Lt304888.ru

Туристические услуги

Литературная инквизиция

02-07-2023

Цензура
По странам

Цензура по странам

По отраслям

Цензурирование Интернета
Запрещённые книги
Сожжение книг

По методам

Самоцензура
Глушение

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Литературная инквизиция (кит. 文字獄 wénzìyù, «заточение за написанное», или речепреступление, 以言入罪) — официальное преследование интеллигенции за её труды в Китайской империи. Wénzìyù присутствовала при каждой правящей китайской династии, хотя особенно практиковалась в Цин. Такие преследования могли вестись даже за одну фразу или слово, которое правитель счёл оскорбительным. Некоторые из них велись за табу на имена. В серьёзных случаях, не только написавший, но и его ближайшая и расширенная семья могли быть убиты.

Содержание

История

Период до правления династии Мин

Практика литературной инквизиции задокументирована со времён династии Цинь, и существовала во всех правящих династиях Китая. Неизвестно, насколько часты были случаи преследования[1]. Поэт Су Ши империи Сун был заключён императором в тюрьме на несколько месяцев из-за своих поэм. В романе «Речные заводи», действие которого происходит в пору династии Сун, главный герой Сун Цзян первоначально был мелким чиновником, который стал во главе шайки разбойников после того, как был приговорён к смертной казни за стихотворение, которое написал в нетрезвом состоянии.

Период правления династии Мин

Записи о литературной инквизиции династии Мин показывают, что наиболее тяжёлым было начало. До того, как стать первым императором Мин, Чжу Юаньчжан был неграмотным и нищим. Основав империю, он окружил себя учёными, к которым относился с уважением, пока учился читать и изучал историю. Он разослал приглашения учёным присутствовать у него, и многие согласились, но многие и отказались, боясь последствий в случае совершения ошибки. Бывало, что учившийся читать император наказывал того, кто написал что-то, чего он не понял[2].

Период правления династии Цин

Наиболее полно известно использование литературной инквизиции правителями династии Цин. Правящая элита Цин была маньчжурского происхождения и с повышенной чувствительностью относилась к отношению к ней в обществе[3]. Писатели и чиновники традиционно занимали позицию признания различий между китайцами и манчьжурами, считавшимися варварским народом. Когда маньчжуры получили власть, писатели перешли к завуалированной сатире[4]. По мнению Гу Миндуна, современного специалиста в области литературного наследия Старого Китая[5], Цин стали почти параноидальны в отношении иероглифов, связанных с Мин и Цин[3]. Одно из дел инквизиции, «Дело Истории династии Мин» (кит. 明 史 案) в 1661-62 годах при правлении регентов (император Канси взошел на престол лишь в 1669 году), насчитывало около 70 казнённых и ещё большее количество сосланных[6].

При правлении Цин литературная инквизиция началась с единичных случаев при императорах Шуньчжи и Канси, а затем стала обычным делом. Во время правления императора Цяньлуна известно 53 случая преследований[7]. Распорядившиись о создании "полного" собрания сочинений, существовавших в китайской истории (см. Сыку цюаньшу), между 1772 и 1793 годами он пытался отсеять «злые» книги, эссе, поэмы и пьесы. К таковым прежде всего принадлежали работы сторонников Мин, писавших, как он считал, подрывную, антицинскую историю маньчжурского завоевания. Масштабы разрушений этого «литературного холокоста» неясны из-за пробелов в имперском архиве, но, предположительно, было утрачено около 3000 работ. По оценкам, инквизиция уничтожила в этот период 151 723 тома. Среди работ, попадавших под это очищение, попадали работы, проявлявшие неуважение к Цин или некитайским династиям, которые можно было рассматривать как аналог Цин. С 1780 года уничтожались «вульгарные» работы, а также те, что содержали антиманчьжурский материал вообще. Писатели, критиковавшие династию Цин, могли лишиться всех работ, независимо от их содержания[8]. Инквизиция часто использовалась исходя из местных амбиций и соперничества, что не имело ничего общего с интересами самого правителя. Порождалась межклассовая и межгрупповая война; например, против учёных могли предъявлять обвинения простолюдины[9].

Примечания

  1. Ku & Goodrich 1938, p. 255
  2. Ku & Goodrich 1938, pp. 255–257
  3. 1 2 Gu 2003, p. 126
  4. Ku & Goodrich 1938, p. 254
  5. «Faculty: Gu, Ming Dong», http://www.utdallas.edu/ah/people/faculty_detail.php?faculty_id=381>. Проверено 13 июля 2010. 
  6. известный китайский писатель ХХ века Цзинь Юн описал это дело в прологе одного из своих произведений
  7. Wong 2000
  8. Woodside 2002, pp. 289–290
  9. Woodside 2002, p. 291

Литература

  • Gu, Ming Dong (2003), "«Literary Openness: A Bridge across the Divide between Chinese and Western Literary Thought»", Comparative Literature (Duke University Press) . — Т. 55 (2): 112–129 
  • Guy, R. Kent (1987), «The Emperor's Four Treasuries: Scholars and the State in the Late Ch'ien-lung Era», Cambridge, MA: Harvard University Press 
  • Ku, Chieh-Kang & Goodrich, Luther Carrington (translator) (1938), "«A Study of Literary Persecution under the Ming»", Harvard Journal of Asiatic Studies Т. 3 (3/4): 254–311 
  • Schmidt, J. D. (2003), «Harmony Garden: The Life, Literary Criticism, and Poetry of Yuan Mei (1716–1798)», New York and London: Routledge, <http://books.google.com/books?ct=result&id=BeM5RQ4ulbsC&dq=%22Xu+Shukui%22&pg=PA370&lpg=PA370&sig=ACfU3U1daFqxV8uyDOJ1hTn1FIpgoXoUfg&q=xu+shukui> 
  • Wong, Kam C. (2000), "«Black's Theory on the Behavior of Law Revisited IV: the Behavior of Qing Law»", International Journal of the Sociology of Law Т. 28 (4): 327–374, <http://www.sciencedirect.com/science?_ob=ArticleURL&_udi=B6WGX-45F4P8D-4&_user=10&_rdoc=1&_fmt=&_orig=search&_sort=d&view=c&_acct=C000050221&_version=1&_urlVersion=0&_userid=10&md5=04050c0f0b38c137ce88137a949d5aed> 
  • Woodside, Alexander (2002), "The Ch'ien-Lung Reign", «The Cambridge History of China: The Ch'ing Empire to 1800», vol. 9, Cambridge: Cambridge University Press, http://books.google.co.uk/books?id=hi2THl2FUZ4C> 
  • Goodrich, Luther Carrington (1935), «The Literary Inquisition of Ch'ien-Lung», Baltimore: Waverly Press, <http://journals.cambridge.org/action/displayAbstract;jsessionid=A32FAD6357DDD3C9E195062987FEB38A.tomcat1?fromPage=online&aid=3866696> 
  • Kessler, Lawrence D. (1971), "«Chinese Scholars and The Early Manchu State»", Harvard Journal of Asiatic Studies Т. 31: 179–200 
  • Yang, Fengcheng et al (1992), «Qian wenziyu (Literary Inquisition Through the Ages: A Factual Record of the Qing Dynasty)», Haikou: Nanhai chubanshe 
  • Zhongguo da baike quanshu. First Edition. Beijing; Shanghai: Zhongguo da baike quanshu chubanshe. 1980—1993.

Литературная инквизиция.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01