30-09-2023
Международный аэропорт Маккаран [1][2] |
||
|
||
Страна: Регион: |
США Невада |
|
Тип: | гражданский | |
Код ИКАО: Код ИАТА: |
KLAS LAS |
|
Высота: Координаты: |
+665 м |
|
Пассажирооборот (год): | ▼ 44,074,707 человек | |
Местное время: | UTC | |
Время работы: | круглосуточно | |
Эксплуатант: | Clark County | |
Сайт: | mccarran.com
|
|
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
1L/19R | 2739 м | бетон |
1R/19L | 2979 м | бетон |
7L/25R | 4423 м | асфальт |
7R/25L | 3208 м | бетон |
Список аэропортов |
Международный аэропорт Маккаран (Международный аэропорт Лас-Вегаса) (IATA: LAS, ICAO: KLAS, FAA LID: LAS) — главный коммерческий гражданский аэропорт города Лас-Вегас и округа Кларк, штат Невада, США.
Порт расположен в 8 километрах к югу от центрального делового района Лас-Вегаса в неиндустриальной зоне Парадайз и занимает площадь в 11 квадратных километров. Маккаран находится в муниципальной собственности округа Кларк и эксплуатируется Департаментом авиации округа (Clark County Department of Aviation (DOA)). Своё нынешнее название аэропорт получил по имени бывшего сенатора Невады Пэта Маккарана (Pat McCarran).
В 2007 году Маккаран занял 14-е место среди крупнейших аэропортов мира по показателю пассажирооборота, обслужив за год 47.595.140 человек, и 6-е место по количеству взлётов и посадок — 609.472 операций в год.[1][3] Аэропорт является одним из транзитных узлов для авиакомпаний Allegiant Air, US Airways, а также главным хабом авиакомпании Southwest Airlines.
По состоянию на сентябрь 2008 года за Southwest Airlines в аэропорту была закреплена 21 зона выходов на посадку (гейты). Компания US Airways использовала аэропорт в основном для своих транзитных рейсов в ночное время, её маршрутная сеть в Маккаране была построена авиакомпанией America West Airlines (AWA) в 1986 года, а позднее была поглощена компанией US Airways. В связи с энергетическим кризисом 2008 года транзитный ночной узел был закрыт и к концу года было сокращено ещё семь маршрутов US Arways, что привело к резкому снижению пассажирского потока через аэропорт.[4]
В пятёрку крупнейших авиакомпаний, работающих через Маккаран, по объёму пассажирских перевозок входят Southwest Airlines — 34,63 %, US Airways/US Airways Express — 21,98 %, United Airlines/United Express — 7,16 %, Delta Air Lines/Delta Connection — 5,64 % и American Airlines/American Eagle — 4,84 %.[5] Максимальная пропускная способность аэропорта оценивается в 53 миллиона пассажиров и 625 тысяч операций взлётов/посадок. Маккаран планирует достичь своих предельных показателей ориентировочно к 2017 году, для разгрузки аэропорта планируется построить дополнительный международный аэропорт Ivanpah.
Содержание |
История Международного аэропорта Лас-Вегаса восходит к 1942 году, когда американский авиатор Джордж Крокетт (George Crockett) основал небольшую площадку под названием «Аэропорт Аламо» на месте нынешнего аэропорта. В 1948 году Аэропорт Аламо приобрёл муниципалитет округа Кларк, назвав его Clark County Public Airport, а 20 декабря этого же года аэропорт был переименован в Маккаран в честь сенатора США от штата Невада Пэта Маккарана, являвшегося автором Закона США о гражданской авиации.
К этому времени порт уже обслуживал полтора миллиона пассажиров в год с ежегодным увеличением объёма перевозок, поэтому для дальнейшего расширения площадей в марте 1963 года был введён в эксплуатацию новый терминальный комплекс.[6] Новые здания проектировались сначала по образу пассажирского терминала Trans World Airlines в Международном аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке, однако семь лет спустя по этим проектам был построен терминал авиакомпании United Airlines в Международном аэропорту Чикаго (О’Хара).
В 1978 году сенатор Говард Кэннон (Howard Cannon) сумел провести через Конгресс США Закон о дерегулировании авиакомпаний. Отныне авиакомпании не обязаны были получать разрешения Федерального правительства на открытие новых маршрутов, однако вместо этого были обязаны открывать дополнительные регулярные рейсы в небольшие города из аэропорта своего базирования. Сразу же после подписания этого Закона количество авиакомпаний в Маккаране выросло с семи до четырнадцати.
В том же 1978 году был принят комплексный план развития аэропорта, получивший название McCarran-2000, общая стоимость которого составляла 300 миллионов долларов с финансированием за счёт выпуска долговых обязательств с 1982 года. Три этапа реконструкции аэропорта включали в себя строительство нового центрального терминала, девяти уровней парковок, дополнительных взлётно-посадочных полос и расширения существующих, обновление пассажирских залов и торговой зоны, а также строительство нового подземного перехода между терминалами и реконструкция автомагистрали к аэропорту. Первый этап проекта был начат в 1985-м и завершён в 1987 году.
В 1990-х годах все стойки регистрации и выходы на посадку (гейты) были оснащены компьютерным оборудованием. CUTE (Common Use Terminal Equipment) — платформа общего доступа и по сути система регистрации и посадки пассажиров позволила авиакомпаниям проводить эти операции в единой базе данных на разных гейтах, исключив необходимость каждой компании иметь собственную отдельную систему автоматизации процессов и привязку к «своим» стойкам регистрации и гейтам. Аэропорты Лос-Анджелеса и Сан-Франциско начинали внедрять CUTE раньше Маккарана, однако даже в конце 2008 года Маккаран остаётся единственным крупным аэропортом США, полностью оснащённым этой системой (Уайт-Плейнз в штате Нью-Йорк также на 100 % использует CUTE, только в нём эксплуатируются лишь восемь гейтов).
В 1998 году в аэропорту открылись два крыла к зоне D — юго-западное и юго-восточное, содержащие 28 гейтов. Строительство этих дополнений велось вне рамок первоначального проекта McCarran-2000.
15 октября 2003 года в аэропорту установлены терминалы быстрой регистрации (SpeedCheck kiosks). Маккаран стал первым аэропортом в США, внедривший услуги быстрой регистрации и первым в мире, предоставившим пассажирам возможность регистрации билетов в любом терминале, вне зависимости от того, какой авиакомпанией выполняется рейс. Через некоторое время были введены в эксплуатацию шесть терминалов в выставочном комплексе Лас-Вегаса Las Vegas Convention Center, теперь пассажиры могли регистрироваться и получать посадочные талоны по пути в аэропорт. В 2005 году к данной системе регистрации была добавлена услуга печати багажных квитанций.[7][8][9]
4 января 2005 года аэропорт начал предоставлять услуги бесплатного беспроводного интернета. Установленный девайс имеет зону покрытия в 180 тысяч квадратных метров и на то время был самой большой в мире базой бесплатного беспроводного доступа.[10] В этом же году Маккаран открыл северо-восточное крыло зоны D с новыми 10 выходами на посадку.
Новый комплекс парковки и аренды автомобилей, расположенный в пяти километрах от терминалов аэропорта, был открыт 4 апреля 2007 года. Комплекс занимает 280 тысяч квадратных метров и рассчитан на 5 тысяч парковочных мест, между терминалами аэровокзала и автокомплексом действует автобусное сообщение. В самом здании работают 11 компаний по аренде автомобилей, из них фирмы Advantage, Savmore, Payless и Enterprise в ближайшее время введут в действие штрих-кодовую систему контроля доступа.[11][12]
Международный аэропорт Маккаран имеет два пассажирских терминала общего назначения. Остальные терминалы предназначены для обслуживания частных самолётов, рейсов по контрактам с правительством США, эксклюзивных рейсов и грузовых авиаперевозок.
Терминал 1 обрабатывает большинство рейсов и использует 96 выходов на посадку в 4-х зонах. Зоны C и D соединяются с зонами регистрации билетов и получения багажа посредством системы травалаторов.
Авиакомпания | Направления |
---|---|
US Airways | Балтимор (прекращается 8 июля 2009), Бостон, Калгари (прекращается 2 июля 2009), Шарлотт, Чикаго (О’Хара), Даллас/Форт-Уэрт, Детройт, Эдмонтон (прекращается 10 мая 2009), Форт-Лодердейл, Лос-Анджелес, Миннеаполис/Сент-Пол, Нью-Йорк (JFK) (прекращается 10 мая 2009), Оранж Каунти, Орландо, Филадельфия, Финикс, Питсбург, Портленд (прекращается 9 июля 2009), Сакраменто, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сан-Хосе (Калифорния), Сиэтл/Такома, Торонто (Пирсон), Ванкувер, Вашингтон (Интерконтинентал), Ньюарк |
US Airways Express выполняется Mesa Airlines |
Фресно, Санта-Барбара |
Зона В содержит 20 гейтов: B1-B4, B6, B8-B12, B14, B15, B17 и B19-B25.
Авиакомпания | Направления |
---|---|
Southwest Airlines | Олбани, Альбукерк, Амарильо, Остин, Балтимор, Бирмингем (Алабама), Бойс, Баффало, Барбэнк, Чикаго (Мидуэй), Кливленд, Колумбус (Огайо), Денвер, Эль-Пасо, Форт-Лодердейл, Хартфорд/Спрингфилд, Хьюстон (Хобби), Индианаполис, Джексонвилл (Флорида), Канзас, Литтл-Рок, Лонг-Айленд, Лос-Анджелес, Льюисвилл, Лаббок, Манчестер (Нью-Гэмпшир), Мидленд/Одесса, Нэшвилл, Новый Орлеан, Норфолк, Окленд, Оклахома, Омаха, Онтарио, Оранж Каунти, Орландо, Филадельфия, Финикс, Питсбург, Портленд, Провиденс, Рэйли/Дурхэм, Рено, Сакраменто, Сент-Луис, Солт-Лейк-Сити, Сан-Антонио, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сан-Хосе (Калифорния), Сиэтл/Такома, Спокейн, Тампа, Таксон, Тулса, Вашингтон (Даллес) |
US Airways | (направления — см. Зону А) |
US Airways Express выполняется Mesa Airlines |
(направления — см. Зону А) |
WestJet | Калгари, Эдмонтон, Киловна (сезонный), Реджин (сезонный), Саскатун (сезонный), Торонто (Пирсон), Ванкувер, Виктория (сезонный), Виннипег |
В Зоне С работают 20 гейтов: C1-C4, C5, C7-C9, C11, C12, C14, C16, C18, C19 и C21-C26.
Авиакомпания | Направления |
---|---|
Southwest Airlines | (направления — см. Зону В) |
Зона D содержит 47 гейтов: D1-D12, D14, D16-D26, D31-D43 и D45-D55.
Авиакомпания | Направления |
---|---|
AirTran Airways | Атланта, Милуоки |
Alaska Airlines | Портленд, Сиэтл/Такома |
Horizon Air | Санта-Роза/Сонома-Каунти |
Allegiant Air | Эпплтон, Бейлингхэм, Биллингз, Бисмарк, Бойзмен, Каспер, Седар-Рапидс/Иова-Сити, Чикаго (Рокфорд), Колорадо-Спрингс, Дес-Мойнес, Далат, Евджени, Фарго, Форт-Коллинз/Лавленд, Фресно, Гранд-Форкс, Гранд-Айленд, Гранд-Джанкшен, Великие озёра, Айдахо-Фолс, Калиспелл, Ларедо, МакАллен (Техас), Мэдфорд, Миссула, Монтерей, Паско, Пеория, Рапид-Сити, Редмонд (Бэнд), Рочестер, Санта-Барбара, Санта-Мария (Калифорния), Шривпорт, Сьюкс-Фолс, Сауз-Бэнд, Спрингфилд, Стоктон, Вичита |
American Airlines | Чикаго (О’Хара), Даллас/Форт-Уэрт, Лос-Анджелес, Майами, Нью-Йорк (JFK), Сент-Луис |
Continental Airlines | Кливленд, Хьюстон (Интерконтинентал), Ньюарк |
Delta Air Lines: Delta Connection |
Атланта, Цинциннати/Северный Кентукки, Нью-Йорк (JFK), Солт-Лейк-Сити |
Delta Air Lines: Mesaba Airlines |
Лос-Анджелес, Солт-Лейк-Сити |
Delta Air Lines: SkyWest Airlines |
Солт-Лейк-Сити |
Frontier Airlines | Денвер |
JetBlue Airways | Бостон, Барбэнк, Лонг-Бич, Нью-Йорк (JFK), Солт-Лейк-Сити (до 30 апреля 2009) |
Midwest Airlines | Милуоки |
Northwest Airlines | Детройт, Индианаполис, Лос-Анджелес, Мемфис, Миннеаполис/Сент-Пол |
Spirit Airlines | Детройт, Форт-Лодердейл (возобновляется 1 мая 2009) |
Sun Country Airlines | Миннеаполис/Сент-Пол |
United Airlines: United Express |
Чикаго (О’Хара), Денвер, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон (Даллес) |
United Airlines: SkyWest Airlines |
Фресно, Палм-Спрингс |
Virgin America | Нью-Йорк (JFK), Сан-Франциско |
Терминал 2 содержит восемь гейтов (с T2-1 по T2-8), четыре из которых отведены для международных рейсов. Все пассажиры, прибывшие из-за границы обязаны пройти через таможенный досмотр в Терминале 2 (кроме рейсов авиакомпании WestJet, прибытия которой обслуживаются в Терминале 1). Также, Терминал 2 обслуживает большинство чартерных рейсов.
Авиакомпания | Направления |
---|---|
Aeroméxico | Гвадалахара (сезонный), Мехико, Монтеррей |
Aeroméxico Connect | Эрмосильо |
Air Canada | Калгари, Эдмонтон, Монреаль (Трюдо), Торонто (Пирсон), Ванкувер |
Aviacsa | Гвадалахара, Монтеррей |
bmi | Манчестер (Великобритания) (прекращается с 25 апреля) |
Condor Airlines | Франкфурт |
Hawaiian Airlines | Гонолулу |
Korean Air | Сеул (Инчон) |
Mexicana de Aviación | Гвадалахара, Лос-Кабос, Мехико |
Philippine Airlines | Манила, Ванкувер |
Sunwing Airlines | Калгари, Монреаль (Трюдо), Торонто (Пирсон), Ванкувер |
Virgin Atlantic Airways | Лондон (Гатвик) |
Помимо регулярных маршрутов Маккаран обслуживает массу чартерных рейсов и для некоторых чартерных авиакомпаний аэропорт является базовым:
Авиакомпания | Направления |
---|---|
Omni Air International | Гонолулу |
Thomas Cook Airlines | Белфаст, Глазго, Манчестер (Великобритания) |
Skyservice | Торонто (Пирсон) |
Помимо множества грузовых рейсов, за двумя авиакомпаниями закреплены отдельные площади терминала:
Авиакомпания | Направления |
---|---|
FedEx Express | Мемфис |
UPS Airlines | Льюисвилл, Онтарио |
Из аэропорта в северную часть Лас-Вегаса можно доехать на автобусах муниципального маршрута № 593, отправляющихся с Тропикана-авеню, в южную часть и до кольцевой автодороги города — на автобусах маршрута № 215. Выходы к автобусным стоянкам находятся на Парадайз-роуд/Свенсон-стрит и в туннеле аэровокзала, сами стоянки — на нулевом уровне Терминала 1 здания аэровокзала.
Кроме этого, работают автобусный маршрут № 108 «Аэропорт — Лас-Вегас-Даунтаун» и маршрут 109А — бесплатный провоз пассажиров до комплекса парковки и проката автомобилей «McCarran Airport’s Consolidated Rental Car Facility», расположенной на 7135 Gilespie Street.
В ближайшем будущем Маккаран планирует провести ряд проектов по строительству и реконструкции объектов аэропорта:
Международный аэропорт Маккаран.