Lt304888.ru

Туристические услуги

Кочари (армянский танец)

07-06-2023

Культура Армении
Литература
Архитектура
Музыка
Театр
Танец
Ковроделие
Миниатюра
Изобразительное
искусство
Мифология
Книгопечатание
Образование
Кино
Кулинария

Кочари́ (арм. Քոչարի) — армянский народный массовый (мужской) танец[1][2][3][4][5]. Состоит из умеренной и быстрой частей. Музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми синкопами. Сопровождается игрой на зурне и дхоле; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект. Кочари появился в первобытнообщинном строе[6], связан с культом животных[6]. Распространён по всей Армении, другие названия — мышу хыр, апарани кочари, мартуну кочари и др.[6] Пляшут кочари на праздниках, танец привлекает образностью и мужественной динамикой.

Использован в балете «Спартак» Арама Хачатуряна, его же фуге № 7 из цикла «Речитативы и фуги»[7], 2-й симфонии Дживана Тер-Татевосяна, «Симфонических танцах» Эдварда Мирзоянa, сонате Аро Степаняна[8], для струнного квартета Рубена Алтуняна[9] и в других произведениях[6].

Содержание

Описание

Танец имеет музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4, темп — от умеренного до очень быстрого. Исполнители кочари держатся за руки или кладут друг другу руки на плечи и танцуют сомкнутым рядом по кругу. Перемена фигур происходит по команде вожака, который подаёт знак взмахом платка или возгласом. Состоит кочари из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами[3].

Анализ пляски

Ноты отрывка танца кочари

Название от тюркского «коч» (баран)[2][6].

В правильной форме плясок вида кочари явно сохранились, законсервировались двигательные корни древнейших движений некогда подражавших повадкам, скачкам и прыжкам, бою, боданию овнов и козлов[10][11][1], состязаниям и пляскам фавнов, сатиров, силенов, самого бога пастухов — Пана, как до сих пор сохранились древнейшие корни армянского языка[12]. Подражательность движений особенно ярко выражена в стремительных выпадах вперед, в переносах упора назад, как бы для размаха и в резком выпрямлении колена после выпада, с наклоном торса вперед, как бы для того, чтобы «боднуть» соперника.

Предполагается, что вид плясок кочари был связан с культом плодородия[12]. Кочари близок к пляскам Вэр-вэр тоже посвященных культу плодородия. Так например, некоторые пляски вида Кочари в быстрых частях развивают не основу в 8 единиц счёта своей I части, а переходят на быстрые части в 6 единиц, присущие виду Вэр-вэр. Это указывает на наличие процесса разложения старой формы данного вида плясок за утерей старого содержания и на слияние остатков этой формы с наиболее родственной ей формой плясовых фигур других плясок аналогичного культа плодородия, с каковыми были связаны истоки плясок вида Вэр-вэр или Вэр-вэри[12].

Правильной основной формой кочари является плясовая фигура, состоящая из 8 основных движений, совершаемых по четвертям, правильнее сказать, по одной восьмой, и выдерживающих по паузе в одну восьмую. В 8 подобных основных движений кочари вкрапливаются характерные приплясы, сначала с помощью пригибов и выпрямлений колен, затем с помощью подъемов на носок и спусков на всю ступню, переходящих в быстрых частях в прыжки, изображающие скачку козлов[12].

Общим в содержании вида кочари и мышу хырр является то, что оба вида плясок изображают животных и их прыжки: кочари — козлов и баранов, мышу хырр — лошадей. Мышу означает «Мушский» (от города и области Муш)[13].

Талинский вариант кочари называется йэрлакани[14].

Культурный контекст

  • Танец кочари, как и множество других танцев, был исполнен возле Рейхстага в 1945 г. солдатами армянской национальности[15][16]. Очевидцем этого события Аршалуйсом Сарояном в память было написано стихотворение «Танец Победы». Одноименная картина была принесена в дар музею на Поклонной горе[17].
  • Армен Григорян, фронтмен группы Крематорий отмечал, что начало мелодии песни «Безобразная Эльза» это по сути армянский танец «Кочари», только сыгранный в рок-формате и со скрипкой[18][19].

См. также

Литература

  • Старинные пляски и театральные представления армянского народа. — Академия наук Армянской ССР, 1958. — Т. 1. — 612 с.
  • Xачатрян Ж. К., Армянские народные пляски Джавахка // Армянская этнография и фольклор: Материалы и исследования. Ереван, 1975, т 7. с. 25

Ссылки

Видео исполнения:
  • Видео — армяне танцуют народный танец
  • Исполнение в Москве
  • Видео — Танец Кочари
  • Вокруг горы Арагац
  • Будагян Зара Он танцевал кочари у Рейхстага. Yerevan.ru (09.05.2011). Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.

Примечания

  1. 1 2 John Blacking, Joann W. Kealiinohomoku. The Performing arts: music and dance. World anthropology. Walter de Gruyter, 1979. ISBN 9027978700. Глава «Totemic dances of Armenia». E.Kh.Petrosian.

    «Group dancing, when dancers imitate jumping goats, is known as kochari. Dancers stand abreast, holding each other’s hands. The tempo of the dance ranges…»

  2. ↑ Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М.: "Советская энциклопедия", "Советский композитор", 1982. — Т. 3. — С. 19.
  3. ↑ Кочари — статья из Большой советской энциклопедии (2-е издание)
  4. Советская этнография. — Издательство Академии наук, 1975. — С. 28.
  5. Театральный альманах: сборник статей и материалов. — Всероссийское театральное общество, 1946. — С. 82.
  6. ↑ Музыкальный энциклопедический словарь / Ю.В. Келдыш, М.Г. Арановский, Л.З.Корабельникова. — Советская энциклопедия, 1990. — С. 275.
  7. Традиции и современность: вопросы армянской музыки. — Изд-во АН Армянской ССР, 1986. — Т. 2. — С. 184. — 248 с.
  8. Аро Степанян. — "Музыка", 1967. — С. 99. — 126 с.
  9. Статья "Алтунян, Рубен Татулович". Большая биографическая энциклопедия. Архивировано из первоисточника 2 апреля 2012. Проверено 7 февраля 2010.
  10. Армянская Советская Социалистическая Республика XVII. Танец. Балет — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  11. Storia della danza: dalle origini ai nostri giorni. — L.S. Olschki, 1983. — Т. 3. — С. 896. — 1424 с.

    Tra queste sono interessanti le prime, specie nelle «Kochari» o imitazioni delle capre e dei montoni nelle Dionisie Armeniane.

  12. 1 2 3 4 Лисициан, с. 406
  13. Лисициан, с. 418
  14. Лисициан, с. 375
  15. Армяне танцуют Кочари у стен Рейхстага. Видео
  16. В. Н. Казахецян Книга о героях. — Изд-во АН Армянской ССР, 1985. — С. 251. — 287 с.
  17. «Кочари» на Поклонной горе. газета "Ноев Ковчег" (январь 2006 года). — N 01 (95). Архивировано из первоисточника 2 апреля 2012. Проверено 7 февраля 2010.
  18. Русский рок Армена Григоряна. газета "Ноев Ковчег" (сентябрь 2001 г.). — N 9 (43). Архивировано из первоисточника 2 апреля 2012. Проверено 7 февраля 2010.
  19. Армянская тема в зарубежном роке. Архивировано из первоисточника 2 апреля 2012. Проверено 7 февраля 2010.


Кочари (армянский танец).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01