15-06-2023
В 1990-х годах экономика СССР (РСФСР), а затем и России, пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В этот период проводился ряд экономических реформ, в том числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация. Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной. В 1990-е годы определился и рост разрыва в экономическом развитии регионов страны[1].
В начале 1992 года вскоре после либерализации цен в российской экономике возникли повсеместные задержки денежных платежей и, как следствие, образовалась огромная сумма задолженности юридических лиц друг другу. К июню 1992 года эта задолженность достигла 2—2,5 трлн руб, оказавшись сопоставимой с доходной частью федерального бюджета. Следствием неплатежей являлись стремительный рост задолженности по зарплатам (зарплаты выдавались денежными суррогатами), неперечисление налогов в госбюджет и угроза остановки жизнеобеспечивающих производств (водоснабжения, транспорта, электроэнергетики и т. п.). Таким образом, проблема неплатежей стала одним из главных факторов, определявших в то время экономическую ситуацию в России. Осознав крайнюю остроту ситуации, в апреле-мае 1992 года федеральные власти начали смягчение финансовой и монетарной политики, что заключалось в основном в возобновлении кредитования предприятий. Однако этих мер оказалось недостаточно, и неплатежи продолжали нарастать. В августе—сентябре 1992 года по инициативе нового руководства ЦБ РФ проводится крупномасштабная акция по снижению уровня задолженности в экономике: на основе кредитной эмиссии в размере 1 трлн рублей были проведены взаимозачёты долгов предприятий. Эта мера позволила пополнить оборотные средства предприятий, приостановить благодаря этому падение производства и уменьшить объём неплатежей, сняв на время остроту проблемы. Однако, поскольку пополнение оборотных средств происходило в условиях свободного ценообразования в разбалансированной экономике, такая большая эмиссия дала сильный инфляционный эффект, и вскоре оборотные средства вновь обесценились[3].
В 1992 году, после либерализации цен и попыток ужесточения денежно-кредитной политики, среди российских предприятий получил широкое распространение бартер[3].
Осенью 1994 года российские угольные, нефтяные, электроэнергетические, металлургические компании и железнодорожники заключили соглашение о временной заморозке цен на свою продукцию в рамках операций между этими отраслями[3]. Эта договорённость способствовала снижению темпов инфляции в стране[3].
К 1994 году объём финансов, направлявшихся во внебюджетные фонды, стал сопоставим с доходами государственного федерального бюджета[3].
В 1995 году объём размещения ГКО-ОФЗ составил 159,5 млрд рублей[3]. Проведены знаменитые залоговые аукционы
1 января 1996 года вступил в силу закон о федеральном бюджете, этот бюджет не предусматривает существование отраслевых внебюджетных фондов. В марте 1996 года правительство России и ЦБ РФ выступают с совместным заявлением, в котором было выражено намерение упразднить внебюджетные фонды. 21 марта 1996 года постановлением правительства России № 314 были упразднены внебюджетные фонды в отраслях ТЭК, оборонной промышленности и металлургии.
В 1996 году объём размещения ГКО-ОФЗ составил 430,5 млрд рублей[3].
За 1997 год объём размещения ГКО-ОФЗ составил 502,0 млрд рублей[3].
В конце 1997 года ускорились негативные процессы в сфере финансов: выросли ставки процентов по государственным ценным бумагам и межбанковским кредитам, а также произошло резкое снижение стоимости российских корпоративных ценных бумаг.[3] Так, в III квартале 1997 года средний доход по ГКО на вторичном рынке равнялся 19 %, а в IV квартале — 26,3 %[3]. В III квартале 1997 года средняя ставка по однодневным рублёвым кредитам на московском межбанковском рынке составляла 16,6 %, в IV квартале — 25,2 %[3].
В 1998 году доля бартерных операций в российской экономике поднялась до 51 %[3].
В I квартале 1998 года средний доход по ГКО на вторичном рынке равнялся 29,1 %, во II квартале — 49,2 %[3]. В I квартале 1998 года средняя ставка по однодневным рублёвым кредитам на московском межбанковском рынке составляла 26,8 %, во II квартале — 44,4 %[3].
К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и удержания курса рубля[3]. 17 августа 1998 года был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля[3]. Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года[3]. В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения[3].
Спад российской экономики, произошедший в 1998 году, был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом[3]. Переход от спада к росту объясняется комплексом причин[3]:
В ноябре 1991 года зарегистрирован концерн «Лангепас-Урай-Когалымнефть» при Минтопэнерго.
5 ноября 1992 года Борис Ельцин подписал указ № 1333 «О преобразовании государственного газового концерна „Газпром“ в РАО „Газпром“». Этим же указом был создан Фонд стабилизации и развития.[3] 1 апреля 1996 года этот фонд был упразднён.
В апреле 1993 года были созданы акционерные общества открытого типа «Сургутнефтегаз», Лукойл и ЮКОС.
В мае 1994 года был зарезан директор АО «Нефтебур» Олег Литвинов.
6 декабря 1993 году указом Бориса Ельцина № 2116 «Газпром» был освобождён от уплаты импортных пошлин на оборудование, материалы и другие товары, приобретаемые «для стабилизации и развития газовой промышленности». 6 марта 1995 года указом Бориса Ельцина № 244 «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента Российской Федерации в части предоставления таможенных льгот» «Газпром» лишается этой таможенной льготы.
В сентябре 1994 года был убит коммерческий директор компании «Нефть Самары» Юрий Шебанов.
В апреле 1995 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний».
В июле 1995 года «Газпром» перевёл свои счета в валюте из Внешторгбанка и банка «Империал» в Газпромбанк.
В 1995 году спецналог на юридических лиц, отчисления от которого шли на формирование внебюджетного Фонда финансовой поддержки угольной промышленности, был снижен в 2 раза. В 1996 году этот налог был отменён, а фонд ликвидирован.[3]
В августе 1995 года была учреждена Тюменская нефтяная компания.
В конце августа 1995 года Борис Ельцин подписал указ «Об образовании Сибирской нефтяной компании».
В 1991 году в Москве открылась Биржа химических товаров.
В 1992 году инвестиции в химическую промышленность упали на 70 %, объёмы экспорта химической продукции — на 44 %. В 1992 году Евросоюз вводит антидемпинговые пошлины на минеральные удобрения из России. В 1992 году был приватизирован завод «Акрон».
В июне 1991 года создано ЗАО «Биржа металлов».
В августе 1991 года создано ЗАО «Металлургическая инвестиционная компания».
В марте 1994 года на всероссийский чековый аукцион выставлены акции Череповецкого металлургического комбината.
16 февраля 1996 года бывший гендиректор КМК Н. Фомин при поддержке группы МИКОМ захватывает здание заводоуправления и не пускает на работу его руководителя Е. Браунштейна.
В мае 1996 года генеральным директором «Северстали» становится Алексей Мордашов.
В октябре 1998 года правительство США начало антидемпинговое расследование в отношении производителей горячекатаного проката в России.
В 1990-е годы уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60—70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни[4][5].
Исследователи отмечали, что уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным Госкомстата, к концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы упал примерно до 34 % от уровня, существовавшего до начала реформ (январь 1992 г.)[6]. Академик Д. Львов приводил данные, согласно которым среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 1991 году составляла 598 рублей в месяц, а в 1998 году — только 198 рублей, то есть произошло её снижение в 3 раза. Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998 гг[4][7].
Согласно данным Госкомстата, на конец июля 1997 года объём задолженности по выплате заработной платы , за который ответственно государство, составлял 11,4 трлн руб. Вместо Билетов Банка России зарплаты выдавались денежными суррогатами.В эту цифру не были включены данные по задолженности военным и некоторым другим категориям работников, и их включение повышало размер задолженности примерно до 20 трлн руб[8]. Общая задолженность по зарплате на начало 1997 года (согласно данным Госкомстата) составила примерно 50 трлн руб[6].
В 1992 году экспорт из России составил $46 млрд. По оценкам ЦБ РФ, в 1992 году в Россию не вернулось около 60 % валютной выручки от экспорта, в 1993 году — около 35 %, в 1994 году — около 12 %[3].
В феврале 1993 года «Газпром» приостанавливает поставки газа на Украину из-за неуплаты. Ограничение поставок продлилось сутки. На тот момент долг Украины за газ составлял более 138 млрд рублей. В ответ на угрозы со стороны российских властей украинские власти отвечают, что перекроют транзитные газопроводы, по которым Россия ведёт поставки газа в Западную Европу[9].
В марте 1994 года «Газпром» приостанавливает поставки газа на Украину. На тот момент долг Украины за газ превышает 1 трлн рублей. «Газпром» потребовал решения проблемы долга за счёт передачи России части имущественных прав на украинские газопроводы и предприятия. 10 марта, в ходе украино-российских переговоров, было принято решение о продолжении поставок газа на Украину. Причём украинская сторона приняла на себя обязательство в течение месяца предоставить график погашения долгов за газ. Хотя график так и не был предоставлен, по политическим причинам Украину не отключили от газа[9].
В середине 1990-х годов объём импорта, осуществляемый челноками, составлял около $10 млрд в год[3].
В 1993—1995 годах около половины импортной алкогольной продукции, реализуемой в России, была ввезена контрабандным путём[3].
В 1996 году пошлины на импорт газовых труб были уменьшены в 4 раза[3].
В 1992—1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов[3].
1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия. Для ухода от налогов использовались самые различные методы:
Последствия массового уклонения от уплаты налогов в 1990-е годы были двоякими. С одной стороны, уходя от налогов, фирмы сохраняли дополнительный финансовые ресурсы, которые были нужны для поддержания производства, а значит, этот процесс противодействовал спаду производства. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции и фирмы могли продавать её дешевле. Следовательно, это уменьшало инфляционную динамику в экономике и облегчало проблемы сбыта у фирм. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий[3].
В 1990-е годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения — ужесточения налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы. Однако каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм[3].
Многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались, исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ. Особенности экономической политики 1995—1998 годов:[3]
Макроэкономическая политика, проводившаяся в 1995—1998 гг., была в целом неудачной. Хотя темпы инфляции снизились, это не привело к росту инвестиций и запуску процесса модернизации экономики. Государство, применяя сомнительные методы противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло большой вклад в поддержку высокого уровня недоверия в экономике, что сильно препятствовало инвестиционной активности. Следствием применения завышенного курса рубля стало снижение конкурентоспособности отечественных производителей. Следствием чрезмерного снижения денежного предложения — бартеризация экономики, массовые неплатежи и т. п. явления.
Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики. В частности, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно сужала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. Кроме того, резкий рост госдолга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. А либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов[3].
Следствием проводившейся в 1995—1998 гг. макроэкономической политики стали, в частности, спад производства и значительный отток капитала из страны. В августе 1998 года было объявлено о дефолте по российским гособязательствам и об отказе поддерживать курс рубля, что означало крах экономической политики, проводившейся с 1992 года. Экономика получила тяжёлый удар, в частности, произошёл резкий спад производства и доходов населения, всплеск инфляции. Однако спад, хотя и тяжёлый, был кратковременный и вскоре сменился экономическим ростом. В числе факторов перехода к росту были изменения в экономической политике властей, произошедшие после дефолта[3].
|
Экономика России в 1990-е годы.