26-04-2023
Художник-мультипликатор, мультипликатор, аниматор — художник мультипликационного кино. В настоящее время художники-мультипликаторы работают в различных индустриях: кино, телевидение, видеоигры, Интернет. При создании анимации используются разнообразные технологии, включая рисунки, кукольную мультипликацию, трёхмерную графику. Эти особенности приводят к значительным различиям художников-мультипликаторов по специализации.
Художник-мультипликатор рисованного фильма (художник-одушевитель, художник-аниматор) — профессия художника, обязанности которого заключаются в создании рисунков ключевых фаз движения мультипликационного героя (компоновок) и определении промежуточных фаз на экспозиционном листе. Художник-мультипликатор создает движение (одушевляет) персонажа, разыгрывая действие между компоновками сцены.
Художник-фазовщик – профессия художника в области мультипликации, связанная с созданием промежуточных фаз движения героя мультфильма между компоновками. Художник-фазовщик при создании фаз должен учитывать характер движения заданный художником-мультипликатором в ключевых кадрах (компоновках). Фазовка подразделяется на черновую и чистовую.
Художник по персонажам (мультипликация) — художник, создающий уникальный образ героя мультфильма, осуществляющий его последующую разработку и сопровождение на производстве анимационного фильма. Это включает этапы:
Художник-постановщик является главным художником на производстве анимационного фильма. Совместно с режиссёром, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством
В зависимости от объёма работы на конкретном анимационном фильме, художник-постановщик может принимать непосредственное участие в создании фонов, чистовых режиссёрских компоновок, разработке персонажей.
Художник-прорисовщик создает чистовые компоновки (ключевые кадры) на основе изображений, созданных художником-аниматором. Задача художника-прорисовщика заключается в том, чтобы не нарушая анимации, придать герою мультфильма максимальную схожесть с образом, разработанным художником по персонажам.
Название профессии — «мультипликатор» — является производным от вида киноискусства, к которому принадлежит художник. Мультипликация (от лат. multiplicatio — умножение) основана на изготовлении («умножении») большого числа кадров, отличающихся небольшими смещением элементов, движение которых нужно изобразить, в их быстрой последовательной демонстрации.
В англоязычных странах, а с некоторых пор — и в России, художника-мультипликатора называют аниматором (от лат. animatio — оживление), однако эти слова не являются полными синонимами. К аниматорам не относят художников, рисующих фон, создающих образы героев или занимающихся раскадровкой, хотя они участвуют в создании мультфильма и являются художниками-мультипликаторами.
По мнению известного мультипликатора Фёдора Хитрука, использование в СССР терминов «мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, использовавшейся до внедрения классической рисованной анимации — созданием изображений при помощи накладываемых на лист элементов персонажей, что сродни аппликации (силуэтная анимация). По созвучию с этим словом новое искусство было названо мультипликацией[1].
Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до появления кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата[2].
В первые годы после появления кино мультипликация отошла на второй план, пока её повторно не возродили Джеймс Стюарт Блэктон, выпустивший рисованный мультфильм Humorous Phases of Funny Faces (1906), и Александр Ширяев, снявший кукольный фильм о балете (1906). Создателей первых мультфильмов ещё не называли мультипликаторами, хотя фактически они ими были.
В 1914 году Уинзор Мак-Кей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами — динозавра Герти. Одновременно, огромное количество рисунков, сделанных для фильма, потребовали изобрести новую технологию производства, впервые привведя к разделению труда между художником-аниматором и художником-фоновщиком: в то время как Мак-Кей прорисовывал фазы движения динозавра, нанятый им студент копировал с образца на каждый лист контуры гор, озера и дерева (целлулоидная плёнка в то время ещё не применялась)[3].
Специализации художников-мультипликаторов в первую очередь определяются технологией анимации. При этом некоторые специализации могут существовать при любом способе производства мультфильмов, а другие — быть уникальными для конкретного и не встречаться в других случаях. Также разделение на специализации связано с масштабностью производства: в небольших коллективах один художник может выполнять несколько технологических операций. Следует отметить, что по мере развития анимации специализация художников-мультипликаторов становилась всё более узкой.
При работе над крупными проектами мультипликаторы делятся по объектам оживления. Встречаются:
Художник-мультипликатор.