22-09-2023
DC-10 | |
---|---|
Макдоннел Дуглас ДС-10 авиакомпании Northwest | |
Тип | пассажирский самолёт |
Производитель | McDonnell Douglas |
Первый полёт | 29 августа 1970 |
Начало эксплуатации | 5 августа 1971 в American Airlines |
Статус | Эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | FedEx USAAF |
Годы производства | 1968-1988 |
Единиц произведено | DC-10: 386 KC-10: 60 |
Варианты | KC-10 Extender McDonnell Douglas MD-11 |
Макдоннел Дуглас ДС-10 (англ. McDonnell Douglas DC-10) — широкофюзеляжный (один из первых в этом классе) турбореактивный среднемагистральный (в некоторых модификациях — дальнемагистральный) авиалайнер.
Содержание |
Трёхмоторный турбовентиляторный низкоплан с расположением 2 двигателей под крылом и 1 сзади над фюзеляжем, со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Разработанные как результат запроса авиакомпании American Airlines обратившейся одновременно к компаниям Макдоннел Дуглас (McDonnell Douglas) и Локхид (Lockheed) с аналогичным техническим заданием, этот самолет, несмотря на некоторые проблемы возникшие в начальный период, стал очень удачным широкофюзеляжным коммерческим авиалайнером.
В начале он задумывался как двухмоторный, но вскоре ему был добавлен третий двигатель, установленный в основание киля. Это было сделано, чтобы он мог отвечать требованиям Американ Эйрлайнс, которая хотела использовать этот самолёт на уже существующих взлетных площадках. Работы над ДС-10 начались в феврале 1968 года и сразу же последовали заказы от Америкэн Эйрлайнс и Юнайтед Эйрлайнс (United Airlines). Первый полет был выполнен 20 августа 1970 года.
Первый среднемагистральный ДС-10-10 начал свою службу в Америкэн Эйрлайнс (American Airlines) в августе 1971. В это же время уже полным ходом шли работы над дальнемагистральным ДС-10-30, который был снабжён более мощными двигателями, дополнительными топливными баками и усиленными шасси. Больше всего ДС-10 было построено именно в модификации ДС-10-30, включая транспортный вариант, в то же время авиакомпании Northwest Airlines и Japan Airlines заказали самолёт в модификации ДС-10-40 с двигателями Pratt & Whitney JT9D. ВВС США заказали также 60 ДС-10 в модификации КС-10А в качестве летающего танкера.
Производство этого самолёта было прекращено в 1989 году, однако многие машины были переделаны в грузовой вариант и продолжают летать до настоящего времени. По состоянию на февраль 2010 в эксплуатации находятся 168 машин типа DC-10 (включая танкеры), из них 67 принадлежат FedEx, а 59 USAAF. FedEx постепенно выводит DC-10 из парка. В пассажирской эксплуатации DC-10 остается у двух американских чартерных операторов, Omni Air (9 шт) и World Airways (3 шт) и авиакомпании Biman из Бангладеш (4 шт).
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Макдоннел Дуглас ДС-10-40:
По данным на 1 июля 2009 года в катастрофах и крупных авариях был потерян 31 самолет типа Макдоннел Дуглас ДС-10[1], что составляет 8 % от всего выпуска. Это худший показатель среди всех широкофюзеляжных самолётов. Для сравнения, у Боинга-747, L-1011 и Ил-86 этот показатель составляет 4 %, а для самолётов Airbus существенно ниже . Следует отметить, что основные потери Боинга-747 приходятся не на технические проблемы, а на ошибки экипажа и террористические акты, в то время как у DC-10 это в основном технические неполадки.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
12.06.1972 | N103AA | Уинсор (Онтарио) | 0/67 | Декомпрессия на эшелоне, разрушение люка грузового отсека. |
17.12.1973 | EC-CBN | Бостон | 0/168 | Грубая посадка из-за ошибки экипажа. |
03.03.1974 | TC-JAV | Эрменонвиль | 346/346 | Декомпрессия на эшелоне, разрушение люка грузового отсека. |
12.11.1975 | N1032F | Нью-Йорк | 0/139 | При взлете в третий двигатель попали птицы, взлет прерван. |
02.01.1976 | N1031F | Стамбул | 0/373 | Пожар первого двигателя, грубая посадка. |
01.03.1978 | N68045 | Лос-Анджелес | 2/200 | Взлет прерван на критической скорости, выкатился за пределы ВПП. |
25.05.1979 | N110AA | Чикаго | 2+271/271 | При взлете отвалился первый двигатель. Потерявший управление лайнер разбился. |
31.10.1979 | N903WA | Мехико | 1+72/88 | При посадке в тумане самолет промахнулся мимо ВПП. |
28.11.1979 | ZK-NZP | Эребус | 257/257 | Сбился с курса, врезался в гору. Единственная крупная авиакатастрофа в Антарктике. |
03.02.1981 | AP-AXE | Карачи | 0/0 | Сгорел на стоянке. |
23.01.1982 | N113WA | Бостон | 2/212 | При посадке выкатился за пределы ВПП, оказался на отмели. |
03.09.1982 | EC-DEG | Малага | 50/394 | При взлете лопнула шина шасси, выкатился с ВПП и сгорел. |
23.12.1983 | HL7339 | Анкоридж | 0/3 | Грузовой рейс. Столкнулся с другим самолетом на ВПП, экипаж DC-10 перепутал полосу. |
10.08.1986 | N184AT | Чикаго | 0/0 | Техник дернул за шланг кислородного генератора. |
10.01.1987 | 5N-ANR | Илорин | 0/9 | Тренировочный полет, при посадке выкатился за пределы ВПП. |
17.09.1987 | 82-0190 | Шривпорт | 1/3 | Военный самолет. Взрыв топливного бака при заправке. |
21.05.1988 | N136AA | Даллас | 0/254 | Взлет был прерван на критической скорости. |
19.07.1989 | N1819U | Сиу-Сити | 111/296 | Повреждение гидросистем из-за усталостного разрушения хвостового двигателя. |
27.07.1989 | HL7328 | Триполи | 4+75/199 | Разбился при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. |
19.09.1989 | N54629 | пустыня Тенере | 117/117 | Рейс Нджамена-Париж взорван террористами. |
21.12.1992 | PH-MBN | Фару | 56/340 | Посадка с превышением скорости при сильном боковом ветре. |
14.04.1993 | N139AA | Даллас | 0/202 | Грубая посадка, КВС не учел бокового ветра. |
26.11.1993 | YV-135C | Буэнос-Айрес | 0/123 | При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП. |
13.06.1996 | PK-GIE | Фукуока | 3/275 | Взлет был прерван из-за отказа двигателя. |
05.09.1996 | N68055 | Ньюбург | 0/5 | Аварийная посадка грузового рейса, на борту возник пожар. |
21.12.1999 | F-GTDI | Гватемала | 2+16/314 | При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП. |
30.04.2000 | N800WR | Кампала | 0/7 | Грузовой рейс. При посадке выкатился за пределы ВПП, в озеро Виктория. |
18.12.2003 | N364FE | Мемфис | 0/7 | Грузовой рейс. При посадке экипаж не учел боковой ветер. |
28.04.2004 | N189AX | Богота | 0/3 | Грубая посадка грузового рейса, шасси попало в выбоину на ВПП. |
01.07.2005 | S2-ADN | Читтагонг | 0/216 | При посадке съехал с ВПП. |
04.06.2006 | N68047 | Манагуа | 0/3 | Грузовой рейс, при посадке выкатился за пределы ВПП. |
28.07.2006 | N391FE | Мемфис | 0/3 | Грузовой рейс. При посадке произошло разрушение левой основной стойки шасси, после чего загорелся левый двигатель. |
08.05.2009 | N139WA | Балтимор | 0/173+ | Военный чартер. Грубая посадка[2], списан[3] |
12 июня 1972 года в небе над Канадой произошел инцидент с самолетом American Airlines, летевшим из Детройта в Баффало. В полете вырвало крышку грузового люка из-за чего было потеряно управление всем хвостовым оперением лайнера. Экипаж смог посадить самолет, изменяя тягу двигателей и управляя элеронами. Никто из 67 человек на борту не пострадал, лайнер был отремонтирован[4]
25 июля 2000 года при взлёте обломок самолёта DC-10 попал в покрышку взлетавшего Конкорда. Покрышка лопнула на взлёте, кусок корда отлетел в двигатель и воспламенил его. Погибли все на борту Конкорда (109) и 4 человека на земле.
|
||
---|---|---|
Cерия Douglas: Dolphin • DC-1 • DC-2 • DC-3 • DC-4 • DC-5 • DC-6 • DC-7 • DC-8 | ||
Cерия McDonnell Douglas: DC-9 • DC-10 • MD-80 • MD-11 • MD-90 • MD-95 | ||
Cерия McDonnell Douglas (проекты): MD-94X • MD-12 |
McDonnell Douglas DC-10.