Карстовый источник «Голубой глаз» в округе Дельвина
Туризм в Албании в настоящее время развит достаточно слабо, но развивается быстрыми темпами. В 2009 году, согласно докладу Национального статистического института Албании, в стране имелось 369 отелей с 5888 номерами и 11 932 спальных мест. В 2009 году Албанию посетило около 1,5 млн иностранных туристов, из них примерно 236 тысяч останавливались в отелях и провели там 540 тысяч человеко-ночей[1].
Албания привлекает туристов богатым археологическим наследием времён Древней Греции и Рима, а также времён Османской империи, артефактами времён холодной войны, чистейшими пляжами, горными тропами, блюдами традиционной албанской кухни и самобытной атмосферой сельской местности. Американское онлайн-издание Huffington Post в 2013 году привело 10 причин, по которым надо посетить Албанию[2]. В августе 2011 года американская актриса албанского происхождения Элайза Душку посетила Албанию, чтобы снять документальный фильм о родине своего отца под названием «Дорогая Албания» (англ.Dear Albania)[3][4][5][6]. Албанию нередко титулуют «новая любовь Средиземноморья», а в последнее время — «последний секрет Европы»[7].
Основная часть иностранных туристов прибывает в Албанию из Косово, Македонии, Черногории, Греции и Италии[8], есть также туристы из Польши и Чехии, а также стран Западной Европы — Германии, Бельгии, Нидерландов, Франции, скандинавских и других стран[9]. Перед первым посещением Албании туристам настоятельно рекомендуется проконсультироваться с онлайновыми или печатными изданиями и туристическими Интернет-форумами с конкретными вопросами о маршруте или заказать тур у местного туроператора. Бэкпекеры в Албании предпочитают селиться в общежитиях, кемпингах в сельской местности или на побережье. Организованные туристические группы, как правило, посещают многочисленные археологические памятники и исторические города. Растет спрос на рафтинг-туры, велосипедные туры, а также походы по бездорожью в сельской местности. В последнее время в Тиране и других городах открываются агентства по прокату автомобилей, турбюро и туристические информационные центры. Становится популярным медицинский туризм в Албанию, прежде всего — стоматологический, поскольку албанские стоматологи предлагают услуги по гораздо более низким ценам, чем в Западной Европе.
Однако развитие туризма в стране сдерживается многими факторами, такими как низкое качество дорог и коммунального хозяйства, несанкционированные свалки, незаконное строительство и браконьерство, неурегулированные права собственности на земельные участки. Несмотря на это, в стране идёт реконструкция и строительство дорог, предприятий общепита и очистных сооружений реконструируются с помощью фондов Европейского Союза. Частный сектор Албании и иностранные инвесторы вкладывают значительные средства в недвижимость и реконструкцию исторических мест, а также выражают заинтересованность в строительстве курортов и портов.
Албанская культура известна своим богатым фольклором и уникальными традициями. В стране регулярно проходят культурные фестивали:
Национальный фольклорный фестиваль в Гирокастре (алб.Festivali Folklorik Kombëtar i Gjirokastrës), проводится раз в пять лет в Гирокастре (последний проходил в сентябре 2009 года). В течение всего года многие регионы Албании организуют местные выставки и фестивали региональных ремёсел и кулинарии.
Албанские традиционные свадебные торжества в основном происходят в летнее время и доступны для обзора туристов. Консервативные пожилые люди (в основном уроженцы севера страны) до сих пор носят традиционную одежду в повседневной жизни. Пожилые женщины с юга обычно носят чёрные одежды.
Вечерние прогулки традиционны среди албанцев в летние месяцы. Кафе днём обычно полны пенсионеров и студентов, в то время как семейные пары предпочитают местные парки. В Тиране идёт активная ночная жизнь, особенно в районе Билоку, где ранее располагались резиденции высокопоставленных партийных чиновников. Во второй половине дня обычно проходит сиеста — некоторые магазины закрыты в течение нескольких часов после полудня.
Существует строгий кодекс поведения при встрече с албанцами[11].
Основной проблемой для индустрии туризма в стране является отсутствие четкой стратегии развития отрасли. Существует много неурегулированных вопросов, препятствующих развитию туризма, такие как отсутствие комплексных планов развития территорий, незаконное строительство, неконтролируемые мусорные свалки, низкое качество дорожного и коммунального хозяйства, браконьерство, спорные вопросы о правах собственности на отдельные земельные участки. Отсутствует также чёткая система подготовки кадров для туристической сферы.
10 Reasons 2013 Is The Time To Visit Albania, Huffington Post (27 December 2012).
Eliza Dushku On Her Albanian Passion Project: I Have An Emotional Connection To This Country (EXCLUSIVE Q&A), Celebuzz (July 3, 2012). Проверено 10 июля 2012.
Why You Must Visit Albania, Huffington Post (September 2, 2011). Проверено 11 марта 2012.