07-06-2023
Культура Армении |
---|
Литература |
Архитектура |
Музыка |
Театр |
Танец |
Ковроделие |
Миниатюра |
Изобразительное искусство |
Мифология |
Книгопечатание |
Образование |
Кино |
Кулинария |
Кочари́ (арм. Քոչարի) — армянский народный массовый (мужской) танец[1][2][3][4][5]. Состоит из умеренной и быстрой частей. Музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми синкопами. Сопровождается игрой на зурне и дхоле; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект. Кочари появился в первобытнообщинном строе[6], связан с культом животных[6]. Распространён по всей Армении, другие названия — мышу хыр, апарани кочари, мартуну кочари и др.[6] Пляшут кочари на праздниках, танец привлекает образностью и мужественной динамикой.
Использован в балете «Спартак» Арама Хачатуряна, его же фуге № 7 из цикла «Речитативы и фуги»[7], 2-й симфонии Дживана Тер-Татевосяна, «Симфонических танцах» Эдварда Мирзоянa, сонате Аро Степаняна[8], для струнного квартета Рубена Алтуняна[9] и в других произведениях[6].
Содержание |
Танец имеет музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4, темп — от умеренного до очень быстрого. Исполнители кочари держатся за руки или кладут друг другу руки на плечи и танцуют сомкнутым рядом по кругу. Перемена фигур происходит по команде вожака, который подаёт знак взмахом платка или возгласом. Состоит кочари из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами[3].
Название от тюркского «коч» (баран)[2][6].
В правильной форме плясок вида кочари явно сохранились, законсервировались двигательные корни древнейших движений некогда подражавших повадкам, скачкам и прыжкам, бою, боданию овнов и козлов[10][11][1], состязаниям и пляскам фавнов, сатиров, силенов, самого бога пастухов — Пана, как до сих пор сохранились древнейшие корни армянского языка[12]. Подражательность движений особенно ярко выражена в стремительных выпадах вперед, в переносах упора назад, как бы для размаха и в резком выпрямлении колена после выпада, с наклоном торса вперед, как бы для того, чтобы «боднуть» соперника.
Предполагается, что вид плясок кочари был связан с культом плодородия[12]. Кочари близок к пляскам Вэр-вэр тоже посвященных культу плодородия. Так например, некоторые пляски вида Кочари в быстрых частях развивают не основу в 8 единиц счёта своей I части, а переходят на быстрые части в 6 единиц, присущие виду Вэр-вэр. Это указывает на наличие процесса разложения старой формы данного вида плясок за утерей старого содержания и на слияние остатков этой формы с наиболее родственной ей формой плясовых фигур других плясок аналогичного культа плодородия, с каковыми были связаны истоки плясок вида Вэр-вэр или Вэр-вэри[12].
Правильной основной формой кочари является плясовая фигура, состоящая из 8 основных движений, совершаемых по четвертям, правильнее сказать, по одной восьмой, и выдерживающих по паузе в одну восьмую. В 8 подобных основных движений кочари вкрапливаются характерные приплясы, сначала с помощью пригибов и выпрямлений колен, затем с помощью подъемов на носок и спусков на всю ступню, переходящих в быстрых частях в прыжки, изображающие скачку козлов[12].
Общим в содержании вида кочари и мышу хырр является то, что оба вида плясок изображают животных и их прыжки: кочари — козлов и баранов, мышу хырр — лошадей. Мышу означает «Мушский» (от города и области Муш)[13].
Талинский вариант кочари называется йэрлакани[14].
«Group dancing, when dancers imitate jumping goats, is known as kochari. Dancers stand abreast, holding each other’s hands. The tempo of the dance ranges…»
Tra queste sono interessanti le prime, specie nelle «Kochari» o imitazioni delle capre e dei montoni nelle Dionisie Armeniane.
|
|||
---|---|---|---|
Арабкир • Арцвапар • Аствацацна пар • Аштарак • Берд • Ванский танец (Вана Гйонд) • Вер-вер (Вер-вери) • Гарун • Гйонд (Гёнд; Генд) • Говынд • Горани • Дагстани • Джайрани • Джан-Гюлюм • Дой-дой • Дуз пар • Еранги • Ереванский трнги • Ерек вотк • Зейтуни • Зуйкпар • Зурны Трынги • Керцы • Колосы прген • Кочари • Кох пар • Крунги • Лазпар • Лорке • Лутки • Муш • Назпар • Нунуфар • Ой-Назан • Паплянчо • Папури • Преследование зверя • Пшати пар • Ранги • Ростам бази • Сусерапар • Саснапар • Тагвори мэр дус ари • Тамзара • Тантыгни пар • Таракяма • Тарс пар • Трнги • Тор пар • Узундара • Унаби • Цахкадзори • Цахкепундж • Хале • Харснапар (Танец невесты) • Хора • Хасаб Агаси • Шавали • Шалахо • Шарашуб(Шар а Шуб) • Ширхани • Шорор • Шурджпар • Шушики • Эрзруми • Ярхушта • |
Кочари (армянский танец).