16-06-2023
33-й Чемпионат мира Формулы-1 | |
---|---|
Чемпион мира | |
Кубок конструкторов | |
Портал:Формула-1 |
Сезон Формулы-1 1982 года — 33-й чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1», проводившийся FIA. Чемпионат прошёл с 23 января по 25 сентября и состоял из 16 этапов.
Содержание |
Очки зарабатывали первые шесть лучших пилотов гонки, которые получали 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков соответственно. В личном зачете пилотов учитываются результаты 11 лучших гонок.
Конструкторы получали по 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков в зависимости от результатов гонки. При подсчете очков учитывались результаты всех гонок.
Сезон, который обещал стать одним из самых интересных, на деле оказался обведен черной траурной рамкой. Весной Формулу 1 буквально взорвала трагическая гибель Жиля Вильнева на бельгийском этапе. А на Гран-при Канады заживо сгорел в кокпите Рикардо Палетти. В Хоккенхайме Дидье Пирони едва не погиб в ситуации, очень похожей на аварию Вильнева. Переломы обеих ног поставили крест на его гоночной карьере.
Этот год часто вспоминают любители статистики Ф1 – когда еще в течение года побед добивались 11 пилотов из семи команд (а на подиуме побывали 18 человек из девяти «конюшен»!), гонки выигрывались с 17-го места, а чемпион лишь раз за сезон побывал на вершине пьедестала? Применение дозаправок; возвращение Ники Лауды – мгновенно устроившего забастовку пилотов; победа с преимуществом в 0,05 секунды; три болида пересекших линию финиша из двадцати стартовавших; действующий чемпион мира, не прошедший квалификацию на одном этапе и выигравший следующий; новый победитель первенства, не набравший за предыдущий сезон ни одного очка – это только некоторые штрихи удивительного сезона 1982 года в Формуле 1.
Подписав Договор согласия, FISA и FOCA закопали топор войны. Но закопали неглубоко, так как главная причина раздора – несопоставимая мощность турбомоторов и 15-летнего Ford Cosworth DFV – по прежнему вносила дисбаланс в отношения обитателей паддока. Уже на первом этапе нового сезона 590-сильные Renault RE30B принесли победу Алену Просту и подиум Рене Арну. Британские частники вынуждены были искать выход, и после тщательного изучения правил им удалось отыскать одну лазейку. «Машина должна проходить взвешивание с заправленными эксплуатационными емкостями», - гласила выдержка из кодекса гоночных законов. И вот уже на многие машины стали монтировать специальные баки «для охлаждения тормозов». Для предгоночного взвешивания их до отказа заполняют водой, уже на первых кругах емкости мгновенно пустеют, а после финиша механики у всех на глазах пополняют баки, не нарушая ни единой буквы правил. Разумеется, соперники негодовали, и после этапа в Бразилии команда Renault оспорила результаты Нельсона Пике, который первым получил на своем Brabham BT49D отмашку клетчатого флага, а также новобранца Williams Кеке Росберга, занявшего второе место. Пока готовилось судебное разбирательство, успел состояться этап в американском Лонг-Биче, где свое умение читать документы продемонстрировали представители Ferrari. Жиль Вильнев финишировал третьим на машине, имеющей два задних антикрыла – одно было смещено сильно вправо, а другое – влево. Размеры этого элемента строго оговорены, но где написано, что крыло должно быть одно? Одним словом, в воздухе снова запахло грозой, и когда судом FIA был вынесен вердикт об аннулировании результатов Пике и Росберга, грянула буря, остановить которую не смогла даже последующая дисквалификация Вильнева. Члены FOCA наотрез отказались ехать на четвертый этап сезона в Имолу на Большой Приз Сан-Марино. По договору согласия Берни Экклстоун должен был гарантировать участие на каждом этапе минимум 26 машин. Иначе ему грозили денежные санкции, а если число автомобилей, готовых выехать на стартовое поле, не составляло половину от указанного числа – то есть 13 – или меньше, то гонка считалась несостоявшейся. Таким образом, забастовщикам из FOCA для успешной реализации своего замысла нужно было, чтоб в Имолу приехали не больше шести команд и поначалу на этап собирались всего пять конюшен. Но в последний момент конструкторов подвел тот, от кого никто не ждал такого шага. Команда Кена Тиррела из-за хронической нехватки денег сползала все ниже в итоговых протоколах. Уже даже не победы, а подиумы ее пилотов стали огромной редкостью. И тут лесоторговцу повезло – компания Candy согласилась поддержать Tyrrell спонсорским бюджетом. Кену некуда было деваться, и грузовики его команды тронулись на юг, а Экклстоун избежал потери крупной суммы денег.
Место | Команда | Шасси | Двигатель | Шины | Очки | Побед | Подиумы | Поулы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ferrari | 126C2 | Ferrari 021 | 74 | 3 | 11 | 3 | |
2 | МакЛарен-Форд | MP4/1B | Ford Cosworth DFV | 69 | 4 | 8 | ||
3 | Рено | RE30B | Renault-Gordini EF1 | 62 | 4 | 8 | 10 | |
4 | Уильямс-Форд | FW07D FW08 |
Ford Cosworth DFV | 58 | 1 | 7 | 1 | |
5 | Лотус-Форд | 87B 91 |
Ford Cosworth DFV | 30 | 1 | 2 | ||
6 | Тиррелл-Форд | 011 | Ford Cosworth DFV | 25 | 1 | 2 | ||
7 | Брэбэм-BMW | BT50 | BMW M12/13 | 22 | 1 | 2 | 1 | |
8 | Лижье-Матра | JS17 JS17B JS19 |
Matra MS81 | 20 | 4 | |||
9 | Брэбэм-Форд | BT49D | Ford Cosworth DFV | 19 | 1 | 3 | ||
10 | Альфа-Ромео | 179D 182 182B |
Alfa Romeo 1260 | 7 | 1 | 1 | ||
11 | Эрроуз-Форд | A3 A4 A5 |
Ford Cosworth DFV | 5 | ||||
12 | ATS-Форд | D5 | Ford Cosworth DFV | 4 | ||||
13 | Озелла-Форд | FA1C FA1D |
Ford Cosworth DFV | 3 | ||||
14 | Фитипальди-Форд | F8D F9 |
Ford Cosworth DFV | 1 | ||||
15 | Толеман-Харт | TG181C TG183 |
Hart 415T | |||||
16 | Марч-Форд | 821 | Ford Cosworth DFV | |||||
17 | Теодор-Форд | TY01 TY02 |
Ford Cosworth DFV | |||||
18 | Толеман-Харт | TG181C TG183 |
Hart 415T | |||||
19 | Энсайн-Форд | N180B N181 |
Ford Cosworth DFV |
В таблице перечислены результаты всех Гран-при сезона. Строками таблицы являются пилоты или конструкторы, упорядоченные по их положению в чемпионате мира, а столбцами — этапы чемпионата. В каждой клетке указан результат гонщика. Дополнительно он обозначен цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
№ | Пилот | ЮЖН |
БРА |
СШЗ |
САН |
БЕЛ |
МОН |
ДЕТ |
КАН |
НИД |
ВЕЛ |
ФРА |
ГЕР |
АВТ |
ШВА |
ИТА |
ЛВС |
Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Кеке Росберг | 5 | ДСК | 2 | 2 | Сход | 4 | Сход | 3 | Сход | 5 | 3 | 2 | 1 | 8 | 5 | 44 | |
2 | Дидье Пирони | 18 | 6 | Сход | 1 | Отк | 2 | 3 | 9 | 1 | 2 | 3 | НС | 39 | ||||
3 | Джон Уотсон | 6 | 2 | 6 | 1 | Сход | 1 | 3 | 9 | Сход | Сход | Сход | 9 | 13 | 4 | 2 | 39 | |
4 | Ален Прост | 1 | 1 | Сход | Сход | Сход | 7 | НКЛ | Сход | Сход | 6 | 2 | Сход | 8 | 2 | Сход | 4 | 34 |
5 | Ники Лауда | 4 | Сход | 1 | ДСК | Сход | Сход | Сход | 4 | 1 | 8 | 5 | 3 | Сход | Сход | 30 | ||
6 | Рене Арну | 3 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 11 | Сход | Сход | Сход | 1 | 2 | Сход | 16 | 1 | Сход | 28 |
7 | Патрик Тамбэ | 8 | 3 | 4 | 1 | 4 | Сход | 2 | НС | 25 | ||||||||
8 | Микеле Альборето | 7 | 4 | 4 | 3 | Сход | 11 | Сход | Сход | 7 | Сход | 6 | 4 | Сход | 7 | 5 | 1 | 25 |
9 | Элио де Анджелис | 8 | Сход | 5 | 4 | 5 | Сход | 4 | Сход | 4 | Сход | Сход | 1 | 6 | Сход | Сход | 23 | |
10 | Рикардо Патрезе | Сход | Сход | 3 | Сход | 1 | Сход | 2 | 15 | Сход | Сход | Сход | Сход | 5 | Сход | Сход | 21 | |
11 | Нельсон Пике | Сход | ДСК | Сход | 5 | Сход | НКВ | 1 | 2 | Сход | Сход | Сход | Сход | 4 | Сход | Сход | 20 | |
12 | Эдди Чивер | Сход | Сход | Сход | 3 | Сход | 2 | 11 | НКВ | Сход | 16 | Сход | Сход | Сход | 6 | 3 | 15 | |
13 | Дерек Дэли | 14 | Сход | Сход | Сход | 6 | 5 | 7 | 5 | 5 | 7 | Сход | Сход | 9 | Сход | 6 | 8 | |
14 | Найджел Мэнселл | Сход | 3 | 7 | Сход | 4 | Сход | Сход | Сход | 9 | Сход | 8 | 7 | Сход | 7 | |||
15 | Жиль Вильнёв | Сход | Сход | ДСК | 2 | НС | 6 | |||||||||||
16 | Карлос Рейтеманн | 2 | Сход | 6 | ||||||||||||||
17 | Андреа де Чезарис | 13 | Сход | Сход | Сход | Сход | 3 | Сход | 6 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 11 | 11 | 9 | 5 |
18 | Жак Лаффит | Сход | Сход | Сход | 9 | Сход | 6 | Сход | Сход | Сход | 14 | Сход | 3 | Сход | Сход | Сход | 5 | |
19 | Марио Андретти | Сход | 3 | Сход | 4 | |||||||||||||
20 | Жан-Пьер Жарье | Сход | 9 | Сход | 4 | Сход | НКВ | Сход | Отк | 14 | Сход | Сход | Сход | НКВ | Сход | Сход | НС | 3 |
21 | Марк Зурер | 7 | 9 | 8 | 5 | 11 | Сход | 13 | 6 | Сход | 15 | Сход | 7 | 3 | ||||
22 | Бруно Джакомелли | 11 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 11 | 7 | 9 | 5 | Сход | 12 | Сход | 11 | 2 |
23 | Элизеу Салазар | 9 | Сход | Сход | 5 | Сход | Сход | Сход | Сход | 13 | НКВ | Сход | Сход | НКВ | 14 | 9 | НКВ | 2 |
24 | Манфред Винкельхок | 11 | 5 | Сход | ДСК | Сход | Сход | Сход | НКВ | 12 | НКВ | 11 | Сход | Сход | Сход | НКВ | НКЛ | 2 |
25 | Мауро Бальди | НКВ | 11 | НКВ | Сход | НКВ | Сход | 8 | 6 | 9 | Сход | Сход | 6 | НКВ | 12 | 11 | 2 | |
26 | Чико Серра | 17 | Сход | НКВ | 6 | НПКВ | 11 | НКВ | Сход | Сход | 11 | 7 | НКВ | 11 | НКВ | 1 | ||
27 | Брайан Хентон | НКВ | НКВ | Сход | Сход | Сход | 8 | 9 | НКЛ | Сход | 8 | 11 | 7 | Сход | 11 | Сход | 8 | 0 |
28 | Йохен Масс | 12 | 8 | 8 | Сход | НКВ | 7 | 11 | Сход | 11 | Сход | 0 | ||||||
29 | Слим Боргудд | 16 | 7 | 11 | 0 | |||||||||||||
30 | Рауль Бойзель | 15 | Сход | 9 | 8 | НПКВ | Сход | Сход | Сход | НКВ | НКВ | Сход | НКВ | Сход | НКВ | 13 | 0 | |
31 | Роберто Герреро | НКВ | НКВ | Сход | НКВ | НКВ | Сход | Сход | НКВ | Сход | НКВ | 8 | Сход | Сход | НКЛ | НС | 0 | |
32 | Дерек Уорик | Сход | НКВ | НКВ | Сход | Сход | НКВ | Сход | Сход | 15 | 11 | Сход | Сход | Сход | Сход | 0 | ||
33 | Руперт Киган | НКВ | Сход | Сход | НКВ | 12 | 0 | |||||||||||
34 | Джоф Лиз | Сход | 12 | 0 | ||||||||||||||
- | Тео Фаби | НКВ | НКВ | НКВ | НКЛ | Сход | НПКВ | НКВ | Сход | Сход | НКВ | Сход | Сход | Сход | НКВ | 0 | ||
- | Рикардо Палетти | НКВ | НКВ | НКВ | Сход | НПКВ | НПКВ | Сход | Сход | 0 | ||||||||
- | Томми Бёрн | НКВ | Сход | НКВ | НКВ | Сход | 0 | |||||||||||
- | Ян Ламмерс | НКВ | НКВ | НКВ | Сход | НКВ | НКВ | 0 | ||||||||||
- | Эмилио де Виллота | НПКВ | НПКВ | НКВ | НКВ | НПКВ | 0 | |||||||||||
- | Роберто Морено | НКВ | 0 | |||||||||||||||
№ | Пилот | ЮЖН |
БРА |
СШЗ |
САН |
БЕЛ |
МОН |
ДЕТ |
КАН |
НИД |
ВЕЛ |
ФРА |
ГЕР |
АВТ |
ШВА |
ИТА |
ЛВС |
Очки |
Сезоны Формулы-1 | |
---|---|
|
Сезон 1982 Формулы-1.