Lt304888.ru

Туристические услуги

Миклуха, Владимир Николаевич

05-07-2023

Владимир Николаевич Миклуха

Капитан 1-го ранга В. Н. Миклуха
Дата рождения

9 мая 1853(1853-05-09)

Дата смерти

15 мая 1905(1905-05-15) (52 года)

Место смерти

Цусимский пролив

Принадлежность

 Россия

Род войск

флот

Годы службы

16.4.1869-14.5.1905

Звание

Капитан 1-го ранга

Командовал

Миноносец «Килия»
ББО «Новгород»
кан. лодка «Кубанец»
ББО «Не тронь меня»
плавбатарея «Первенец»
1-й флотский экипаж
ББО «Адмирал Ушаков»

Сражения/войны

Цусимское сражение

Награды и премии

Иностранные:

Влади́мир Никола́евич Миклу́ха (19 мая 1853(18530519) — 15 мая 1905, Цусимский пролив) — российский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения.

Содержание

Фамилия, происхождение

Во всех документах Владимир Николаевич имел фамилию «Миклуха». В послужных списках, наградных документах, прижизненных справочниках (например, «Весь Петербург») и т. д. — он «Миклуха». Даже на мемориальной доске в храме Спас-на-Водах (Храм-памятник погибшим в Цусимском сражении) он именовался фамилией «Миклуха». Фамилию «Миклухо-Маклай» стали ему приписывать уже после смерти по аналогии с братом, у которого вторая часть фамилии появилась после путешествия в Австралию[1].

Предки его — малороссийские дворяне[2][3]. Относительно своего происхождения Миклухо-Маклай, старший брат Владимира Николаевича, сделал заметки на полях рукописи очерка о своей жизни и путешествиях, который ему представил для ознакомления Е. С. Томассен[4]:

Мои предки родом из Украины, и были запорожскими казаками с Днепра. После аннексии Украины Степан, один из членов семьи, служил сотником (высшее казачье офицерское звание) под командованием генерала графа Румянцева и отличился при штурме турецкой крепости Очаков, указом Екатерины II было дано дворянское звание.

— Н. Н. Миклухо-Маклай

Биография

Потомственный дворянин Санкт-Петербурга.

  • 18 сентября 1868 — Принят воспитанником в Морской корпус.
  • 16 апреля 1869 — Принят на действительную службу.
  • 16 апреля 1872 — Гардемарин.
  • 9 ноября 1872 — Приписан к 4-му флотскому экипажу.
  • 30 августа 1873 — Мичман.
  • 30 октября 1875 — Прикомандирован к Гидрографическому департаменту.
  • 22 октября 1876 — Отчислен в состав 3-го флотского экипажа.
  • 20 ноября 1876 — Переведен во 2-й флотский экипаж Черноморского флота.
  • 1877—1878 — Участвовал в русско-турецкой войне на вспомогательных крейсерах «Аргонавт» и «Владимир».
    • 8 июля 1877 — Участвовал в сражении с тремя турецкими броненосцами на пароходе «Аргонавт» у Сулинского горла Дуная.
    • 22 июля 1877 — На пароходе «Владимир» участвовал в транспортных операциях на линии Гудаута-Новороссийск в виду крейсеров неприятеля.
  • 1 января 1878 — Лейтенант.
  • 18 февраля 1880 — Уволен со службы с присвоением звания капитан-лейтенанта в отставке.
  • 8 марта 1881 — Вернулся на службу в звании лейтенанта.
  • 12 мая 1881 — Приписан к 7-му флотскому экипажу.
  • 30 мая 1881 — Уволен для службы на коммерческих судах с зачислением по флоту.
  • 10 марта 1888 — Отчислен от службы в Добровольном флоте с зачислением в состав 7-го флотского экипажа.
  • 9 апреля 1888 — Переведен в Черноморский флот.
  • 14 апреля 1888 — Приписан ко 2-му Черноморскому флотскому экипажу.
  • 26 мая 1899 — И. д. старшего офицера на эскадренном броненосце «Екатерина II»
  • 26 марта 1890 — Командир миноносца «Килия».
  • 4 октября 1890 — И. д. старшего офицера на эскадренном броненосце «Двенадцать Апостолов».
  • 1 января 1891 — Капитан 2-го ранга.
  • 19 января 1891 — Утвержден в должности старшего офицера эскадренного броненосца «Двенадцать Апостолов».
  • 30 декабря 1891 — Зачислен в состав 34-го флотского экипажа.
  • 12 мая 1892 — Председатель экипажного суда.
  • 15 мая — 21 октября 1895 — Командир броненосца береговой обороны «Новгород».
  • 30 октября 1895 — 7 сентября 1897 — Командир канонерской лодки «Кубанец».
  • В результате несчастного случая на охоте потерял пальцы правой руки.
  • 5 апреля 1898 — Капитан 1-го ранга.
  • 4 сентября 1898 — Переведен в Балтийский флот.
  • 11 сентября 1898 — Приписан к 18-му флотскому экипажу.
  • 30 декабря 1899 — Председатель приемной комиссии при экипажном и артиллерийском магазинах Санкт-Петербургского порта.
  • 23 сентября 1900 — Вр. и. д. исполняющего обязанности командира 18-го флотского экипажа.
  • 1 января — 28 декабря 1901 — Командир броненосца «Не тронь меня».
  • 9 октября 1901 — Исполняющий обязанности заведующего 1-м флотским экипажем.
  • 6 декабря 1901 — 11 октября 1902 — Командир плавучей батареи «Первенец».
  • 2 сентября 1902 — Командир 1-го флотского экипажа.
  • 18 октября 1902 — Вступил в командование броненосцем береговой обороны «Адмирал Ушаков».

Во время Цусимского сражения броненосец «Адмирал Ушаков» получил пробоину в носовой части, из-за чего не смог поддерживать достаточно высокий ход и в ночь с 14 на 15 мая отстал от эскадры. 15 мая, будучи перехвачен японскими броненосными крейсерами, отказался сдаться и вступил в неравный бой. Из-за сильного износа орудий (корабль служил на Балтике в Учебно-артиллерийском отряде, и его пушки использовались для подготовки комендоров) последние потеряли дальнобойность и точность. Не достигнув за примерно 40-минутный бой ни одного попадания в противника, но получив ряд дополнительных повреждений, по приказу В. Н. Миклухи корабль был затоплен. Сам командир скончался в воде от потери крови и переохлаждения.

На второй день боя, 15 мая 1905 г., японские суда окружили «Ушакова». К тому времени Небогатов со всем своим отрядом (пять броненосцев и один крейсер) уже сдался в плен. Японцы подняли перед «Ушаковым» сигнал: «Предлагаем сдаться. Адмирал Небогатов с командой сдался». Миклухо-Маклай, разобрав начало сигнала, воскликнул: «Ну, а дальше и разбирать нечего! Долой ответ! Открывайте огонь!»

— В.П.Костенко

Участие в народовольческом движении

Был участником морского кружка Военной организации партии "Народная воля" в Кронштадте. Ранее, будучи юнкером Морского училища участвовал вместе с товарищами по училищу Н. Е. Сухановым и Ф. Н. Юрковским в революционном кружке, который маскировался под названием «Китоловное общество», а в 1874 г., после окончания училища, вместе с гардемарином Серебренниковым П.И. распространял нелегальную литературу и намеревался оставить военную службу, чтобы примкнуть к «хождению в народ».

Отличия

Семья

Отец
Николай Ильич Миклуха (1818—1858) — российский инженер-путеец. Строитель Николаевской железной дороги и первый начальник Московского вокзала. Малороссийский дворянин[2].
Мать
Екатерина Семёновна Беккер — дочь героя Отечественной войны 1812 года полковника Семё­на Беккера.
Братья
Старший брат — известный российский учёный и путешественник Николай Миклухо-Маклай.
Младший брат — геолог и народоволец Михаил Миклуха
Супруги
1-й брак — Хренова, Юлия Николаевна (ум. 29.12.1895 от туберкулёза)
2-й брак (23.05.1899) — Юшкевич, Антонина, вдова дворянина Иуль

Дружеские связи

Дружил с Ф. К. Дриженко, с которым вместе стажировался в Пулковской обсерватории.

Ссылки

  • Народная воля
  • Н. С. Новиков-Прибой. Цусима. Глава 7
  • Н. С. Новиков-Прибой. Цусима. Глава 9

Примечания

  1. Словарь биографический морской / Авт.-сост. В. Д. Доценко.- СПб.: Логос, 2000. С. 258 (Статья «Миклуха Владимир Николаевич»)
  2. ↑ «Русский Биографический Словарь А. А. Половцова. Электронная репринтная версия». — С. 162 (Статья «Миклуха-Маклай, Николай Николаевич»)
  3. Thomassen E. S. «A Biographical Sketch of Nicholas de Miklouho Maclay: the explorer». — Brisbane: Black, Printers, 1882. — p. 46  (англ.)
  4. «Mr. E. S. Thomassen» // «The Argus», Monday 27 March 1882, p. 6  (англ.)


Миклуха, Владимир Николаевич.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01