17-06-2023
Транспортная система Республики Беларусь
Содержание |
Оператор белорусской сети железных дорог — государственное объединение Белорусская железная дорога. Белорусская железная дорога осуществляет около 75 % всех выполняемых в стране грузовых и более 50 % пассажирских перевозок. На БЖД работают около 110 тыс. человек[1].
На железных дорогах Беларуси используется колея 1520 мм, эксплуатационная длина путей — 5512 км[2], из них двупутные участки 1640 км, однопутные — 3867. Общая протяжённость электрифицированных линий составляет 897 км (16 % от общей протяжённости дороги), бо́льшая часть которых (870 км) работает на переменном токе 25 кВ, а 26 км на постоянном токе 3,3 кВ[3]. В состав путевого хозяйства входит более 7 тыс.км главных и 3 тыс.км станционных путей, около 12 тыс. стрелочных переводов, свыше 3,9 тыс. мостов и искусственных сооружений, более 70 путепроводов и около 1,5 тыс. переездов[1]. БЖД обслуживает 21 вокзал, 320 станций, более пятисот пассажирских остановочных пунктов[4].
Дорога граничит с железными дорогами Украины (Українські залізниці), железными дорогами Польши (Polskie Koleje Państwowe), железными дорогами Литвы (Lietuvos Geležinkeliai), железными дорогами Латвии (Latvijas dzelzceļš), железными дорогами России (РЖД).
Территорию страны пересекают два панъевропейских транспортных коридора, обозначенные в международной классификации номерами 2 (Запад-Восток) и 9 (Север-Юг) с ответвлением 9b.
В соответствии с заявлением министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Владимира Сосновского [1], в первые месяцы 2009 года начнется реорганизация Белорусской железной дороги, предусмотренная концепцией реформирования БЖД, разработанной специалистами железной дороги совместно с учеными Национальной академии наук Беларуси. Заявлено, что «Данная концепция с комплексом конкретных мероприятий по реформированию БЖД находится сейчас на рассмотрении в правительстве, думаю, что её согласование будет завершено в первом квартале нынешнего года, основные министерства уже высказали свое одобрение».
В правительстве республики полагают, что на первом этапе исполнения концепции БЖД станет единым юридическим лицом. На данный момент каждая из организаций Белорусской железной дороги — это отдельное юрлицо. В результате реформы предполагается оптимизировать управление финансовыми потоками и перевозочным процессом на белорусской железнодорожной магистрали (фактически реформа должна максимально снизить издержки, обусловленные структурой управленческого аппарата подразделений БЖД).
«В феврале-марте решение о реорганизации БЖД должно быть окончательно принято, все остальные планируемые мероприятия первого этапа концепции — производное от этого процесса», — добавил министр.
Как заявляет БЕЛТА, «концепция реформирования Белорусской железной дороги предполагает сохранение, обновление и дальнейшее развитие существующего парка подвижного состава, а также обновление основных фондов БЖД».
Первая городская электричка начнет курсировать от станции Минск-Пассажирский до Ждановичей [5]
См. также Общественный транспорт населённых пунктов Белоруссии
По данным на 2007 год в Белоруссии имеется 67 ВПП, из них 36 с твёрдым покрытием и 31 с грунтовым.
Имеется семь международных аэропортов:
Национальный аэропорт Минск и аэропорт Минск-1 функционируют в качестве самостоятельных предприятий. Аэропорты Брест, Витебск, Могилёв, Гомель и Гродно входят в состав Государственного предприятия «Белаэронавигация» и являются его филиалами.
Национальный авиаперевозчик страны — компания Белавиа, кроме того белорусскую регистрацию имеют авиакомпании Гомельавиа и Трансавиаэкспорт.
Трамвай есть только в 4-х городах страны: Минске Минский трамвай, Витебске Витебский трамвай, Новополоцке Новополоцкий трамвай и Мозыре Мозырский трамвай
Через территорию Белоруссии осуществляются поставки российского газа и нефти в Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию, Латвию, Литву, на Украину, а также в российскую Калининградскую область.
Через Белоруссию проложен основной для российского экспорта нефтепровод «Дружба», а также менее значимый нефтепровод Ярославль — Полоцк — к прибалтийским портам и НПЗ.
Через Белоруссию проходит участок магистрального газопровода «Ямал — Европа». Он принадлежит «Газпрому», однако находится в оперативном управлении белорусского «Белтрансгаза».
Доля белорусского транзита в обеспечении поставок российского газа в Европу в последние два года значительно выросла в связи с наращиванием мощности газопровода «Ямал — Европа». Так, в 2005 году через Белоруссию было транспортировано 27 % российского экспорта газа, в 2006 — 29 %, в 2007 году доля может составить более 33 %.
Кроме того на территории республики создана сеть нефтепродуктопроводов связанная с Российскими продуктопроводами и имеющая выход на Западную Украину и в порт Вентспилс.
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии |
Транспортная система Белоруссии.