15-10-2023
«Дредноут» | ||
---|---|---|
HMS Dreadnought | ||
|
||
линкор «Дредноут» | ||
Основная информация | ||
Тип | линейный корабль | |
Государство флага | Великобритания | |
Порт приписки | Кромарти | |
Верфь | Portsmouth Dockyard, Портсмут , Англия | |
Заказан к постройке | 22 февраля 1905 | |
Строительство начато | 2 октября 1905 | |
Спущен на воду | 10 февраля 1906 | |
Введён в эксплуатацию | 3 октября 1906 | |
Выведен из состава флота | август 1918 - выведен в резерв | |
Современный статус | снят с вооружения, утилизирован | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 18 120 т нормальное 20 730 т полное |
|
Длина | 160,74 м наибольшая длина | |
Ширина | 25,01 м по миделю | |
Осадка | 9,03 м нормальная 9,50 м предельная |
|
Бронирование | главный пояс: 179—279 мм рубка: 279 мм палуба: 35—76 мм башни: 305—279—76 мм барбеты башен: 279—203—102 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 18 паровых котлов «Бабкок и Уилкокс» 4 турбины системы Парсонса |
|
Мощность | 23 000 л.с. расчётная на валах 26 350 л.с. испытания на полном ходу |
|
Винты | 4 | |
Скорость | 21,6 узла максимальная | |
Дальность плавания | 6620 миль на 10 узлах | |
Экипаж | 685—692 человека (1905) 732 человека (1909) 810 человек (1916) |
|
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 5×2 305-мм/45 Mark X 28× 76-мм противоминных на лафете 1× 76-мм десантная 5 пулемётов |
|
Торпедно-минное вооружение | 5 456-мм ТА 23 торпеды |
HMS Dreadnought (Корабль Его Величества «Дредноут», от англ. dreadnought — «неустрашимый») — британский линкор, шестой корабль, носивший это имя, родоначальник нового класса этих кораблей, названных в его честь и свершивший революцию в военно-морском деле. «Дредноут» стал первым кораблём, при постройке которого был реализован так называемый принцип «all-big-gun» («только большие пушки»).
Содержание |
Водоизмещение нормальное 18 120 т, полное 21 845 т, длина наибольшая 160,7 м, ширина 25 м, осадка 9,4 м.
4 турбины Парсонса, 18 паровых котлов «Бабкок и Вилкокс» . Запас топлива — 2900 т угля и 1120 т нефти. Мощность четырёх паровых турбин 24 700 л. с., скорость 22,4 узла.
Броня (крупповская): пояс 280—179 мм, верхний пояс 203—102 мм, барбеты 280—102 мм, башни 305—76 мм, рубка 280 мм, палубы 78 мм (мидель).
десять 305-мм орудий Mark X, двадцать восемь 76-мм пушек, 5 торпедных аппаратов.
Русско-японская война выдвинула новые требования для линейных кораблей. Дальнейшее улучшение броненосцев было бесперспективно, необходимо было создание нового типа корабля.
В Великобритании для выработки тактико-технических требований к новому кораблю была создана специальная комиссия под началом морского лорда Джона Фишера. Комиссия сделала следующие выводы:
После бурных обсуждений проекта в британском Адмиралтействе 2 октября в Портсмуте состоялась закладка «Дредноута», и после года работы, в которую была вовлечена практически вся мощь английского судостроения, корабль был спущен на воду.
Новый корабль по боевым характеристикам значительно превосходил любой броненосец любой другой страны. После успешных ходовых испытаний стало ясно, что на смену броненосцам идёт новый тип кораблей — дредноуты.
К началу Первой мировой войны «Дредноут» уже считался устаревшим военным кораблём — на смену «дредноутам» пришли «сверхдредноуты». Первыми «сверхдредноутами» были линейные корабли типа «Орион».
1907—1912 — флагман Флота метрополии.
К началу Первой мировой войны — флагманский корабль Четвёртой линейной эскадры, базировавшейся в Скапа-Флоу (с 1910 г. в строй стали входить «супердредноуты», сделав корабль устаревающим).
Единственную победу «Дредноут» одержал 18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с эскадрой линкоров на базу. Получив с линкора «Мальборо» сообщение о находящейся в зоне видимости подводной лодке, он протаранил её. Впоследствии выяснилось, что это была немецкая U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводный ас, капитан-лейтенант Отто Веддиген. За эту победу капитан «Дредноута», позволивший себе выкатиться из кильваторного строя, получил с флагманского корабля высшее одобрение, которое только может получить капитан HMS на английском флоте: «Хорошо сделано».
1916—1918 — «Дредноут» — флагманский корабль Третьей линейной эскадры, охранявшей устье Темзы.
1918 — вновь в составе Гранд флита, ненадолго во главе Четвёртой линейной эскадры.
C 1919 г. в резерве, в 1921 г. продан на слом, в 1923 г. разобран.
Одним из важных конструкционно-компоновочных недостатков было расположение контрольно-дальномерного поста на фок-мачте, установленной сразу за передней трубой. При полном ходу наблюдалось задымление поста, что приводило к снижению его боевой эффективности. Также, когда двигатели работали на полную мощность, дым раскалял трубчатую конструкцию мачты до такой степени, что по трапу, находящемуся внутри неё и ведущему из трюма на марс, было просто невозможно перемещаться.
Кроме того, из-за спешки при строительстве было решено отказаться от использования трех-орудийных башен и взять готовые двух-орудийные башни эскадренных броненосцев.
Существует мнение, что «Дредноут» своим появлением сделал устаревшими все броненосцы. Однако, как единичный экземпляр, он не мог претендовать на исключительную боевую ценность. Ценной могла стать только эскадра таких кораблей, так что ведущие страны оказались втянуты в дредноутную гонку, ставшую тяжёлым испытанием для бюджетов всех стран без исключения.
Вышеприведённое мнение нельзя считать единственным, так как по мощи огневого залпа один дредноут был равен целой эскадре броненосцев времён русско-японской войны. Учитывая преимущества централизованного управления огнём на одном корабле в сравнении с трудностями управления огнём эскадры — преимущество даже одного дредноута было неоспоримым. Другое дело, что Великобритании, как обширной морской империи, была необходима эскадра дредноутов для того, чтобы быть одинаково сильной как в метрополии, так и в колониях.
На этом корабле была также внедрена кильватерная блокировка заваливания при массированной стрельбе с одного борта — несколько металлических пластин, выдвигающихся из водонепроницаемых слотов, — что позволило существенно увеличить мощность залпа главных орудий.
HMS Dreadnought (1906).