23-10-2023
Село
|
Мискинджа (лезг. Мискичка, в пер. со среднеперсидского — «Степенное поселение») — село (аул) в Докузпаринском районе Дагестана.
Является административным центром Мискинджинского сельского поселения[1].
Содержание |
Аул расположен на берегу реки Самур у подножия горы Шалбуз-даг, в 12 км восточнее Ахты, в 70 км юго-западнее железнодорожной станции Белиджи.
По переписи 2010 года в селе проживало 3522 человека[2]. Единственный населенный пункт в котором проживают лезгины исповедующие ислам шиитского толка.
Мискинджа, как и другие лезгинские села, имеет глубокую и древнюю историю, корни которой исходят из далекого прошлого. Исследуя исторические источники, анализирую архивные документы, изучая лингвистические особенности «мискинджинского» говора, этнографические, конфессиональные признаки до сих пор нельзя с уверенностью сказать, откуда берет свое начало, и происхождение это древнее село.
На сегодняшний день единственный известный источник, рассказывающий о периоде основания села — это арабская рукопись, обнаруженная в августе 2009 года профессором Амри Рзаевичем Шихсаидовым в селе Мискинджа. По данным этой рукописи село основано Сасанидами примерно в 520 году нашей эры (510—531 гг.). Ими была сооружена крепость в вершине села, пять смотровых башен (что косвенно подтверждается топонимией Мискинджи), построены и заселены 900 домов от крепости до реки Самур. Первым правителем поселения был назначен Кантар. Согласно рукописи мискинджинцы приняли ислам в 632 году, что делает ее первым мусульманским поселением Дагестана.
Cамое первое подтвержденное упоминание в исторических источниках названия села Мискинджа можно найти в старой мечети селения Каракюре Докузпаринского района. Куфические надписи в мечети гласят, что жители сел Каракюре, Мискинджа, Микрах и Ахты боролись против Ирана и хазар в 6-8 вв. н. э. Древнюю мечеть с надписями профессор А. Р. Шихсаидов датирует 10-11 вв. н. э.
Исторически доказано что в начале 15 века в ауле Мискинджи существовала религиозная школа — медресе. Так в 1975 году в селении Цудахар была найдена рукопись книги великого поэта и мыслителя востока Саади Ширази «Гюлистан» на арабском языке, рукопись датирована 1409 годом. На рукописи нашли надпись «…лезги вилаятра машгьур алим, Шиназви … алимрикайни къанунчийрикай, виридлайни лайихлу кас …, ч1ехи устад патал. Мискискарин хуьре кхьин къувуна». На полях рукописи «Анвар» (наклейка № 223), хранящиеся в Институте истории, языка и литературы ДНЦ РАН, имеется следующая запись: «Произошло вооруженное столкновение у села Заулаки между войсками Сурхай-хана и Кюры, и было убито много мужчин с обеих сторон. В месяце шаъбан в субботу на рассвете 1195 г. хиджры руками Сурхай-хана и Ума-хана (Аварского) было разрушено село Мискинджи в 1197 г. хиджры». Многие историки, писатели, этнографы высказывают свои предположения о происхождении селении Мискинджа, в частности за основу берется то, что жители села исповедуют шиитский толк Ислама, когда как окружающие села Докузпаринского района сунниты. Но конфессиональная основа мискинджинцев может быть привнесенной в период арабских завоеваний, начиная с 7 века н. э.
В селении сохранилось несколько средневековых мечетей с тяжёлыми дубовыми дверьми, украшенными орнаментами арабского происхождения. Резьба по дереву на некоторых предметах домашнего обихода и особенно травные орнаменты чисто арабского типа характерны не только для Мискинджи, но и для некоторых других сел Докузпаринского района. Примечательны также типы домов, предметы домашнего обихода, старинная одежда и т. д. Все это является материальным показателем древних контактов села с шиитским миром мусульманского Ближнего Востока, но не доказательством происхождения села Мискинджа.
17 сентября 1848 года, уже после падения крепости Гергебиль (Кавказская война), Шамиль начинает кампанию в верховье реки Самур. 25 сентября Даниял-бек вступил в аул Ахты, который был местопребыванием начальника Самурского округа Дагестанской области Российской империи, и начал осаду Ахтинского редута. 26 сентября горцы взяли штурмом соседствующий с Ахты редут Тифлисское, а гарнизон перебили. Даниял-бек, Кебед Мухаммед и Хаджи-Мурат с 7000 бойцами расположились у Мискинджи с целью не позволить Аргутинскому прийти на помощь защитникам Ахтинского укрепления, которые всё ещё держались. От Микраха до Мискинджи горцы соорудили несколько завалов. Войска пошли на них фронтально. 22 сентября 1848 года три батальона Ширванского полка, каждый численностью по 700 солдат, поддерживаемые огнём гранат и ракет, двинулись на штурм укреплённых позиций горцев, располагавшихся у аула Мискинджа. Мюридами были заняты позиции на склонах гор, куда пробирались солдаты. Защищающиеся разили солдат ружейным огнём и камнями, однако ширванцы брали один завал за другим. В итоге горцы были выбиты со всех завалов и поспешно отступали в сторону Ахтов. Возле самого аула отряды Кибит-Магомы соединились с войсками Хаджи-Мурата. В боях у аула Мискинджа мюриды потеряли 300 человек убитыми и 60 пленными. Русские потеряли 156 солдат и 6 офицеров убитыми. Войска Шамиля прекратили осаду крепости и передвинулись вплотную к Ахтам. Но русские сумели прорваться и подойти к редуту, после чего Шамиль отступил в горы.
Портал «Дагестан» |
Мискинджа.