Lt304888.ru

Туристические услуги

Пермская деревянная скульптура

29-05-2023

Пермская деревянная скульптура («Пермские боги»)  — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVIIXIX веках.

Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.

Спас в темнице

Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. И хотя было несколько постановлений Синода, направленных местному духовенству, о запрещении «деревянных идолов» в церквях, искоренить традицию вырезать «богов» из дерева они не смогли. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур, чем вовсе лишиться паствы. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество — те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков, пермские мастера придали ей новое духовное содержание. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу. Наиболее распространенный образ Христа в пермской скульптуре — Спас в темнице или Спас Полуночный. В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа до восхождения на Голгофу, когда Он был поругаем римскими стражниками.

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! Евангелие от Матфея.

Богородица

По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова — первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева. Прихожане одевали скульптуры и обували, приносили им дары. Легенды приписывали фигурам способность ходить, отчего обувь приходилось менять часто — она снашивалась. Безусловно, все это элементы языческого восприятия, когда образ Божества становится в какой-то мере самим Божеством.

Помимо Христа, особой любовью пермских мастеров пользовался св. Николай Можайский. Кроме того сохранилось немало скульптурных сцен Распятия со множеством фигур.

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н. Н. Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок.

Большая часть коллекции Пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галерее. В 2010 году часть коллекции была отправлена на экспонирование во Францию (в частности, Лион) в обмен на собрание балетных аксессуаров.

Литература

  • Ольга Власова Пермская деревянная скульптура. Между востоком и западом. — Пермь: Книжный мир, 2009.

См. также

Ссылки

  • Искусство Прикамья. Пермская деревянная скульптура. Пермское книжное издательство, 1985 г.
  • Культовая пермская деревянная скульптура


Пермская деревянная скульптура.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01