26-09-2023
Су-17 | |
---|---|
Су-22УМ3К ВВС Польши | |
Тип | Истребитель-бомбардировщик |
Разработчик | ОКБ Сухого |
Производитель | КнААПО |
Главный конструктор | Н. Г. Зырин |
Первый полёт | 2 августа 1966 года |
Начало эксплуатации | 1970 год |
Статус | Эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР |
Годы производства | С 1969 по 1990 год |
Единиц произведено | 2867 |
Базовая модель | Су-7Б |
Изображения на Викискладе |
Су-17 — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов.
Содержание |
В начале 1960-х годов перед ОКБ П. О. Сухого была поставлена задача глубокой модернизации недавно поступившего на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7. Модернизация была направлена на улучшение бортового радиоэлектронного оборудования, а также взлётно-посадочных характеристик самолёта. Было использовано набиравшее популярность в то время техническое решение — крыло изменяемой геометрии. Ведущим конструктором по новой машине был Н. Зырин.
Первый прототип будущего самолёта имел обозначение Су-7ИГ (внутреннее обозначение в ОКБ — С-22И) и представлял собой серийный Су-7БМ с новым крылом и несколько изменённой конструкцией фюзеляжа. Первый полёт он совершил 2 августа 1966 года (лётчик-испытатель В. Ильюшин). В июле 1967 года самолёт был впервые продемонстрирован общественности на воздушном параде в Домодедово. Испытания выявили улучшение взлётно-посадочных характеристик и увеличение дальности и продолжительности полёта. В ноябре 1967 года вышло совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале серийного производства самолёта в 1969 году. В конструкцию был внесён ряд изменений. Предсерийный самолёт получил обозначение С-32.
Серийный выпуск Су-17 начался на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Первой строевой частью, вооружённой новыми самолётами, стал 523-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Дальневосточного военного округа в октябре 1970 года. Производство Су-17 продолжалось до 1990 года, всего произведено 2867 самолётов всех модификаций. Последней строевой частью в ВВС России, использовавшей Су-17М4 до января 1998 года, была 43-я омшаэ Черноморского Флота, дислоцированная на аэродроме Гвардейское в Крыму .
Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против западных самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, никогда не использовался в качестве истребителя.
«Боевое крещение» Су-17 состоялось очень рано — в 1973 году. В составе ВВС Сирии к моменту начала Октябрьской арабо-израильской войны имелись 15 новейших Су-20, применявшихся наравне с Су-7. Сирийские самолёты понесли в этой войне тяжёлые потери — было сбито 8 Су-20, то есть половина имевшегося парка.
Второй раз сирийские Су-17 (теперь в модификации Су-22М) применялись в боевых действиях в июне 1982 года во время вторжения Израиля в Ливан. Обстоятельства их применения достаточно противоречивы; известно, что они выполнили всего один групповой боевой вылет (10 самолётов), причём потери оказались катастрофическими (7 самолётов). Согласно информации В. Марковского, этот вылет был совершён 11 июня с целью уничтожения Израильского командного пункта; несмотря на потери, авиаудар был успешным, в результате него погиб израильский генерал Иегуда Адам[1]. Эта информация, однако, противоречит официальным данным о гибели командующего Западным направлением генерала Иекутиэля (не Иегуды) Адама, согласно которым он погиб 9 июня в столкновении с палестинскими боевиками возле Дамура.
Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 1979—1989 годов от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны применялись ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты применялись очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовикам Су-25. Потери, поначалу очень небольшие, заметно выросли после появления у моджахедов переносных зенитно-ракетных комплексов, особенно «Стингер». Точное число потерянных в Афганистане Су-17 неизвестно, однако предполагается, что их было не менее 30 машин, то есть около четверти от общих потерь ВВС СССР. Кроме того, Су-17 в экспортных модификациях был одним из двух основных боевых самолётов ВВС Афганистана (наряду с МиГ-21). Сообщалось, что три афганских «Сухих» были сбиты пакистанскими истребителями F-16 в районе афгано-пакистанской границы.
После падения правительства Наджибуллы в 1992 году характер гражданской войны в Афганистане значительно изменился. В условиях фактического отсутствия центральной власти самолёты национальных ВВС приходили в негодность из-за нехватки запчастей и низкого уровня техобслуживания. Однако занявшее Кабул в 1996 году движение Талибан получило некоторое число боеспособных самолётов, включая Су-22. Они использовались для бомбардировок позиций Северного Альянса до 2001 года, когда были уничтожены на аэродромах американской авиацией в ходе операции «Enduring Freedom».
Иракские Су-20 и Су-22 применялись в войне против Ирана (1980—1988). По иронии судьбы, 44 иракских самолёта этого типа были перегнаны в Иран во время войны в Персидском заливе (1991) для сохранения от ударов американской авиации; после завершения войны Иран не вернул эти самолёты их законному обладателю. Американские истребители F-15 сбили четыре «Сухих» во время перелёта и ещё два — в марте 1991 года после завершения боевых действий, когда ВВС Ирака участвовали в подавлении шиитского восстания на юге страны.
ВВС Анголы использовали Су-22 против партизан УНИТА в ходе гражданской войны в стране. Два перуанских Су-22М были сбиты во время короткой пограничной войны с Эквадором в 1995 году. Ливийские «Сухие» бомбили позиции проправительственных сил во время гражданской войны в Чаде в 1980-е годы. 19 августа 1981 года два ливийских Су-22 были сбиты американскими перехватчиками F-14 во время облёта кораблей 6-го флота США. Известно, что самолёты из состава ВВС Йемена совершали боевые вылеты в ходе гражданской войны 1994 года; также отмечены вылеты и потери в 2009 году в ходе конфликта с шиитскими боевиками.
На экспорт в 15 стран мира было поставлено 1165 самолётов Су-17.
Лётно-технические данные основных модификаций самолёта Су-17[3]
ЛТХ различных модификаций самолётов Су-17 | |||||||
Су-17 | Су-17М | Су-17М2 | Су-17М3 | Су-17М4 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Размах крыла, м | |||||||
При стреловидности 30° | 13,68 | 13,68 | 13,68 | 13,68 | 13,68 | ||
При стреловидности 63° | 10,025 | 10,025 | 10,025 | 10,025 | 10,025 | ||
Площадь крыла, м² | |||||||
При стреловидности 30° | 38,49 | 38,49 | 38,49 | 38,49 | 38,49 | ||
При стреловидности 63° | 34,45 | 34,45 | 34,45 | 34,45 | 34,45 | ||
Длина самолёта с ПВД, м | 18,097 | 18,726 | 18,868 | 19,026 | 19,026 | ||
Длина фюзеляжа, м | 15,315 | 15,347 | 15,547 | 15,572 | 15,572 | ||
Высота самолёта, м | 4,962 | 4,857 | 4,857 | 5,129 | 5,129 | ||
Вес пустого самолёта, т | 9,950 | 9,880 | 10,445 | 11,550 | 12,161 | ||
Вес взлётный максимальный, т | 16,27 | 18,12 | 18,82 | 19,63 | 19,70 | ||
Вес нагрузки максимальный, т | 2,50 | 4,00 | 4,00 | 4,00 | 4,07 | ||
Вес топлива максимальный без ПТБ, т | 2,79 | 3,63 | 3,77 | 4,00 | 3,77 | ||
Скорость максимальная у земли, км/ч | 1350 | 1350 | 1350 | 1350 | 1350 | ||
Скорость максимальная на высоте, число Маха | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 1,7 | ||
Скорость взлётная при максимальном взлётном весе, км/ч | 350 | 390 | 390 | 380 | 360 | ||
Скорость посадочная при максимальном посадочном весе, км/ч | 275 | 290 | 290 | 280 | 285 | ||
Скороподъёмность у земли максимальная, м/с | 210 | 220 | 220 | 220 | 230 | ||
Потолок практический, км | 16,35 | 15,20 | 15,40 | 14,00 | 15,20 | ||
Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км | 1930 | 2500 | 2500 | 2500 | 2550 | ||
Разбег при максимальном взлётном весе, км | 1,25 | 1,50 | 1,50 | 1,60 | 1,50 | ||
Пробег с использованием тормозного парашюта, км | 0,70 | 0,85 | 0,85 | 0,90 | 1,10 |
Характеристики варианта Су-22М4.
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские |
Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • С-37 (Су-47) • Т-4 • Т-60 • SSBJ • КР-860 |
Су-17.