15-06-2023
Кубинское ханство Quba xanlığı |
||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Кубинское ханство на карте Кавказского края с обозначением границ 1806 г. Тифлис 1901 г. |
||||
Столица | Худат Куба (1735-1806) |
|||
Язык(и) | азербайджанский[1] | |||
Религия | Ислам | |||
Форма правления | Абсолютная монархия | |||
История Азербайджана |
|
Исторические области Средние века Новое время Новейшее время Портал:Азербайджан |
Куби́нское ханство (азерб. Quba xanlığı, лезг. Къуба пачагьвал; 1680—1810) — феодальное государство, располагавшееся на северо-востоке Азербайджана и крайнего юга Дагестана. В 1765 году в состав было включёно Дербентское ханство. На западе граничило с Шекинским ханством и дагестанскими феодальным образованиями, на юге с Бакинским и Шемахинским ханствами.
Центр — город Худат, с 1735 года — город Куба́.
Содержание |
Династия кубинских ханов происходила из маджалисской ветви кайтагских уцмиев[2]. В результате раздора, младшая енги-кентская ветвь истребила всю старшую маджалисскую, исключая малолетнего Гусейн-хана, которого спас один из его приближённых. Находясь в Персии, Гусейн-хан женился на уроженке Исфахана[3], дочери богатого вельможи Зухре-ханум из тюркского племени каджар, от брака с которой у них родился сын Ахмед-хан, ставший основателем династии кубинских ханов[4]. Персидский шах «назначил его кубинским и сальянским ханом»[5]. Гусейн-хан скончался около 1690 года[3]. Его внук Гусейн Али-хан в одном из своих указов называет своих умерших предков «благородными ханами, величайшими султанами, знаменитейшими, правителями»[6]. Стоит отметить, что совсем иное о родоначальнике кубинской династии писал один из крупнейших кавказоведов XIX века, лингвист барон П. К. Услар: "страна эта в прежние времена управлялась наследственными правителями, более или менее признававшими над собою власть правительства персидского. Резиденцией их было селение Худат; родоначальником династии некто Лезги-Ахмед. По преданию, он был из фамилии уцмиев, переселился в Карчаг, и, потом, в Персию, откуда возвратился в звании правителя края в Худат"[7].
Резиденцией кубинских ханов вначале были крепости Xудад и Кулахан, а с 1735 года — вновь основаный город Куба[2].
В 1711 года в Восточном Кавказе вспыхнуло широкое антииранское восстание «лезгин» и примкнувших к ним местных народностей против шахского владычества, которое приобрело религиозную оболочку борьбы суннитов против шиитов. Отряды одного из предводителей восстания Хаджи Дауда вступили в Кубинское ханство, осадили и взяли крепость Худат[9]. Кубинский хан Султан-Ахмед-хан и все члены ханского дома, за исключением одного грудного ребёнка, были убиты[10]. Приверженцам Султан Ахмед-хана удалось спасли его малолетнего сына Гусейн Али-хана. Как сообщает А.Г. Серебров, служившим приставом при Шейх Али-хане в конце XVIII века, Султан Ахмед-хан "сей отцом, жены своей, кубинским беком Аджи наибом, был убит с намерением присвоить власть его, но в оной не допустил убитого родственник, владелец Сурхай хан казыкумыцкий, а принял правление ханское на себя. У убитого остался сын малолетний, Гусейн Али, который в то несчастное отцу его время взят тайно преданными отца его чиновниками и в деревне Таирджар, в вершинах Самура лежащей, воспитался"[11].
В 1758—1789 во главе ханства стоял Фатали-хан (1736—1789), объединивший вокруг Кубинского ханства всю прикаспийскую территорию до Ардебиля на юге: Дербентское, Бакинское, Ширванское ханства.
В 1774 году в связи с вторжением кайтагского уцмия и захватом Кубы Фатали-хан был вынужден бежать в Сальяны. В 1775 году посольство Кубинского ханства обратилось к русскому правительству с просьбой о покровительстве. Русские войска, направленные в помощь Фатали-хану, оставались здесь до 1777 года.
С просьбой о помощи к России Фатали-хан обращался и позднее, в 1783 и 1787 гг. В 1787 Фатали-хан заключил с грузинским царём Ираклием II союз, направленный против Ирана.
В 1789 году Фатали-хан умер. Сменившие его сыновья не смогли сохранить прочность созданного их отцом государства. Ханства, подвластные Кубе, стали отделяться. Путешественник Маршалль фон Бибирштейн в конце XVIII века писал о Кубе:
Кубинское ханство заключает в себе часть Ширвана, находящуюся между Рубас и Ата-чаем, т.е. кроме части гор до границ с Лезгистаном, главным образом, прекрасную и плодородную равнину... Оно бесспорно самое лучшее и более населённое из мелких государств Ширвана. Куба, её столица, представляет собой маленький город, укреплённый восточным способом - стеной, фланкированной башнями. Жители этого округа имеют воинственную репутацию[12].
В начале 1790-х годов созданное Фатали-ханом государство окончательно распалось. В 1806 году Кубинское ханство вошло в состав Российской империи. Однако после устранения Шейх Али-хана Куба некоторое время (1808-1810) официально именовалась ханством; ею управлял диван из четырёх «почетнейших беков», председатель которого Хаджи-бек именовался наибом (наместников)[13].
С 1810 года ханство было упразднено, вошло в состав Дагестанского военного округа, в дальнейшем — Кубинский уезд.
Родоначальник рода кубинских ханов Гусейн-хан, находясь в Персии, принял шиитское направление Ислама, вследствие чего кубинские ханы являлись мусульманами-шиитами[4]. В Кубинском ханстве все дела решались духовным судом по шариату[14]. В объяснительной записке к Проекту положения сотрудника МИД Н.В. Ханыкова «о мусульманском духовенстве Алиева учения» от 1849 года давалось описание духовного сословия ханства:
В суннитских ханствах Закавк. края, большею частью ханы сами управляли духовными лицами, и в одном только Кубинском ханстве был верховный кадий, власти коего, хотя очень непрочно, подчинялись все приходские муллы и от коего зависело возводить их в высшие духовные должности; он же был в то же время главный судья в ханстве и назначал с утверждения хана известных ему лиц в должности местных кадиев; вместе с тем он имел в своём заведывании все мечети и молельни ханства, располагал церковными доходами и расходами, давал окончательные судебные приговоры и наказывал сам духовных за маловажные преступления, обращаясь в более важных случаях с просьбою о том к хану. Шиитское духовенство Кубинского ханства иногда имело своего отдельного начальника, пользовавшегося правами и преимуществами суннитского верховного кадия, большею же частью зависело от сего последнего, что немало способствовало к увеличению вражды между последователями обеих сект, из коих слабейшие, т.е. шииты, должны были подчиняться решению духовного начальника сильнейших[15]. |
Зависимость кубинских ханов от центральной власти Ирана была чаще всего номинальной[5]. Хан обладал высшей законодательной, судебной и исполнительной властью. Xарактеризуя кубинского хана, И. Березин писал, что это было «лицо совершенно самовластное... он мог, никого не спрашиваясь и никому не давая отчета, казнить и миловать, гнать и жаловать всех и каждого без различия званий. Хан сосредоточивал в своих руках всю исполнительную и судебную власть, даже по делам, подлежащим суждению «шариата» духовного закона»[16]. В ханстве имелся диван или совет хана, являвшийся совещательным органом, созываемый ханом[16]. Среди ханских сановников первым лицом считался визирь. Другими важными сановниками при ханском дворе являлись также серкер-али, возглавлявший финансовое ведомство, и эшиг-агаси, управлявший личным хозяйством хана, но в Кубинском ханстве он ведал также охраной торговых путей и строительством караван-сараев[17].
В административном отношении Кубинское ханство было разделено на семь магалов: Кубинский, Руставский, Будугский, Хиналугский, Бармакский, Мишкурский, Сааданский[18].
В Кубинском ханстве было развито оружейное дело, где в деревнях Ерфи и Кулых изготовляли сабли, кинжалы и пр.[19].
В середине XVIII века в Кубинском ханстве (без Сальяна) насчитывалось немногим более 100 селений с 30 тыс. жителей[20]. Ф. Симонович в 1796 году писал, что в городе Кубе было 600 домов, а в рапорте В.А. Зубова того же года говорится, что в Кубе насчитывалось до 2000 домов и 7000 жителей[21]. По данным И.П. Петрушевского, в Кубинском ханстве на 1796 год (без Дербента, Сальяна и других владений) числилось уже 252 селения и до 60 тыс. жителей[20].
В Кубинском ханстве был довольно пёстрый этнический состав. Преобладающим населением в ханстве являлись азербайджанцы[22]. В горной части ханства жили в основном лезгины[23]. А.П. Новосельцев, касаясь личности Фатали-хана, писал, что "основная часть его подданных была представлена лезгинами и прочими дагестанскими народами, да и главной его резиденцией был Дербент. Современник событий Абул-Хасан Голестане писал, что у Фатх-Али-хана на службе состояло 10 тыс. туфенгчи из «лезгинских молодцов» (джаванан-е лазги)[24]". В свою очередь дагестанский учёный, лезгинка по происхождению[25], Сария Агаширинова напоминает, что лезгины не являлись в ханстве преобладающей по численности народностью[26]. В селение Карачи (англ.)русск. проживали цыгане, а в селениях Кальвар и Хачмаз — армяне[22].
В 1739 году в Кубинское и Дербентское ханства была переведена небольшая группа тюркоязычного племени сор-сор (или сур-сур)[27]. После покорения Сальянов в 1759 году, Фатали-хан переселил в ханство из Муганской степи несколько шахсевенов[28]. В Кубинском ханстве имелась крупная община горских евреев. Значительный ущерб еврейскому населению был нанесён военной кампанией Надир-шаха в Восточном Кавказе. Захватив в 1731 году селение Кусары, он обратил всех оставшихся евреев в ислам[29]. В ходе нашествия Надир-шаха были разрушены или уничтожены несколько поселений горских евреев. Спасшиеся от разгрома, они поселились в Кубе́ под покровительством Гусейн Али-хана[30]. В 1799 (или 1797) году оставшиеся в живых после погрома, учинённого Сурхаем-ханом Казыкумухским, в Дербент переселились евреи Аба-Сова[31].
Во второй половине XVIII в. азербайджанский язык впервые становится языком государственных актов, официальных переписок в административных учреждениях, в частности, в канцелярии Северо-восточного объединения, созданного Фатали-ханом. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в русских архивах тексты разных документов подобного характера. Так, например, в документе, направленном Кизлярскому коменданту русским чиновником, находившемся в то время в гор. Шемахе, очевидно, кумыком по национальности Темур-беком, в феврале 1768 г. на азербайжданском языке, было написано: («Кубинский Фатали-хан со внуком Аджи Челебиевым, Усейн-ханом, собрав войска свои, приняли движение... к новой и старой Шемахе, которыми без войны овладели». Сохранился текст соглашения, заключенного в апреле 1776 г.между южнодагестанскими феодалами и Фатали-ханом, об их примирении. В этом соглашении на чисто азербайджанском языке было написано следующее: («Между нами и дербентским, и кубинским Фатали-ханом в наши дела подводим черты и соглашаемся на примирение».
Находясь в Персии, Гусейн-хан вступил в Алиеву секту. И до сих пор род кубинского хана исповедует шиизм.
Татары составляютъ господствующее населеніе во всѣхъ ханствахъ, а армяне, да и то только теперь, въ бывшей Армянской области.
Плодотворно трудятся в области этнографии и истории кандидаты исторических наук лезгинка Сария Агаширинова и даргинка Айшат Гасанова.
Кубинские лезгины входили в состав Кубинского ханства, но это владение не было чисто лезгинским, и по своему составу лезгины не являлись в нем преобладающей по численности народностью.
Фетали поставя тамъ своего наиба возвратился и тогда же переселилъ въ кубинское ханство изъ Моганской степи несколько кочевыхъ Шайсевеновъ.
В 1731 захвативший К. персидский военачальник Афшар Надир-Шах обратил всех оставшихся евреев в ислам. Во 2-й пол. 18 в. евреи К. были обвинены в ритуальном употреблении крови мусульман (первый «кровавый навет» на Кавказе).
Кубинское ханство.