гендиректора Алексей Миндлин, а также директор по правовым вопросам корпорации Артем Кисличенко и главный бухгалтер Дмитрий Санников[56]. Сумма сделки, которую профинансировал Сбербанк под залог покупаемых акций, составила $965-970 млн[57]. «Ростех» продал менеджменту корпорации «ВСМПО-АВИСМА» 45,42 % акций, ранее команда управленцев скупила на открытом рынке около 4,6 % акций предприятия. Эти пакеты акций были переданы в созданное для данной сделки ЗАО «Бизнес Альянс Комапани» (БАК), где 75 % плюс одна акция принадлежали менеджменту, а 25 % минус одна акция — «Газпромбанку». Таким образом, БАК будет контролировать 50 %+1 акция «ВСМПО-АВИСМА», блокирующий (25 %+1 акция) пакет остался у «Ростеха».
Комментируя сделку, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов подчеркнул, что акции ВСМПО-АВИСМА были проданы с существенной премией к рынку[58]. Приобретающие акционеры платят по 187 долларов за акцию, в то время как средневзвешенная цена акции на объединенной бирже РТС-ММВБ за последние три месяца перед сделкой составила 161 доллар, текущая цена на ММВБ на тот момент составляла 177,95 долларов[56]. В день объявления о сделке акции ВСМПО-АВИСМА на ММВБ выросли к 12:30 на 4,15 %[56]. В публикации Financial Times отмечалось, что эта сделка позволит менеджменту ВСМПО-АВИСМА действовать с большей свободой[59]. Вместе с тем, в статье подчеркивалось, что государство сохранит значительное влияние на предприятие.
Как сообщили информационные агентства, в феврале 2014 года менеджмент ВСМПО-Ависма во главе с Михаилом Шелковым и Михаилом Воеводиным выкупил у Газпромбанка 15 % акций титановой компании. Это подтвердили совладелец и гендиректор корпорации Михаил Воеводин и вице-президент банка Андрей Зокин. Последний заявил, что банк «достиг целевого уровня доходности, который планировался при вхождении в сделку». Цена продажи пакета, по его словам, «немного превысила текущие рыночные котировки». На Московской бирже накануне 15 % акций ВСМПО стоили 14,35 млрд руб. Михаил Воеводин уточнил газете «Коммерсант», что кредит для выкупа акций у Газпромбанка предоставил Сбербанк, который выступил и финансовым консультантом, но детали стороны не раскрывают. Таким образом, БАК консолидировал около 65 % акций, ещё 25 % у «Ростеха», остальное — free float[60].
Не менее 5 процентов акций владеет «Национальный расчетный депозитарий». Общее количество лиц с ненулевыми остатками на лицевых счетах, зарегистрированных в реестре акционеров эмитента на конец 2013 года — 3697[61].
Конкурентов ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» на рынке производства титановых полуфабрикатов в России практически нет, хотя существует ряд предприятий, основной или второстепенной деятельностью которых является производство титановой продукции[62].
Корпорация ВСМПО-АВИСМА интегрирована в мировую авиакосмическую промышленность и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком изделий из титана.
Около 60 % продукции поставляется на экспорт. Корпорация обеспечивает до 40 % потребностей Boeing в титане, 60 % потребностей EADS, 100 % — Embraer[46]. В 2012 году корпорация увеличила долю на мировом рынке медицинского титана до 23 %.[63] При этом в 2012 году возросли объёмы заказов со стороны российских потребителей, предварительный заказ составлял 10 тыс. т, закуплено было более 12 тыс. т[37]. В постсоветское время российские потребители не заказывали больше 7 тыс. т, в среднем заказ составлял 5—6 тыс. т. в год[37].
Порядка 30 % производимого корпорацией титана идет на промышленное производство, 40 % — на авиастроение, 20 % — на двигателестроение и 10 % — на производство ракет[37]. Помимо этого, «ВСМПО-АВИСМА» поставляет титан и алюминий (и изделия из них) для других отраслей хозяйства, а также выпускает товары народного потребления. До конца 2012 года «ВСМПО-АВИСМА» производила кованые колесные диски. Компания ВСМПО является одной из трех российских компаний, имеющих международную аккредитацию «Nadcap» для производителей в аэрокосмической и военной промышленности.
До 2015 года корпорация намерена инвестировать в модернизацию производства 800 млн долл[37].
Основное производство компании находится в Свердловской области (город Верхняя Салда). Также в структуру входит Березниковский титано-магниевый комбинат «Ависма», производитель титановой губки, исходного сырья для производства титана.
С 2005 года руководство корпорации лоббирует идею организации на территории Верхнесалдинского городского округа особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа. В декабре 2010 года Правительством РФ принимается решение о создании ОЭЗ «Титановая долина». Проект позволит повысить степень привлекательности Корпорации, увеличить глубину переработки и объём реализации продукции и, как следствие, поступление средств в бюджеты всех уровней, способствуя решению социальных проблем региона.[64] Резидентом ОЭЗ является предприятие «ВСМПО-новые технологии». 18 ноября 2013 года компания Boeing и Госкорпорация «Ростех» подписали меморандум о создании на территории ОЭЗ «Титановая долина» второго в России совместного предприятия — завода по обработке штамповок для новейших пассажирских лайнеров американской авиастроительной компании, который увеличит текущие производственный мощности Корпорации вдвое. Строительство предполагается начать в 2014 году[6].
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» признана победителем ежегодного федерального конкурса на лучшего экспортера в номинации «Лучший российский экспортёр отрасли цветная металлургия (изделия из цветных металлов)». В 2013 году ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» удостоена звания «Лучший российский экспортёр» в четвёртый раз
.Финансовые показатели (по РСБУ):
2005 | 2006[65] | 2007 | 2008[66] | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выручка, млрд руб. | 16,8 | 28,364 | 30,656 | 29,110 | 26,013 | 24,748 | 30,386 | 40,775 | 46,131 |
Чистая прибыль, млрд руб. | 3,174 | 5,86 | 6,216 | 2,668 | 0,172 | 0,646 | 3,058 | 7,333 | 7,451 |
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Изменение 2013 к 2012 г.,% | |
---|---|---|---|---|---|---|
Экспорт | 14 179 | 14 304 | 16 067 | 16 539 | 17 211 | + 4,07 % |
Внутренний рынок (РФ и СНГ) | 5 370 | 6 069 | 7 817 | 9 703 | 11 644 | + 20,00 % |
Всего отгрузок | 19 549 | 20 373 | 23 883 | 26 242 | 28 856 | + 9,96 % |
ВСМПО филиал ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — металлургическое предприятие, включающее полный цикл производства полуфабрикатов из титановых сплавов: от выплавки слитков до изделий с получистовой механической обработкой. Имеет крупнейший в мире плавильно-литейный комплекс, а также листопрокатное, кузнечно-штамповочное, трубопрофильное производства, цехи мехобработки штамповок и нестандартного оборудования. Основной компонент шихты, титановую губку, получает с АВИСМА. Списочная численность работников филиала ВСМПО по состоянию на 1 января 2014 года — 15404 человек.
№ 1 — Алюминиевый комплекс
№ 2 — Контрольно — испытательный центр
№ 3 — Прессовый, трубопрофильный и сортопрокатный
№ 4 — Кузнечно-штамповочный
№ 5 — Ремонтно-механический
№ 6 — Электроснабжения и ремонта электрооборудования
№ 7 — Управление технического контроля
№ 9 — Отгрузки товарной продукции ВСМПО
№ 8 — Теплосиловой
№ 10 — Научно-технический центр
№ 13 — Отгрузки товарной продукции
№ 15 — Служба безопасности и охраны
№ 16 — Прокатный комплекс — прокатный
№ 19 — По строительству, ремонту, благоустройству и промэстэтике
№ 20 — Плавильно-литейный
№ 21 — Кузнечный комплекс — кузнечный
№ 22 — Кузнечный комплекс — кузнечный
№ 23 — Центральная лаборатория неразрушающих методов контроля
№ 24 — Центральная лаборатория автоматизации технологических и теплоэнергетических процессов
№ 25 — Общественного питания ВСМПО
№ 26 — Производственно-складской
№ 27 — Цех связи и коммуникаций
№ 30 — По производству сварных труб
№ 31 — Плавильно-литейный
№ 32 — Плавильно-литейный комплекс -плавильно-литейный
№ 33 — Информационно — вычислительный центр
№ 35 — Инструментальный
№ 37 — Кузнечно-штамповочный
№ 38 — По изготовлению средств механизации и НСО
№ 39 — Центральная испытательная лаборатория управления системой охраны окружающей и производственной среды
№ 40 — Инструментальный
№ 41 — По переработке титановых отходов
№ 49 — По ремонту и реконструкции промышленных печей и энергосетей
№ 50 — По ремонту оборудования
№ 51 — Физкультурно-спортивный комплекс
№ 54 — Механической обработки штамповок
№ 60 — Хозяйственного обслуживания
№ 65 — Инженерно-технический центр
АВИСМА филиал ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — химико-металлургическое предприятие, производящее губчатый титан и титановые порошки, металлический магний и сплавы на его основе, а также химическую продукцию — тетрахлорид титана, пятиокись ванадия, оксихлорид ванадия, меднохлоридный модификатор, флюс бариевый.
В мировом производстве титановой губки «АВИСМА» занимает самый значительный сектор — около 30 %. «АВИСМА» — один из крупнейших в России производителей металлического магния и сплавов на его основе. Магний и его сплавы поставляются компаниям по производству автомобильных и авиакосмических деталей, морских судов и нефтегазопроводов. До ликвидации участка литья под давлением в 2011 году, «АВИСМА» являлось единственным в Российской Федерации предприятием, которое выпускало изделия, изготовленные таким методом с последующей механической обработкой. Списочная численность работников филиала АВИСМА по состоянию на 1 января 2014 года — 6056 человек.
В конце 2011 года на производственной площадке АВИСМА завершилось строительство линии по производству титановой губки, и в феврале 2012 года был осуществлён выход на полную производственную мощность, которая составляет 44 000 тонн титановой губки в год
№ 31 — Металлургии магния
№ 32 — Химико-металлургический
№ 35 — Металлургический
№ 36 — Ивакинский карьер
№ 37 — Плавильный
№ 38 — Пылегазоулавливания
№ 39 -Опытный
№ 40 — Энергоснабжение
№ 43 — Электрообеспечения
№ 44 — Комбинат общественного питания
№ 49 — Складское хозяйство
№ 52 — Служба газоспасательных работ
№ 53 — Отдел технического контроля (ОТК)
№ 54 — Медико-санитарная часть (МСЧ)
№ 55 — Служба безопасности и охраны
№ 75 — Проектно-конструкторских разработок (ЦПКР)
№ 77 — Информационно-вычислительный центр (ИВЦ)
№ 85 — Хозяйственного обслуживания № 41 - ремонтно-механический (РМЦ)
Воеводин Михаил Викторович
Мельников Николай Константинович
Танкеев Владимир Петрович
Тетюхин Владислав Валентинович
Чемезов Сергей Викторович (председатель)
Шелков Михаил Евгеньевич
Зокин Андрей Александрович
<ref>
; для сносок avisma
не указан текстСостав индекса РТС и индекса ММВБ (с 16 декабря 2014 года по 16 марта 2015 года) | |
---|---|
Акрон • АЛРОСА • АФК Система • Аэрофлот • Банк ВТБ • Банк «Санкт-Петербург» • Башнефть • Башнефть(ап) • ВСМПО-АВИСМА • Газпром • Группа компаний ПИК • Группа ЛСР • Дикси • Интер РАО ЕЭС • Камаз • ЛУКойл • Магнит • Магнитогорский металлургический комбинат • МегаФон • Московская биржа • Мостотрест • МТС • М.видео • Новатэк • Новолипецкий металлургический комбинат • Новороссийский морской торговый порт • Норильский никель • Полиметалл • Роснефть • Ростелеком • Ростелеком(ап) • Российские сети • РУСАЛ • РусГидро • Сбербанк России • Сбербанк России(ап) • Северсталь • Соллерс • Сургутнефтегаз • Сургутнефтегаз(ап) • Татнефть • Татнефть(ап) • Транснефть • Трубная металлургическая компания • Уралкалий • Фармстандарт • ФосАгро • ФСК ЕЭС • Черкизово • Э.ОН Россия • Яндекс |
Корпорация ВСМПО-АВИСМА.