28-04-2023
Лакз (Лекия) |
||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Столица | Билисан, Цахур | |||
Язык(и) | Лакзанский языкАрабский язык | ,|||
Религия | язычество, христианство, ислам | |||
Форма правления | монархия | |||
Лакз,Лекия (лезг. Лекlи) — раннефеодальное государственное образование VI-XIII веков, охватывавший ареал расселения лезгинских народов на территории современного Южного Дагестана. Поначалу Лакз был провинцией Кавказской Албании, после распада которой превратился в самостоятельное царство . Столицами царства Лакз были сначала Билисан, а затем Цахур.
Содержание |
В X веке Лакз охватывал территорию, занимаемую носителями лезгинских языков (лезгины, агулы, рутульцы, цахуры), в бассейне рек Самур, Курах-чай и Чирах-чай[1]. В.Ф. Минорский локализует область, как населённый племенами лакз, к западу от Маскута, в верхнем течение реки Самур. Он также отмечал: «в области Лакз мы находим упоминание места под названием ﻛﺮﻙ K.r.k (с конечным-к). Его можно соотнести с Кураком, расположенном на южном притоке реки Касум-кенд, которая протекает между Рубасом и Самуром. Этот Курак должно быть строго отличается от ﻛﺮﺝ K.r.j (читай: ﻛﺮﺥ *Karakh}, который лежит на севере от аль-Баб.»[2]. Согласно арабскому историку Балазури страна лакзов находилась на равнине между Самуром и городом Шабран, т.е. южнее нынешнего Дагестана. По сообщению же другого арабского историка, географа и путешественника Мас'уди, народ лакзов жил в самых высоких горах этой местности[3]. Йакут пишет, что «Лакз — страна за Дербентом»[4]. Ибн ал-Асир (1160-1234 гг.) понимал уже под «страной Лакз» то Южный Дагестан, то область между Дербентом и аланами[5]
Написанная в начале XII века «История Ширвана и Дербента» сообщает о Западном и Восточном Лакзе (в начале XI в.). По мнению Шихсаидова, речь, возможно, идёт о двух уже самостоятельных государственных единицах[5]. У арабских авторов IX— X вв. столица Лакза не упоминается, но учёный Закария аль-Казвини называет Цахур «главным городом» страны Лакзан. По мнению Шихсаидова, возможно, под Лакзаном у ал-Казвини понимается Западный Лакз[5]. Мамлюкский энциклопедист Шихаб ад-дин ал-Калкашанди, занимавший должность государственного секретаря в Каире, в своём описании Золотой Орды упоминает о городе Лакз в стране Рус:
Среди них — город Лакз. [Это название пишется] с фатхой «лама», сукуном «кафа», а в конце- «за» с точкой. Это город, в котором обитает народ из тюрков, которых называют лакзами. Они живут в горах, разделяющих татар государства Берке и татар государства Хулагу[6].
Как замечает А.Р.Шихсаидов, ознакомление с местными источниками позволяет прийти к заключению, что их авторы прежде всего вкладывали в термин «Лакз» понятие территориальное, а не этническое или политическое[7]. В.В. Бартольд также писал, что «арабские авторы как будто обозначали названием «лакз» особый народ, местоположение которого, впрочем, не указывается точнее»[3]. В частности, ни один из авторов IX-XV вв. ни словом не упоминает о лезгинах, цахурах, рутульцах и агулах. Все эти народы, а порой и другие, объединялись под названием «жители страны Лакз»[7]. По сообщениям Йакута «...страна ал-Лакз, они народ многочисленный... (у них) деревни благоустроенные и районы многочисленные»[8]. По сообщению курдского историка Ибн ал-Асира монголы при первом походе встретили севернее Дербента народ лакзов[9].
Масуди, включавший в «страну лакзов» территорию дидойцев, сообщает об веровании жителей: «Среди [лакзов] имеются неверные, не подчиняющиеся царю Ширвана. Они называются язычниками Дуданийа (надо: Дидуванийа, Дидо) и не подчиняются никакому царю»[10]. По сведениям Ибн ал-Асира, даже в первой четверти XIII века часть населения Дагестана из «лакзов» ещё не приняла ислам. Он сообщает, что в 1221 году татары, завоевав Ширван, двинулись на север и «убили много лакзов — мусульман и неверующих»[11].
Йакут приводит сведения о сословной иерархии: «в земле Лакз (имеется слой) свободных, известных под именем ал-хамашира, а над ними (т.е. управляют ими) — малики, а ниже ал-мишак, а затем пахари (акара) и слуги или ремесленники (муххан)»[12]. Арабский путешественник из Гранады Абу Хамид ал-Гарнати, посетивший в 1131 году Дербент, перечислил языки, на которых говорили люди, среди которых лакзанский язык[13].
К 722 году относится сообщение арабского автора о «стране Лакз»[14]. Касаясь названия, В. Ф. Минорский считает, что термин «лакз» «состоит из „лак“ („лаг“ — „человек“ на местных языках) плюс иранский суффикс „з“, показывающий происхождение».[15].
В начале VIII века южная территория Кавказской Албании подпала под власть арабов. С этого времени начинается их интенсивная экспансия на север и в горные районы Восточного Кавказа. Арабские географы IX-X вв. часто сообщают о лезгинах, хазарах и табасаранцах, которые часто в борьбе с арабами-завоевателями выступают совместно.
В 722 г. арабские войска вступают в пределы Ширвана. Как пишет Мунанджим-Бакш (турецкий автор XVII в.), "Бог захотел, чтобы истинно верующие потерпели поражение и чтобы большое число их пало мученической смертью". Одновременно арабский правитель Армении Харис ибн Амр Таиец совершил поход в страну лакзов (лезгин) и знял окрестности Хасмадана" . Поход был неудачным для арабов, вследствие чего в том же 722 г. Таиец был смещен с должности правителя и на его место был назначен Джаррах.[16] В 722 г. арабские войска вступают в пределы Ширвана. Как пишет Мунанджим-Бакш (турецкий автор XVII в.), "Бог захотел, чтобы истинно верующие потерпели поражение и чтобы большое число их пало мученической смертью". Одновременно арабский правитель Армении Харис ибн Амр Таиец совершил поход в страну лакзов (лезгин) и занял окрестности Хасмадана" . Поход был неудачным для арабов, вследствие чего в том же 722 г. Таиец был смещен с должности правителя и на его место был назначен Джаррах.[16] Вскоре лезгины, хазары и другие народности Восточного Кавказа снова объединились и выступили против арабов. В 726 году объединённые силы вытеснили арабов за реку Аркас. При этом халиф Хашим сместил Ижарраха и назначил на его место своего брата Масламу, известного в исторических трепаниях народов Восточного Кавказа под именем Абу-Муслима. Маслама отправил против страны Лакз свою конницу, а сам во главе отряда двинулся в Табасаран.
Во время похода другого арабского полководца – Мерван, последний, временно подчинив своей власти Серир, Туман, Зирихгеран и Кайтак, обложил их непосильным налогом. К мусульманскому войску отказался присоединяться царь Лакза Авиз, сын Рамазана, который к тому же стремился к заключению мира с хазарами. За отказ от уплаты налогов Мерван лично отправился против Авиза. Он «предпринял поход с целью наказать этого Авизаи, двинувшись по долине Семера (Самура?), перебил жителей, разорил страну и оставался в ней целый год, не буду в состоянии сломить сопротивление крепости, в которой заперся Авиз»[17]. В другом арабском источнике об этих событиях рассказывает иначе, в частности, когда Мерван «расположился перед крепостью лакзов, (князь которых), отказавшись внести наложенную на него контрибуцию, отправился (за помощью) к владетелю хазар, но (случайно) был убит стрелой, (пущенной) пастухом, который не знал его. После этого Мерван заключил с лакзами мир, по которому они обязались доставлять ежегодно двадцать тысяч мер в зернохранилище. Он поручил управлять ими Хашраме Сулямиту»[17]. Хашрам ас-Сулами стал родоначальником последующих царей ал-Лакза[18].
В 735 году Марван возглавил поход арабских войск в страну хазар, результатом которого было поселение захваченных в плен "хазар между Самуром и Шабираном по равнине, в области Лакзов"."[19][20] После захвата Дербента в его оборонительной системе были выделены специальные центры, защита которых была поручена одной из местных народностей (жителям ал-Лакза, Табасарана, Ширвана, Филана, ал-Лайзана). [21]
В 762 году область Лакз перешла в руки хазар[22]. В Х веке царство ал-Лакз являлось «оплотом Ширвана»[23]. В сентябре 953 года царь лакзов Хашрам Ахмад ибн Мунабби[24] был избран эмиром Дербента, но в марте 954 года его свергли и изгнали из страны[25]. Во второй половине XI века власть и влияние ширваншаха в Южном Дагестане значительно усиливается. К 1074 году «ширваншах занял земли Восточного и Западного Лакза» и, после ожесточённых в течение 1074-1075 гг. боёв с населением, насильно собирал с них харадж[26]
Территория Лакза простиралась вдоль всей северной части Ширвана, от которого она была отделена юго-восточным отрогом Кавказских гор, то есть Лакз являлся для Ширвана буфером, защищая Ширван от северных захватчиков. В.Ф. Минорский пишет:
"...Во всяком случае, этот народ (лакзы-лезгины) сохранял в это время только часть своих первоначальных владений, и, наконец, под датой 468г.х./1075 мы узнаем об оккупации “восточной и западной частей лакзской территории” Ширваншахом Фарибурзом. Во времена Мас'уда б. Намдара лакзы были настроены настолько мирно, что Ширваншах хотел использовать их как посредников для обращения гумиков в ислам..."[27].
У Лакза были близкие связи с Ширваном. Профессор Р.Магомедов по этому поводу пишет: "При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана".[28] Профессор А.Шихсаидов указывает на ряд фактов, позволяющих проследить единство лезгинского народа на обширных территориях Восточного Кавказа. В частности, он пишет: "Из сообщения курдского автора XII века Мас'уда сына Намдара видно, что Ширван в конце XI — начале XII века имел довольно большие мирные связи с некоторыми лезгинскими селениями, оказывая на них влияние и через них поддерживая связи мухцами". И далее: "Народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване, оказывая помощь друг другу"
Лакз был родиной многих средневековых мусульманских учёных, в том числе представителей влиятельной династии дарбандских факихов, историков и мухаддисов ал-Лакзи.[29] Родом из «страны лезгин» (Билад лакз) был знаток хадисов и придворный историограф династии Аглабидов Йусуф ал-Лакзи (ум. до 1089-1090 г.). В семье выходцев из «страны лезгин» (Билад лакз) родился ещё один знаток хадисов и придворный историограф династии Хашимидов в Дербентском эмирате, один из влятельнейших шейхов Баб аль-Абваба Маммус ал-Лакзи (приблизительно 1040-1110 гг.), являющийся автором хроники «История Дербента и Ширвана»[30].
Лакз.