26-08-2023
Свиде́тели Иего́вы[1] (иногда в научной[2][3] и публицистической[4][5] литературе встречается наименование «Иеговисты»; англ. Jehovah's Witnesses, до 1931 года назывались «Исследователями Библии», англ. Bible Students) — международная религиозная организация. Вероучение организации имеет много общего с учением неортодоксальных направлений в христианстве (антитринитарии), но отличается специфическим пониманием многих религиозных понятий, что затрудняет её классификацию.
По подсчётам самой организации, на август 2011 года высшее число возвещателей во всем мире достигало 7 659 019 человек. Численность свидетелей Иеговы в России по состоянию на август 2010 года составляла 162 182 человека. Главный религиозно-административный центр находится в Бруклине (Нью-Йорк).
Некоторые религиоведы считают свидетелей Иеговы религиозной организацией протестантского направления[6][7][8] адвентистского толка[4][6][9][10][11][12][13][14][15] (при этом сами свидетели Иеговы не относят себя к протестантам, указывая на ряд принципиальных отличий от протестантизма)[16], некоторые другие авторы (богословы и религиоведы) — организацией парахристианского[17][18][19][20] и псевдохристианского[13][21][22][23] направления. При этом, по мнению ряда исследователей, в учениях свидетелей Иеговы присутствуют элементы арианства[9][24][25].
Ряд российских исследователей и религиоведов причисляют свидетелей Иеговы к сектам[2][4][6][9][10][11][12][12][13][14][21][26][27][28][29][30]. По мнению некоторых российских религиоведов организация «свидетели Иеговы» сектой не является[31][32][33].
В связи с некоторыми особенностями устройства организации (полная зависимость религиозной жизни организации от решений руководства и отсутствие выборности руководства) и сильным влиянием организации на личную жизнь членов организации часто причисляется критиками к деструктивным культам и тоталитарным сектам.[21][22] В 2001 году по инициативе свидетелей Иеговы социологами А. И. Антоновым и В. М. Медковым было проведено социологическое исследование, где отмечалась просемейная система ценностей, веротерпимость, высокий уровень образования и вера в то, что человеческая жизнь зависит от собственных усилий[34]. Однако выводы экспертов были построены на изучении мнения и отношения к семье только самих свидетелей Иеговы, а исследовательским материалом служили списки, представленные руководством общины. Анкеты заполнялись членами организации не самостоятельно, а в собраниях. В то же время мнение близких и родственников свидетелей Иеговы не запрашивалось.[35]
В США организация зарегистрирована властями как религиозная, с соответствующими налоговыми льготами[36], и как издательская[37][38][39].
Свидетели Иеговы — название, которое было принято руководимой Дж. Ф. Рутерфордом группой «Исследователей Библии» в 1931 году[14][29][13][40], при этом отколовшиеся от основного течения группы продолжили называться Исследователями Библии или приняли другие названия (например в Чикаго существует группа «Исследователи Писания Зари»[13][40].
Название «Свидетели Иеговы» Рутерфорд основывал на словах книги пророка Исаии о еврейском народе (Исаия 43:10).[13]. Ниже эти слова цитируются из перевода Библии, выполненного и изданного самими свидетелями Иеговы («Перевода Нового Мира»):
«Вы мои свидетели, — говорит Иегова, — мой служитель, которого я избрал, чтобы вы знали меня и верили в меня и чтобы понимали, что я тот же. Прежде меня не существовало Бога, и после меня никого не было. Я, я Иегова, и нет Спасителя кроме Меня. Я сказал, и спас, и сделал так, чтобы об этом услышали, когда между вами не было чужого бога. И вы мои свидетели, — говорит Иегова, — а я Бог.»— Исаия 43:10—12,
Священное Писание — Перевод нового мира
Также в качестве дальнейших оснований приводятся[уточнить] следующие места Священного Писания:
В выпускаемом свидетелями Иеговы ежегоднике постоянно публикуются отчёты и подробные статистики по проделанной за текущий отчётный год проповеднической и миссионерской деятельности. Данная статистика также содержит информацию о числе членов организации и о изменении её численности за прошедший год. Согласно собственным данным организации, в 2011 году в мире насчитывалось 109 403 собраний и 7 659 019 активных членов — возвещателей, в том числе в России — 165 447 и на Украине — 150 887 человек[41][42].
Согласно собственной статистике организации, ежегодный прирост численности свидетелей Иеговы в мире составляет порядка 290 тысяч человек[41]. По мнению американских исследователей социолога и религиоведа Родни Старка (англ.)русск., и экономиста Лоренса Иеннакконе (англ.)русск., разница между номинальным и эффективным приростом числа членов организации довольна высока. В 90-х годах XX века свидетели Иеговы являлись самой быстрорастущей религиозной группой в мире[43], благодаря быстрому росту численности в странах Восточной Европы и бывшего СССР. По данным официальной статистики свидетелей Иеговы, в настоящий момент основной прирост членов организации происходит за счёт стран Восточной Европы и развивающихся стран, в то время как число членов организации в западных странах практически остаётся стабильным[41].
По данным доктора философских наук Виктора Еленского, свидетели Иеговы действуют на законных основаниях во всех странах Европы[44]. За пределами Европы Свидетели Иеговы легально действуют в США и Канаде, а также в таких разных странах, как Израиль, Иордания, Куба, Нигерия, Доминиканская республика, Кот-д’Ивуар, Эквадор, Чад, Мексика, Танзания[44]. В Германии объединение свидетелей Иеговы обладает статусом публично-правовой корпорации, что позволяет организации официально собирать налог со своих членов, чем эта организация не пользуется[45].
В ежегодно публикуемом отчёте свидетелей Иеговы за 2011 год 30 стран мира объединены в блок «другие страны» и не представлены поимённо[41]. Согласно издаваемой организацией книге «Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога», это те страны, в которых деятельность Свидетелей Иеговы является нелегальной[46]. В частности, деятельность Свидетелей Иеговы запрещена в Китае, Северной Корее, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране, Ираке и ряде других стран[47]. В некоторых странах Свидетели Иеговы подвергаются дискриминации, а также судебным преследованиям и гонениям. Например, в Эритрее Свидетели Иеговы подвергаются аресту и суду[48].
В докладе, опубликованном в «Журнале современной религии» (англ.)русск. в 1997 году, американские исследователи социолог-религиовед Родни Старк (англ.)русск., и экономист Лоренс Иеннакконе (англ.)русск. указывают на следующие факторы успеха организации Свидетелей Иеговы на «рынке религиозных услуг»:[49]
В то же время Старк и Иеннакконе называют лишь один фактор, способствующий недоверию к группе. По их мнению, таким фактором является возможность эмпирической проверки некоторых догматов свидетелей Иеговы. Так, например, не сбывшееся в 1975 году предсказанное Второе пришествие Христа способствовало значительному снижению темпов роста организации. Однако с тех пор, как Общество Сторожевой башни больше не даёт конкретных прогнозов, этот риск для дальнейшего роста был устранён[49].
На территории России первые свидетели Иеговы появились около 1877 года. Именно в это время в «Сторожевой башне» содержится упоминание о том, что экземпляры журнала направляют в Российскую империю.[13] В Российской империи Свидетели Иеговы официально зарегистрированы 24 сентября 1913 года. В советское время (с конца 20-х годов) «Свидетели Иеговы» наряду с другими сектами подверглись преследованиям, многие из них были сосланы.[13] В 1949 и 1951 годах осуществлялись массовые переселения свидетелей Иеговы и членов их семей в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток, что способствовало распространению их учения в местах ссылки.[13] Наиболее крупномасштабной операцией по высылке членов этой организации в Сибирь стала операция «Север», когда за двое суток 1 и 2 апреля 1951 года тысячи Свидетелей Иеговы и членов их семей были вывезены в Сибирь[50][51].
27 марта 1991 года был зарегистрирован Управленческий центр организаций «Свидетели Иеговы в СССР».[13]
В 2004 году по решению районного суда в Москве была лишена регистрации и распущена местная религиозная община свидетелей Иеговы. Решение было опротестовано свидетелями Иеговы в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, который в июне 2010 года признал незаконным решение российского суда о роспуске религиозной общины свидетелей Иеговы в Москве и обязал Россию выплатить потерпевшим 70 тысяч евро.[47][52] В сентябре 2009 года Ростовским областным судом была ликвидирована обвиняемая в разжигании религиозной розни община Свидетелей Иеговы в Таганроге и в некоторых районах области[53].
В апреле 2010 года Роскомнадзор в связи с признанием ряда публикаций Общества Сторожевой башни экстремистской литературой аннулировал разрешение на распространение в России журналов «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня», выданное в 1997 году[47].
По состоянию на декабрь 2011 года, в России в отношении свидетелей Иеговы ведётся расследование девяти уголовных дел по статье 282 УК РФ («действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам отношения к религии») в таких городах, как Асбест, Ахтубинск, Кемерово, Таганрог, Чебоксары, Челябинск, Чита, Салехард и Йошкар-Ола[53]. Большую огласку получило дело Калистратова — старейшины из Горно-Алтайска, которое дважды опротестовывалось, пока, наконец, 22 декабря 2011 года Верховный суд Республики Алтай не постановил прекратить уголовное дело против Калистратова за отсутствием состава преступления и признал за ним право на реабилитацию[54].
Государственный департамент США в отчете за 2009 год подверг Армению критике за осуществляемую, по мнению Госдепа, дискриминацию свидетелей Иеговы[55]. По данным Международной амнистии, на 1 ноября 2009 года в стране под заключением находились 71 свидетель Иеговы, осуждённый сроками от 2 до 3 лет за отказ от несения воинской повинности[56][57].
В феврале 2001 года свидетели Иеговы в Грузии были лишены официальной регистрации[58]. Такое положение создаёт значительные проблемы при ввозе религиозной литературы и строительстве богослужебных зданий (Залов Царства)[59]. На религиозные встречи собраний свидетелей Иеговы нередко совершаются налёты, здания Залов Царства подвергаются актам вандализма. Сообщается также о случаях избиения свидетелей Иеговы[59].
Деятельность свидетелей Иеговы на территории Таджикистана была запрещена в октябре 2007 года. Организация официально действовала на территории этой страны с 1997 года, когда она получила в ней свою государственную регистрацию[60]. Официальной причиной запрета организации были названы противоречащее законодательству страны миссионерская деятельность свидетелей Иеговы и их призывы отказываться от несения воинской обязанности[61].
В Туркменистане свидетелям Иеговы, как и почти всем другим религиям, кроме Православной церкви и мусульман-суннитов, отказывают в регистрации. Имели место случаи, когда пресекались религиозные встречи свидетелей Иеговы и случаи, когда свидетелей Иеговы приговаривали к тюремному заключению за отказ проходить военную службу.[62][63][64][65]
Законодательство Узбекистана запрещает миссионерство и прозелитизм, которые являются неотъемлемой частью религиозной деятельности свидетелей Иеговы[66]. Организация свидетелей Иеговы не имеет законной регистрации в стране, поэтому ввоз в страну религиозной литературы и её распространение незаконны[67][68]. Известны случаи, когда свидетели Иеговы предстают перед судом за «миссионерскую деятельнось и прозелитизм» и за «возбуждение религиозной вражды». Кроме того, им вменяется проповедование среди молодежи уклонения от военной повинности[69].
В Азербайджане свидетели Иеговы подвергаются административному преследованию. В марте 2010 года двое свидетелей Иеговы были задержано в Баку.[70] В апреле 2010 года Агстафинском районе были задержаны три женщины, распространявшие запрещённую литературу.[71] По утверждениям азербайджанских СМИ[72], Министерство обороны Азербайджана обвинило свидетелей Иеговы в том, что они, в числе ряда прочих нетрадиционных религиозных организаций и церквей, сотрудничают с Армянской апостольской церковью и спецслужбами Армении.[73] По мнению некоторых обозревателей[74], данное обвинение придумано, так как Министерство обороны Азербайджана встревожено тем, что молодые представители организации отказываются служить в армии. Аналогичная ситуация существует и в Армении. Отношения свидетелей Иеговы с Армянской апостольской церковью и властями Армении — весьма напряженное[75]. Свидетели Иеговы были официально зарегистрированы в Армении только в 2004 году после 15 предшествовавших этому отказов. В докладе организации Международная амнистия «Армения: свобода совести и вероисповедания в опасности — нарушения прав Свидетелей Иеговы» высказывается озабоченность в связи с дискриминацией свидетелей Иеговы в этой стране[76].
История свидетелей Иеговы начинается с кружка «Исследователей Библии», основанного в 1870 году Чарльзом Тейзом Расселлом в США. Вскоре в качестве юридического лица для обеспечения издательской деятельности Исследователей Библии в 1884 году было основано «Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов» (Пенсильвания).[13]
После смерти Расселла в 1916 году, вторым президентом ОСБ становится Джозеф Франклин Рутерфорд, при котором произошёл раскол внутри организации, вызванный изменением принципов управления и некоторых учений организации, а также авторитарной «чисткой» в руководстве Обществом Сторожевой Башни, после которой Рутерфорд де-факто стал единственным редактором всех изданий Общества и его главным идеологом. В результате, начиная с 1917 года, от Общества отделились несколько групп, в том числе чикагская группа «Исследователи Писания Зари». В 1931 году последователи Рутерфорда приняли своё современное название — Свидетели Иеговы, чтобы провести чёткую границу между Исследователями Библии, которые остались лояльными Обществу во главе с Рутерфордом и теми Исследователями Библии, которые отделились от Общества, но продолжали использовать название «Исследователи Библии»[13][77].
После смерти Рутерфорда в 1942 году, президентом Общества становится Натан Гомер Норр. В Нью-Йорке была образована «Библейская школа Галаад». В каждом собрании свидетелей Иеговы стала проводиться «Школа Теократического Служения», в которой все члены собрания обучаются основам проповедования учения общества. В 1950-1960-х годах свидетели Иеговы издают собственный перевод Священного Писания — «Перевод Нового Мира» на английском языке, а в 2001 году вышел русский перевод.[13]
В последующие годы президентами Общества становятся Фредерик Вильям Френц (с 1977 по 1992 год) и Милтон Джордж Хеншель (с 1992 по 2000 год).[13] С конца 80-х годов XX века, из-за изменения политической ситуации, стала возможной открытая деятельность Общества в странах Восточной Европы, бывшего СССР, Латинской Америки, Африки.
7 октября 2000 году Хеншель ушёл в отставку с поста президента Общества Сторожевой Башни, став первым главой сложившим полномочия за всю историю организации. Его сменяет на этом посту Дон Адамс (англ. Don Adams), являясь президентом Обществ по настоящее время.[13][78][79][80] Хотя руководящим органом ныне является совет директоров состоящий из семи человек и пост президента теперь должен переходить по кругу.[79][80] Касательно личности Дона Адамса, как руководителя отмечается, что он простой управляющий, не стремящийся подчинить себе руководящий совет, как это делали предыдущие президенты.[81]
С 1933 по 1945 годы свидетели Иеговы (известные в Германии как Бибельфоршер — Исследователи Библии) были запрещены в нацистской Германии. Свидетели Иеговы отказывались признавать Гитлера фюрером, произносить нацистское приветствие, служить в нацистской армии и участвовать в производстве вооружений, хотя главной причиной преследований был отказ от несения воинской повинности (вероучение свидетелей Иеговы содержит полный запрет на ношение оружия и участие в боевых действиях, вне зависимости от того, носит ли война агрессивный или оборонительный характер). Не менее 2000 германских свидетелей Иеговы были заключёнными концлагерей по категории «Бибельфоршер» (лиловый треугольник), неустановленное число свидетелей Иеговы были заключёнными других категорий (политические, асоциальные, евреи и др.).[82] Всего в нацистских концлагерях побывало около 11200 свидетелей Иеговы, из них 270 было расстреляно, ещё 1220 умерло от других причин.[83]
Среди узников концлагеря «Аушвиц-Биркенау» категории IBV было зарегистрировано, по крайней мере, 138 человек, главным образом, немецкой национальности[84], всего свидетелей Иеговы в концлагере «Аушвиц-Биркенау» было не менее 387[82].
Вместе с тем, критики организации указывают на попытки немецких свидетелей Иеговы найти взаимопонимание с нацистскими властями, чтобы предотвратить гонения на верующих. Так, на конгрессе, прошедшем 25 июня 1933 года в берлинском районе Вильмерсдорф, была принята резолюция, известная как «Декларация фактов» (нем. Wilmersdorfer Erklärung, англ. Declaration of facts)[85][86], которая была распространена тиражом в 2,1 миллиона экземпляров. В данной декларации свидетели Иеговы убеждали нацистское правительство в том, что они разделяют идеалы, провозглашённые нацистским правительством (семейные ценности, свобода вероисповедания, ответственность человека перед Богом), противостоят англо-американским империалистам, угнетающим германский народ, и не представляют угрозы для безопасности германского народа.
Для организации свидетелей Иеговы характерен иерархический принцип организации, называемый «теократическим правлением», отображающим их представления о том, что они являются организацией Бога на земле. Организация возглавляется Руководящим советом, Члены Руководящего совета избираются самим Руководящим советом, как правило, после смерти члена совета, его отставки или исключения из членов совета. Как правило, членство в Руководящем совете является пожизненным. Все члены Руководящего совета принадлежат к классу 144 000 «помазанников», исповедующих надежду на небесную жизнь (в отличие от большинства, которые имеет «земную надежду», то есть, надеются на вечную жизнь на обновленной земле).[13]
Руководящий центр организации находится в Бруклине (Нью-Йорк).[13]
Руководство собраниями в странах мира осуществляется через местные филиалы (всего их на данный момент 115). В каждом филиале назначается комитет, который состоит из трех—семи членов и наблюдает за деятельностью в странах, находящихся в ведении этого филиала. Страна или территория, подведомственная каждому филиалу, разделена на области, а они, в свою очередь, на районы, объединяющие около 20 собраний. Руководство в области или районе осуществляется областным или районным надзирателем. Непосредственно отдельным собранием (объединяющим от нескольких до 200 человек) руководит совет старейшин собрания.[13]
Ежегодно Руководящий совет посылает своих представителей в разные регионы мира для обсуждения широкого круга вопросов с местными филиалами. В некоторых филиалах есть типографии, часть из них оборудована высокоскоростными ротационными печатными машинами.[13]
Периодически областной надзиратель посещает районы своей области. Ежегодно в каждом районе проводится два конгресса и один — в каждой области.[87] Кроме того, каждое собрание обычно два раза в год посещает районный надзиратель, который помогает местным Свидетелям в организации и проведении проповеднической деятельности в территории данного собрания.
До 1976 года основная руководящая роль принадлежала президенту общества Сторожевой Башни. В результате организационных реформ 1976 года полномочия президента общества были значительно урезаны. До 1938 года старейшины собрания избирались самими собраниями. В 1938 году демократический принцип управления собраниями сменился «теократическим», старейшины собрания начали назначаться высшими руководящими органами общества.
Свидетели Иеговы верят, что их религия является восстановленным христианством в том виде, в котором оно существовало в первом веке. Вероучение Свидетелей Иеговы формулируется Руководящим Советом, который берет на себя ответственность за толкование и применение Писания. Публикации Общества Сторожевой Башни публикаций учат, что доктринальные изменения и уточнения являются результатом процесса последовательного откровения, в котором Бог постепенно открывает Свою волю и цели, и что это результаты просвещения через разум и исследование под водительством святого Духа, и под руководством Иисуса Христа и ангелов.
Общество также учит, что «ответственные представители» из «класса верного и благоразумного раба» в штаб-квартире организации получают помощь от духа Святого, чтобы разглядеть «глубокие истины», которые затем рассматриваются Административным советом прежде принятия доктринальных решений. Руководство организации, отрицая претензии на божественное вдохновение и непогрешимость, в то же время говорят о получении «божественного руководства» через это учение, которое характеризуют как «основанном на слове Божьем … таким образом не от людей, но от Господа.»
Так же, как и представители большинства христианских церквей, свидетели Иеговы считаютБиблии. Они широко её используют для того, чтобы обосновать положения своего вероучения.
, что их вероучения основываются наСреди особенностей религиозных воззрений Свидетелей Иеговы можно отметить следующее:
Для свидетелей Иеговы характерно отрицание учения о Троице.[13] Богом считается только одна личность во Вселенной — Иегова. Идея о возможности существования Бога в нескольких лицах считается заимствованной из язычества. Отсутствует разграничение понятий «Бог» (как сущность) и «личность Божества» или «ипостась» (как конкретный образ, «резервуар» или вместилище той же сущности), характерные для христианства. Иегова рассматривается как единственная личность, воплощающая только в себе все сверхъестественные свойства Бога. Критика ортодоксального учения о Троице основана на критике доказательств, ссылающихся на тексты Библии и на проведении аналогий с языческими религиями.
Иисус Христос — духовный сын Бога, вторая личность во Вселенной, искупитель человечества, Царь Божьего Царства, глава христианского собрания, посредник между Богом и людьми (первосвященник), но он не является Всевышним Богом. Считается исполнителем воли Иеговы.[13][88] В отличие от традиционного христианства и арианства в учении свидетелей Иеговы отсутствуют подробные представления о сущности природы Иисуса до воплощения и после него. Иисус считается первым творением, одним из духовных сынов Иеговы. Хотя к Иисусу применяются такие характеристики как «божественный» и даже «бог», но при этом же заявляется о том, что Он не является «Всемогущим Богом», как Иегова. Качества природы Иисуса, приобретенные согласно традиционному христианскому вероучению в результате воплощения (ограниченные возможности человеческой природы) считаются имманентными свойствами природы Иисуса. Считается, что после воскресения Иисус приобрел новое, особое духовное тело, совершенно отличное от прежнего человеческого.
Святой Дух в представлении свидетелей Иеговы — это действующая сила Иеговы, а не личность и не часть Троицы.[13]
Характерная особенность свидетелей Иеговы — употребление имени Иегова как личного имени единого Бога[13] В отличие от других христиан имя Иегова не распространяется на Иисуса Христа и Святого Духа. Другие наименования Бога считаются титулами.
Свидетели Иеговы считают, что они восстановили практику употреблении имени Иегова, которая существовала в христианстве первого века. В Переводе нового мира имя «Иегова» употребляется не только во Ветхом Завете, но и в Новом. По их убеждениям, Иисус открыл это имя первым христианам, которые будучи иудеями, придерживались до этого практики употребления имени «Адонай», которое использовалось при огласовки тетраграмматона.
Изредка в литературе используют сокращенную форму имени «Иегова» — Иаг.
Наименование «святой дух» не считается именем и на письме употребляется со строчной буквы.
Свидетели Иеговы считают, что Архангел Михаил — имя Иисуса Христа, действующего в небесной сфере, до рождения на Земле.[13][89]
Также именем Иисуса считается имя Аваддон, он же Аполлион (ангел бездны).
Свидетели Иеговы отрицают учение о бессмертии души.[13][88] Душой считается сам человек, как и любое другое живое существо[13] или же его жизнь. По их мнению, человек после смерти может быть воскрешен и получить дар вечной жизни.
Природа человека после грехопадения Адама характеризуется как несовершенная. Совершенство люди могут приобрести только во время тысячелетнего периода после Армагеддона, называемого Днем суда.
Отдельный класс людей («помазанники» числом в 144000) после смерти сразу воскрешаются на небе в особых духовных телах.
Духом человека считается нематериальная безличная сила, благодаря которой человек живёт и с исчезновением которой он умирает.[13] Существование духов умерших отрицается, но считается возможным, что демоны могут выдавать себя за умерших.[13]
Поскольку учение о бессмертии души отсутствует, то соответственно в учении об аде и геенне огненной отсутствует представление о вечных мучениях. Ад понимается как обычная могила, а геенна — огненное озеро в книге Откровение, под которым понимают провозглашение вести Божьими слугами о том, что Иегова истребит всех грешников.
Эсхатология свидетелей Иеговы занимает центральное место в системе их религиозных верований. Свидетели Иеговы верят, что последние дни, предсказанные во 2-м послании к Тимофею, в 24-й главе Евангелия от Матфея и в Апокалипсисе, начались в 1914 году, и что Иисус Христос присутствует невидимым образом и начал править на небесах.
Современные взгляды свидетелей Иеговы на события последних дней сформировались во время президентства Рутерфорда, главным образом в 30-х годах XX века. До этого эсхатология свидетелей Иеговы была основана на идеях, изложенных в произведениях Рассела. Под руководством Рутерфорда в учение свидетелей Иеговы были внесены многие важные изменения, в том числе и изменения в области эсхатологии. Изменения затронули не только даты исполнения пророчеств, но и их понимание. До этого датой невидимого присутствия Иисуса считался 1874 год, после внесенных изменений такой датой приняли считать 1914 год. Это повлекло за собой изменения и в других датах (см. таблицу).
История эсхатологии Свидетелей Иеговы | ||||||||
Начало «последних дней» | Невидимое присутствие Христа | Христос как Царь на небе | Воскресение 144 000 | Суд над религиями | Начало седьмого тысячелетия существования человека | «Армагеддон» и конец «системы вещей» | Воскресение патриархов | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1879-1920 | 1799 | 1874 | 1878 | 1997 | не ранее 1914 | |||
1920-1925 | близко | 1925 | ||||||
1925-1927 | 1914 | 1878 | 1878 | во время жизни поколения 1914 года | до Армагеддона | |||
1927-1930 | 1918 | |||||||
1930-1933 | 1919 | |||||||
1933-1950 | 1914 | |||||||
1950-1966 | после Армагеддона | |||||||
1966-1975 | 1975 | |||||||
1975-1995 | ||||||||
1995-2009 | близко |
Свидетели Иеговы считают, что присутствие Иисуса Христа уже началось, однако в невидимой форме (греч. παρουσία «парусия» (наличие, присутствие, буквально: «присутствие рядом»).[13] Согласно нынешнему пониманию свидетелями Иеговы библейской хронологии, время невидимого присутствия Христа после Его возвращения началось осенью 1914 года. Этот период закончится пришествием (греч. ἐρχόμενον «эрхо́менон») Христа.[13]
Период, продолжающийся со времени начала невидимого присутствия Христа по настоящее время, свидетели Иеговы называют «последними днями»[13]
С точки зрения свидетелей Иеговы в это время существует особый класс людей: «помазанники» или «малое стадо», число которых ограничено 144 тысячами, которые после смерти отправляются на небо (воскресая в духовных телах), и «другие овцы», включая «великое множество», не ограниченное числом, которые после Армагеддона будут жить на Земле[13][88] Большая часть из этих 144000 была собрана до 30-х годов XX века, а с этого времени Иегова собирает «великое множество», которые имеют «земную надежду», надежду на вечную жизнь в раю на Земле.
Свидетели Иеговы верят в устранение существующей сейчас «системы вещей» и восстановление рая на Земле, который будет существовать вечно.[13]
Под Армагеддонской битвой понимается мировая ситуация, когда все народы собираются, чтобы выступить против Иеговы, но они все будут уничтожены Иеговой в этой битве.
Живущие на земле свидетели Иеговы не будут принимать участия в уничтожении злых людей в Армагеддоне, но будут наблюдателями того, как это сделает Бог; однако воскресшие к небесной жизни свидетели Иеговы — из числа «помазанников» или 144 000 — примут под руководством Иисуса Христа непосредственное участие в истреблении злых уже как «духовные личности».[13]
В течение 1000 лет после Армагеддона будет происходить воскресение людей.[13]
После Армагеддона под правлением Иисуса Христа как царя над Землёй, она будет превращена в Рай и через 1000 лет сам Иисус покорится Иегове и земля будет передана Иегове вместе с совершенным человечеством, состоящим из нынешних Свидетелей Иеговы (выдержавших все испытания), воскрешённых праведников и неправедных, изменившихся за 1000 лет, после чего их ждет последнее испытание сатаной и окончательное уничтожение сатаны и последовавших за ним.[13]
Свидетели Иеговы отказываются и от любых видов приёма цельной крови[13] и любого из четырёх её основных компонентов — эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и/или плазмы (данное установление не относится к искусственным кровезаменителям ). О приёме мелких фракций крови (таких, как альбумин, иммуноглобулин, гемоглобин и т. п.) каждый свидетель Иеговы слагает собственное мнение и поступает так, как ему диктует совесть.
Данный запрет рассматривается свидетелями Иеговы как исполнение заповеди «воздерживаться от крови» религиовед В. Н. Якунин, отмечает, что запрет на переливание существует при любых обстоятельствах и адепт должен умереть, но отказаться от переливания крови.[90] Особенность позиции свидетелей Иеговы в том, что с одной стороны, указывая на возможные опасности для здоровья и жизни пациента, связанные с переливанием крови, с другой же стороны они не допускают исключений для этого запрета в этом вопросе, даже если речь идёт о спасении жизни человека (в отличие от некоторых других запретов, например, допускается обман для спасения жизни человека и прием наркотиков в медицинских целях).
. В тоже самое времяКаждому члену организации настоятельно рекомендуется постоянно иметь при себе письменный отказ от переливания крови, оформленный на специальном бланке. Однако, мнение Руководящего Совета свидетелей Иеговы по вопросам, связанным с кровью и её использованием в разное время было неоднозначным — от полного запрета до постепенного или постоянного разрешения.[91]
Медицинские работники по всему миру сталкиваются с отказами свидетелей Иеговы от переливания крови и её компонентов. В некоторых случаях отказ пациентов от данной процедуры приводит к их смерти. Вместе с тем, существует множество новейших научных исследований по «бескровной хирургии», выступающих за ограничение или полный отказ от использования донорской крови.[92] Свидетели Иеговы не отказываются от этих альтернативных методов лечения. В некоторых случаях врачи также идут на сложные медицинские процедуры, чтобы обойти запрет на переливание донорской крови. Нередки также и случаи, когда врачи обращаются в суд с целью запретить родителям, являющимся свидетелями Иеговы, не допускать переливания крови ребёнку. В таких случаях гемотрансфузия производится по решению суда вопреки воле родителей.[93] Между тем суды запрещают врачам проведение переливания крови совершеннолетним свидетелям Иеговы против их воли.[94]
Свидетели Иеговы верят в то, что поклоняться можно только Иегове. Почитание святых, икон, молиться кому-либо, кроме Иеговы, а также участие в патриотических церемониях и празднованиях, на которых воздается особая честь человеку (например, дни рождения), рассматриваются как явное или скрытое идолопоклонство
Служением считается всё, что делается для Бога.
В узком смысле служением называют участие в проповеднической деятельности.Свидетели Иеговы обращаютсяИегове во имя Иисуса Христа (Иоан.14:6).
в молитве только кДо 15 октября 1931 года изображение креста и короны имело место на обложке «Сторожевой башни».[13][95] С 31 января 1936 года cвидетели Иеговы стали выступать против использования креста в качестве символа христианства, чему способствовала новая книга тогдашнего президента Общества Джозефа Рутерфорда «Богатства» (англ. Riches), где среди прочего Рутерфорд писал (С.27):
Иисус был распят не на деревянном кресте, который представлен во многих изображениях и картинках и изображения которого люди делают и выставляют напоказ; Иисус был распят на древе[96]
Как и некоторые светские историки и филологи[97], они считают, что Иисус был распят не на кресте, а на столбе (лат. crux simplex)[95], который также называют языческим и фаллическим символом.[98] «Перевод нового мира» переводит греческое слово σταυρός (ставрос) как «столб мучений». Почитание креста, также как и иконопочитание, они считают идолопоклонством. Но в отличие от протестантов, они отвергают не только почитание креста, но и любое его использование в качестве символа. Религиовед,доктор философских наук, доцент ЮФУ С. Н. Астапов в религиоведческой экспертизе отмечал, что в литературе свидетелей Иеговы присутствует негативное отношение к некоторым элементам традиционного христианства — иконам, крестам, статуям.[99] Так например в книге «Познание, ведущее к вечной жизни» говорится: «истинные христиане не поклоняются иконам, крестам и статуям» (С. 124).[99] А в книге «Чему на самом деле учит Библия?» Астапов отметил, что "Кроме того негативный образ католицизма, как направления традиционного христианства, формирует соотнесение текста и иллюстраций, размещённых на одной странице:коллаж фотографии молящейся перед скульптурой Девы Марии женщины и фотографического изображения креста и высказывание «встать на путь истинной религии означает уничтожить все имеющиеся у тебя предметы, которые связаны с ложной религией. Нам нужно относиться к ним так же, как Иегова, а он считает их „мерзостью“ (Второзаконие 27:15)». (С.91)"[99].
Свидетели Иеговы считают, что в своей проповеднической деятельности и организационном устройстве они следуют примеру христиан I века, изложенному в Новом Завете, с учётом современных мировых обстоятельств.
Служение по домам — наиболее известный методСторожевая башня возвещает Царство Иеговы», «Пробудитесь!» и другими публикациями. Основная цель проповедования — начать с желающими изучение Библии с помощью одной из публикаций Общества Сторожевой Башни.
, которым пользуются свидетели Иеговы. Их проповедническая деятельность хорошо организована, и они планомерно обходят все жилые дома и квартиры в районе, где проживают. Также некоторые из них по собственному желанию выезжают в отдалённую территорию для проповедования. В своём служении они пользуются Библией, а также журналами «Встречи собрания. Свидетели Иеговы регулярно встречаются в Залах Царства (при отсутствии залов используются арендованные помещения либо частное жилье). На одной из таких встреч произносится 30-минутная публичная речь, после чего следует изучение статьи из журнала «Сторожевая Башня». Другая встреча состоит из трёх пунктов: изучения Библии в собрании (на основании одной из публикаций свидетелей Иеговы), Школы теократического служения, на которой свидетели Иеговы учатся ораторскому искусству, и служебной встречи посвящённой обсуждению проповеднической деятельности в их местности. Проповедническая деятельность проводится более чем в 230 странах и территориях (территории соотнесены по географическому признаку для более удобного обслуживания филиалами, к примеру, Гавайи и Тайвань отмечены как отдельные территории). Отчёты об этой деятельности отправляются во всемирное главное управление. На их основе составляется годовой отчёт и издаётся «Ежегодник».
Исключёнными из собрания по решению правового комитета свидетелей Иеговы объявляются крещёные члены собрания, распространяющие учения, которые свидетели Иеговы считают ложными и противоречащими принятому «верным и благоразумным рабом» пониманию Священного Писания (Библии) (отступники). Также могут быть исключены совершающие тяжкие грехи (в основном блуд, пьянство и т. п. поступки), но не проявляющие, по мнению членов правового комитета, должного раскаяния.
С исключёнными из организации, а также покинувшими её по собственной воле, сделав заявление об отречении от общения, прекращают общаться все её члены, включая близких родственников, не живущих под одной крышей с исключёнными. Всякое общение с теми, кто был «лишён общения» (исключён из собрания) правовым комитетом, является для свидетелей Иеговы серьёзным грехом (то есть проступком, за который они сами могут подвергнуться процедуре исключения из собрания). В частности, запрещается здороваться при случайных встречах, читать письма, книги или другие материалы, автором которых являются исключённые. В качестве обоснования таких действий приводятся изречения из Библии, в частности.
Исключение может быть сделано только в отношении неизбежных бытовых контактов с родственниками, живущими под одной крышей, решения бытовых дел с другими родственниками, заботы о пожилых родственниках, а также для сотрудников по работе. При этом полностью исключается т. наз. «духовное общение», то есть разговоры на религиозные и библейские темы.
По мнению некоторых критиков, учитывая фактический запрет для свидетелей Иеговы на установление тесных доверительных отношений с людьми, не состоящими в организации свидетелей Иеговы, исключение из собрания, неизбежно связанное с потерей всего круга социальных связей, является тяжёлым психологическим ударом, часто — сдерживающим фактором для лиц, фактически разочаровавшихся в вероучениях свидетелей Иеговы.[100] Согласно исследованиям британского социолога Эндрю Холдена, некоторые свидетели Иеговы, которые разочаровались в Организации и её учении, остаются в ней из страха разрыва отношений с друзьями и членами семьи[101].
(Из протокола допроса бывшего вице-президента и ведущего юриста Общества Сторожевой башни Хейдена Ковингтона[102][103]: — Распространяемое пророчество оказалось ложным?
— Да, я согласен.
— Свидетели Иеговы обязаны были его принять?
— Это верно.
— Если какой-либо член Организации имел бы своё собственное мнение, что данное пророчество ложно, и высказывал бы его, был бы он исключён из Организации и объявлен отступником?
— Да… Наша цель — иметь единство (взглядов).
— Единство любой ценой?
— Единство любой ценой…
— Единство, базирующееся на принудительном принятии ложного пророчества?
— Признаю, что это верно.
— И человек, который высказал своё мнение… что пророчество было ложным, и был исключён из собрания, если он крещён, будет нарушителем Завета?
— Это верно.
— И, как вы высказались вчера, будет достоин смерти?
— Я не колеблясь скажу, что — да.
— Вы называете это религией?
— Разумеется.
— Вы называете это христианством?
— Разумеется, да.Оригинальный текст (англ.)
— Prosecutor: … A false prophecy was promulgated? — Answer: I agree [to] that.
— Prosecutor: It had to be accepted by Jehovah’s Witnesses?
— Answer: That is correct.
— Prosecutor: If [a] member of Jehovah’s Witnesses took the view himself that that prophecy was wrong and said so he would be disfellowshipped?
— Answer: Yes … Our purpose is to have unity.
— Prosecutor: Unity at all costs?
— Answer: Unity at all costs …
— Prosecutor: And unity based upon an enforced acceptance of false prophecy?
— Answer: That is conceded to be true.
— Prosecutor: And the person who expressed his view … that it was wrong, and was disfellowshipped, would be in breac h of the covenant if he was baptized.
— Answer: That is correct.
— Prosecutor: And as you said yesterday expressly, would be worthy of death …
— Answer: I will answer that yes, unhesitatingly.
— Prosecutor: Do you call that religion?
— Answer: It certainly is.
—Prosecutor: Do you call it Christianity?
— Answer: I certainly do.
−
Свидетели Иеговы осуществляют активную издательскую деятельность. Вся вероучительная литература организации пишется централизованно на английском языке, а издания на остальных языках являются переводом с английского издания. Кроме этого, в некоторых случаях издаются отдельные публикации, предназначенные только для использования в определённых странах, только лишь на языках этих стран. В настоящее время, как правило, основные издания организации выходят одновременно на английском языке и на наиболее распространённых языках мира, в том числе и на русском. Кроме книг, журналов, брошюр и трактатов, Свидетели Иеговы выпускают документальные фильмы на DVD, пособия на языках жестов (видеокассеты и DVD), книги шрифтом Брайля, а также аудиозаписи на CD-ROM (музыкальное сопровождение для встреч, аудиоверсии журналов и записи библейских драм). Литература Свидетелей Иеговы издаётся на 537 языках, шрифтом Брайля на 11 языках, а также на 46 языках жестов. Видеофильмы Свидетелей доступны на 80 языках.
Особое внимание cвидетели Иеговы уделяют изданию Священного Писания, как правило, в «Переводе нового мира», первое издание которого на русском языке вышло в 2007 году). Помимо издания полной Библии в «Переводе нового мира» Свидетели Иеговы издают и другие переводы как всей Библии, так и Нового или Ветхого Заветов отдельно.
По своему характеру литература общества делится на периодическую и непериодическую. Основными периодическими журналами организации являются журналы «„Сторожевая башня“» и «Пробудитесь!», выходящие два раза в месяц.
Вероучительные издания cвидетелей Иеговы посвящены освещению как учения cвидетелей Иеговы в общем, так и каких-то частных моментов учения этой организации или же толкованию какой-либо части Священного Писания в свете учения организации. Как правило, данные издания предназначены для изучения с людьми, пожелавшими узнать об учении cвидетелей Иеговы, или же на книгоизучении, одной из встреч собрания cвидетелей Иеговы (заменена в 2009 году на изучение Библии в собрании). С этой целью в каждой главе такой книги все абзацы пронумерованы и к каждому абзацу даны вопросы, на которые предлагается ответить лицу, проходящему изучение данной публикации или же участникам изучения Библии в собрании.
Организационные издания cвидетелей Иеговы предназначены для освещения внутренней жизни собраний cвидетелей Иеговы. Они представляют собой нормативные документы, которые являются руководством для практической жизни всех собраний cвидетелей Иеговы. Как правило, организационные издания распространяются только в среде членов собрания cвидетелей Иеговы (некрещёных и крещёных возвещателей).
Закрытые издания cвидетелей Иеговы предназначены для специализированного пользования строго ограниченным кругом лиц из числа действительных членов собрания cвидетелей Иеговы.
По тем же причинам не принято праздновать чей-либо день рождения. Свидетели Иеговы в собственной публикации «Сохраняйте себя в Божьей любви» также обращают внимание на то, что «в религии под названием сатанизм самый важный праздник — это чей-либо день рождения». Из всех религиозных праздников свидетели Иеговы один раз в год отмечают только Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа 14 нисана, во время которой вкушать опресноки (маца) и сухое красное вино могут только те, кто считает себя причастным к 144 тысячам повторно крещёных небесным крещением и прошедших миропомазанние. Однако они могут собираться на совместные дружеские встречи, а также отмечать годовщину свадьбы.[104]
Считается неприемлемым продавать и покупать рождественские, новогодние или другие подобные им сувениры.
В своей литературе (см., например, брошюру «Свидетели Иеговы и образование») свидетели Иеговы нередко пишут о том, что ценят образование . В то же время религиовед В. Н. Якунин отмечает, что свидетелям Иеговы не рекомендуется получать высшее образование, потому что это мешает служить Иегове.[90]
Свидетели стараются дать своим детям среднее образование, а в странах, где его получение обязательно, заканчивают положенное число классов. Литература Свидетелей рекомендует старательно учиться в школе, делая всё, «как для Господа»
.Свидетели Иеговы считают необходимым получение специального профессионального обучения. Они считают, что получать профессиональное образование необходимо только для того, чтобы удовлетворять необходимые материальные потребности себя и своей семьи, а не для продвижения в этом мире. Высшее образование рассматривается ими как не только нечто ненужное, но и представляющее опасность, так как оно подвергает студентов риску «заразиться опасными взглядами и идеями». В литературе Свидетелей Иеговы также часто пишется об аморальном образе жизни многих студентов. В любом случае молодёжи советуется принимать решение о получении высшего образования, посоветовавшись с родителями и старшими членами организации. Получение высшего образования всё же остаётся делом личной совести каждого, но при этом советуется быть осторожным, чтобы не ослабнуть духовно .
Духовное образование ценится свидетелями Иеговы выше светского. Под этим образованием свидетели Иеговы понимают изучение Библии и публикаций Общества Сторожевой башни. У большинства свидетелей Иеговы отсутствует высшее богословское образование. Служители организации получают необходимую профессиональную подготовку в ряде школ, организованных для членов организации, однако прохождение такого обучения не является необходимым условием для получения ответственных назначений в организации .
Свидетелям Иеговы прямо не запрещено заниматься бизнесом и делать карьеру (если это не влечёт за собой нарушение других запретов). Однако большинство свидетелей Иеговы придерживаются принципа «уравновешенного отношения к работе» довольствуясь малопрестижными, но востребованными должностями, приносящими стабильный доход , позволяющий материально обеспечивать семью (жильё, одежда, пропитание) и большее время уделять проповеднической деятельности. Женщины часто являются домохозяйками, поскольку первостепенное внимание уделяется воспитанию детей в духе ценностей и вероучения свидетелей Иеговы Кроме того, уверенность свидетелей Иеговы в близости Армагеддона и Нового Божьего мира лишает смысла рассчитанную на длительную перспективу деятельность, связанную с профессиональным и карьерным ростом, и отнимающую много времени, необходимого для проповеднической деятельности.
Руководящим советом свидетелей Иеговы на всех членов религиозной организации налагается целый ряд запретов и ограничений. Они в основном обусловлены следующими соображениями: во-первых, от принявшего крещение свидетеля Иеговы требуется не только полностью принять учение «Божьей видимой организации», но и привести весь свой образ жизни в соответствии с декларируемыми ею морально-этическими принципами ; во-вторых, важная роль отводится поддержанию позитивного имиджа организации; в-третьих, свидетель Иеговы должен быть ограждён от внешних влияний, способных посеять зерно сомнения и поколебать его уверенность в истинности вероучения Общества Сторожевой Башни, соответственно, ограничены любая деятельность и контакты, которые потенциально способны породить сомнение в правильности учения.
Большинство запретов реализуются в форме самоконтроля и самоограничений, обучению которым придаётся большое значение. Свидетеля Иеговы, вынужденного в силу желаний или обстоятельств преступить тот или иной запрет, часто мучают угрызения совести.
"Того, кто называет себя христианином, но подвержен приступам гнева и не раскаивается в этом, могут даже исключить из собрания.
Наиболее часто Свидетели обвиняются в пренебрежении жизнью из-за отказа от переливания крови, в разрушении семей[108], в уклонении от военной службы.[109]
Кроме того, из-за особенностей их учения, крещённые Свидетели, совершившие тяжёлый грех, распространяющие разделения или критикующие деятельность либо учения организации, подвергаются исключению (лишению общения). Некоторые из них занимают активную позицию против организации, выступая со статьями в СМИ, пикетируя их конгрессы, собрания и т. д.
В 1980 году один из членов Руководящего Совета Реймонд Френц вышел из его состава и впоследствии был исключён из организации Свидетелей Иеговы. После этого он занял активную критическую позицию против политики Руководящего совета Свидетелей Иеговы и написал две книги, в которых подверг критическому анализу ряд учений и норм, а также организационную структуру руководства Свидетелей Иеговы.
Ряд исследователей указывают на то, что пребывание в организации свидетелей Иеговы существенно увеличивает риск развития психических заболеваний и расстройств, в том числе тяжелых. Согласно исследованиям американского ученого, доктора Джерри Бергмана, частота психических заболеваний среди свидетелей Иеговы во много раз превышает средние показатели, поскольку «учение Сторожевой Башни и его субкультура существенно негативно влияет на психическое здоровье вовлеченных»[110]. Согласно данному исследованию, хотя люди, испытывающие психологические проблемы, более восприимчивы к пропаганде свидетелей Иеговы, вступление в организацию не только не решает эти проблемы, но способствует их усугублению, развитию неврозов и психозов. По утверждению Бергмана, этому способствует ряд обстоятельств. Так, большинство активных свидетелей Иеговы, в силу необходимости тратить большое количество времени на проповедническую деятельность и посещение собраний, вынуждены постоянно работать на непрестижных и низкооплачиваемых должностях, которые часто не отвечают их реальным способностям и амбициям. Организация учит, что жизнь добросовестных и благоверных свидетелей Иеговы должна быть счастливой, поэтому Свидетель, столкнувшись с житейскими проблемами и неурядицами, склонен во всем винить себя, что способствует формированию комплекса вины. У многих свидетелей Иеговы время от времени возникают сомнения в тех или иных положениях учения Сторожевой Башни, которые они не могут высказать в силу страха быть отлученными от организации, что повлечет за собой прекращение всех контактов с родственниками и друзьями, принадлежащими к Организации. В конце 1940-х годов шведский психиатр Риландер исследовал группу свидетелей Иеговы, отбывающих тюремное наказание за уклонение от воинской службы. Из них у 21 % были выявлены те или иные психические патологии, в то время как в общей популяции частота встречаемости этих патологий составляла 4 %.[111] Проведенное в этот же период исследование в США показало, что частота встречаемости психозов среди свидетелей Иеговы в 17 раз превышает средний уровень.[112] Согласно исследованию австралийского психиатра Спенсера, доля свидетелей Иеговы с диагнозом «параноидальная шизофрения» — вчетверо выше, чем у остального населения[113]. При этом, по мнению Лауры Лаге[114], поскольку свидетели Иеговы склонны избегать психиатрической помощи, особенно госпитализации, реальное расхождение может быть ещё большим. В диссертации английского ученого Роберта Поттера показана большая положительная корреляция между принадлежностью к организации свидетелей Иеговы и заболеваемостью клинической шизофренией.[115]
«Перевод нового мира» получил множество критических замечаний как от представителей большинства традиционных христианских церквей и библейских обществ, так и от специалистов в области древнегреческого языка и иврита[каких?].
Перевод не признан богословами большинства других конфессий из-за обвинений в искажениях, неточности перевода, а также подменах смысла и содержания. По мнению критиков, «Перевод нового мира» является результатом стремления изложить текст Библии таким образом, чтобы он не противоречил учению свидетелей Иеговы. Однако некоторые учёные и библеисты, наоборот, положительно оценивают данный перевод.
По мнению критиков перевода, несмотря на поставленные цели относительно точности и последовательности, предлагаемые прочтения не только необъективны, но и представляют собой изменения и дополнения к библейскому тексту, выделенные в английском издании квадратными скобками, и текст имеет существенные отличия[какие?] в содержании от смысла исходного текста Библии.
«Перевод нового мира» подвергается критике главным образом за:
Христианские богословы и историки христианства считают практику употребления имени «Иегова» в тексте Нового Завета совершенно необоснованной. Они указывают на то, что имя «Иегова» («Яхве») отсутствует во всех известных (более чем 5 000) древних рукописях Нового Завета на языке оригинала[116][119]. Кроме этого, нет никаких упоминаний этого имени во всех документах по истории христианства, как христианского, так языческого или иудейского происхождения. Только в некоторых случаях в рукописях встречается тетраграмматон, но без транскрипции на другой язык.
Филолог и автор известных книг по библеистике Руслан Хазарзар (Смородинов) отмечает непоследовательность этого перевода, наличие вольной передачи текста в угоду конфессиональным предпочтениям[116]: «Во всяком случае нельзя не отметить безосновательную вставку слова „остальное“ в стихе Кол.1:16: „Посредством его сотворено всё остальное“. Вставка этого слова, которого нет ни в одной греческой рукописи, является откровенной фальсификацией, отвечающей учению Общества Сторожевой башни». Как пишет Хазарзар, "…"восстановление" Божиего имени в Новом завете в Переводе нового мира даёт основание считать данное издание не переводом, а толкованием". При этом существует около ста других переводов Нового Завета на разных языках, в которых используется Божье имя.
Специалист по древнееврейскому и древнегреческому языкам Александр Томсон в своей рецензии на английское издание «Христианских Греческих Писаний — Перевода нового мира» отмечает: «Очевидно, что перевод выполнен умелыми и талантливыми филологами, которые стремились настолько близко передать смысл греческого текста, насколько это позволяют возможности английского языка. В переводе видны старания переводить каждое значимое греческое слово одним и тем же английским словом и быть предельно буквальными. […] Слово, которое обычно переводят как „оправдать“, очень правильно переведено как „объявить праведным“. […] Слово, переводимое как „Крест“, переведено как „столб мучений“, и это ещё одно улучшение. […] Правильно переданы слова из Луки 23:43: „Истинно говорю тебе сегодня: ты будешь со мной в Раю“. Они переданы намного лучше, чем в большинстве переводов»[120].
Руководящий совет свидетелей Иеговы подвергался критике за попытки, основываясь на собственных исследованиях библейской хронологии, установить даты завершения этой системы вещей, воскресения верных служителей Бога либо иных событий.
Другим довольно распространённым объектом критики является так называемый «новый свет», то есть изменяющиеся с течением времени учения. Каждый раз, когда появляется «новый свет», старое понимание объявляется неверным. Так, к примеру, в 1995 году была поправка в отношении «рода сего» (или «этого поколения», НМ). До этого периода считалось, что Армагеддон придет при жизни поколения людей (в том числе «помазанных христиан»), родившихся в 1914 году; после этого, в пояснительной статье в журнале Сторожевая башня от 1 ноября 1995 года указывалось, что «род сей» — это тип людей со злыми наклонностями, появившийся после изгнания Сатаны с неба на Землю, произошедшего, согласно их учению, в 1914 году. С того времени и вплоть до 2008 года считалось, что под «этим поколением» (Матфея 24:34) понимается данная историческая эпоха, по продолжительности необязательно равная времени жизни одного человеческого поколения. Данное изменение в вероучении было воспринято как попытку подогнать факты, что помазанники были в очень преклонном возрасте и отсутствие Армагеддона, «оттянув» таким образом время. В «Сторожевой башне» от 1 февраля 2008 года данное учение пересмотрено в очередной раз: Руководящий совет Свидетелей Иеговы установил, что «поколение», о котором говорил Иисус Христос в Матфея 24:34, на самом деле представляет только Его учеников, а именно — Его «помазанных братьев». Как отмечено рядом действующих и бывших Свидетелей Иеговы на Западе и в России, эта «корректировка» по сути является возвращением к истолкованию данного библейского стиха более чем 80-летней давности.
В 2007 году изменилось отношение к вопросу о времени завершения сбора 144 000 помазанных Свидетелей Иеговы, которые, по их учению, призваны править вместе со Христом на небе. Если до этого времени считалось, что «к 1935 году сбор 144 000 помазанных христиан практически уже был завершён», то в настоящее время считается, что он, по всей видимости, ещё не завершён, и невозможно «указать определённой даты окончания призвания к небесной надежде». По мнению многих, это учение откладывает время Армагеддона на неопределённое время.
Сами Свидетели объясняют подобные изменения тем, что Руководящий Совет — это единственный канал от Бога и Он постепенно открывает понимание библейской истины через этот канал. (Матфея 24:45, Притчи 4:18). Текст Библии остается неизменным с момента её написания (не считая изменений связанных с изменениями языков, которые происходили во время и после окончания написания Библии). Граница между грехом и праведностью в Библии никогда не передвигалась, что подчеркивает её абсолют. Мнение, что Свидетели Иеговы считают своё учение абсолютно точным (ни один член организации не может иметь мнения, отличного от официального)
, не согласуется с мнением самих Свидетелей, поскольку они уверены, что, как упомянуто выше, понимание отдельных деталей Библии постоянно уточняется.Другие изменения, которые не подвергались такой критике, перечислены ниже:
Христианские богословы и церковные историки считают ошибочными убеждения свидетелей Иеговы о том, что Иисус был распят на обычном столбе, а не на кресте (то есть на столбе с поперечной перекладиной, расположенной ниже вершины столба):
На протяжении многих лет Исследователи Библии рассматривали крест как символ христианства. У них даже был значок «крест и корона». В Синодальном переводе говорится, что Иисус просил последователей взять свой «крест», и многие люди уверовали, что Иисуса казнили на кресте (Матфея 16:24; 27:32). Десятилетиями этот символ появлялся и на обложке журнала «Сторожевая башня». В книге «Богатства» (англ.), опубликованной Обществом в 1936 году, разъяснялось, что Иисуса казнили не на кресте, а на вертикально стоящем колу, или столбе.
—— Сияние света — сильное и слабое (Часть первая). Цит. по: «Сторожевая башня», 15 мая 1995. — С. 20-21.
В «Переводе нового мира» греческое слово σταυρός (ставрос), которое в Библии традиционно переводится словом «крест», переведено как «столб мучений». При этом создатели «Перевода нового мира» ссылаются на мнение тех исследователей, которые придерживаются точки зрения о языческом происхождении креста в христианстве, хотя, как отмечают их оппоненты, во времена Римской империи слово σταυρός употреблялось не только в своём первичном значении, но и для обозначения орудия казни, которое имело различную форму — от простого столба до Т-образного или четырёхконечного или даже шестиконечного креста. В подтверждение своих слов оппоненты свидетелей Иеговы, как правило, ссылаются на документы христианства IV—V веков и данные археологии, которые, по мнению критиков, противоречат утверждениям свидетелей Иеговы и светских историков о распятии Иисуса на столбе.[121]
Известный украинский диссидент В. Мороз (укр.) охарактеризовал Свидетелей Иеговы как «наших злейших врагов, наиболее надежных агентов русификации, ибо, став свидетелем Иеговы, украинец становится полностью равнодушным к национальному делу»[122].
8 октября 2001 года в британской газете «Гардиан» появилась статья с обвинением руководства Свидетелей Иеговы в лицемерии[123]. Такое обвинение было выдвинуто автором статьи, Стивеном Бейтсом, в связи с тем, что Общество Сторожевой Башни (ОСБ) учило Свидетелей Иеговы посредством своих публикаций воздерживаться от какого бы то ни было участия в политической жизни (сохранять «христианский нейтралитет»), руководствуясь при этом политикой «двойных стандартов».
Как оказалось, начиная с 1992 года, нью-йоркская дочерняя компания Общества Сторожевой Башни — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. — получила статус неправительственной организации (НПО), ассоциированной при Департаменте общественной информации (ДОИ) Организации Объединённых Наций. Согласно существующим (и, по заверениям служащих ООН, не изменявшимся с 1991 года[124]) критериям для ассоциации[125], для получения такого статуса ОСБ согласилось удовлетворять определённым требованиям со стороны ООН, включая разделение идеалов Устава ООН и популяризацию (всестороннее освещение) деятельности ООН в виде «эффективных информационных программ, посвященных деятельности ООН, посредством публикации бюллетеней, брошюр и информационных листков, организации конференций, семинаров и круглых столов и привлечения к сотрудничеству средств массовой информации». По мнению сторонних наблюдателей (включая бывших членов организации Свидетелей Иеговы), поднявших этот вопрос (что и послужило поводом для статьи в «Гардиан»), данное поведение руководства Свидетелей Иеговы, управлявшего на тот момент Обществом Сторожевой Башни, не соответствовало весьма строгим принципам христианского нейтралитета, изложенным в изданиях организации и было расценено как проявление «двойных стандартов». (В своих публикациях Свидетели Иеговы рассматривают ООН (и её предшественницу Лигу Наций) как «зверя багряного» из библейской книги Откровения, а также «подделку» Царства Бога на земле и «мерзость в глазах Бога», предрекая им гнев Бога и уничтожение; также ООН рассматривается Свидетелями как представитель «высших властей», или «кесаря», которому необходимо повиноваться, но при этом сохранять строгий нейтралитет и не допускать какого-либо добровольного сотрудничества сверх положенного подчинения законам «кесаря»).
На следующий же день[126] после появления статьи в «Гардиан» Общество Сторожевой Башни отозвало свой статус при ДОИ ООН. Как объясняют сами Свидетели Иеговы, в требованиях 1992 года не было ничего противоречащего их христианской вере. Общество Сторожевой Башни не подписывало никаких соглашений с каким-либо отделом ООН. Что касается «информирования общественности о целях ООН», то Свидетели Иеговы широко распространяли и освещали эту информацию в своих печатных изданиях и до 1992 года.
В 1913 году Рассел подавал в суд на The Brooklyn Daily Eagle и Дж. Росса. Как утверждает Уолтер Мартин, он проиграл оба дела.[24]
По утверждению Уолтера Мартина, отстранённый от работы ведущий юрист Общества Сторожевой Башн" Олин Мойл обвинил в 1939 году второго президента Общества Рутерфорда, а также ряд членов Совета директоров Общества, в клевете и выиграл это дело в 1944 году, через два года после смерти Рутерфорда. Суд вынес решение выплатить ему 25 000 долларов.[24]
Оппоненты свидетелей Иеговы утверждают, что в религиозной организации Свидетелей де-факто разрешено обманывать и утаивать правду, если этого требуют интересы организации (в частности, поддержание её имиджа) или если это необходимо для соблюдения её внутрикорпоративных правил. Они ссылаются на упоминаемый в изданиях Общества принцип «стратегии теократической войны» (англ. theocratic warfare strategy), заключающийся в следующем: «враги» организации считаются слугами Сатаны и от них следует скрывать информацию, могущую быть использованной во вред Организации или другим свидетелям Иеговы. Следуя этому указанию, свидетели Иеговы скрывали имена и адреса братьев и сестёр, а также места проведения встреч, от агентов гестапо и КГБ[127]. При этом сами свидетели Иеговы объясняют, что скрывать информацию и лгать — это разные вещи и приводят пример Раав из Иерихона, которая скрывала израильских разведчиков, была «объявлена праведной» (Иак.2:25) и стала прародительницей Иисуса Христа. Свидетели Иеговы отмечают, что в Библии он, её поступок, приводится как пример веры: «Верой Раав, блудница, не погибла с теми, кто не повиновался, потому что приняла разведчиков с миром» (Евр.11:31).
Ряд критиков отмечает недостаточное владение языками, на которых написана Библия[103]. По их утверждениям, никто из членов комитета по Переводу «Нового Мира» не был специалистом по древним языкам. В качестве примера недостаточного владения данными языками руководителей организации они приводят отрывок из допроса Фредерика У. Френца на судебном процессе в рамках так называемого «дела Уолша».
(Из протокола допроса бывшего президента Общества Сторожевой башни Фредерика У. Франца)[103][128]: — Выучили ли вы также древнееврейский?
— Да.
— Для того, чтобы иметь в своём распоряжении достаточные лингвистические возможности?
— Да, для использования в моей библейской работе.
— Вы способны читать и понимать Библию на древнееврейском, греческом, испанском, португальском, немецком, французском?
— Да…
— Можете ли вы самостоятельно перевести это на древнееврейский?
— Что?
— Вот этот четвёртый стих второй главы книги Бытия?
— Нет.Оригинальный текст (англ.)
— Prosecutor:Have you also made yourself familiar with Hebrew?
— Franz: Yes …
— Prosecutor: So that you have a substantial linguistic apparatus at your command?
— Franz: Yes, for use in my biblical work.
— Prosecutor: I think you are able to read and follow the Bible in Hebrew, Greek, Spanish, Portuguese, German, French.
— Franz: Yes. . .
— Prosecutor: Can you, yourself translate that into Hebrew?
— Franz: Which?
— Prosecutor: That fourth verse of the second chapter of Genesis?
— Franz: No.
На тему, можно ли воспринимать этот случай в суде как доказательство некомпетентности Фредерика Френца или сомнительности перевода Нового Мира, продолжаются дебаты[129].
По утверждениям критиков, до 1952 года свидетелям Иеговы было запрещено делать прививки:
«Поскольку вакцинация является прямым вводом веществ животного происхождения в кровяной поток, — по сей причине вакцинация является прямым нарушением закона Бога Иеговы»— The Golden Age, 24 апреля 1935 года. — С.465.[130]
Вместе с тем в США вакцинация от оспы требовалась для посещения школы.
Некоторые СМИ утверждают, что ряд активных членов cвидетелей Иеговы, в том числе занимающих ответственное служение в местных собраниях, многократно обвинялись в развращении малолетних (педофилии).Б.Андерсон, работавшая в писательском отделе Всемирного управленческого центра Свидетелей Иеговы, предоставила суду документы[131], доказывающие, по её мнению, что организация имеет специальный документальный бланк для этих заявлений; базу данных только для внутреннего пользования; сознательно скрывает преступления, принуждает молчать свидетелей и жертв; создало «систему двух свидетелей», которая снижает социальную защиту жертвы при участии в преступлении только 2 человек — жертвы и преступника[132]. По её мнению, принцип двух свидетелей (17:6-7), которым старейшины руководствуются при рассмотрении правовых дел, неприменим к делам, связанным с обвинениями в растлении малолетних. В 2007 году в британских СМИ, в статье о cвидетелях Иеговы, упоминалось о предположении исследователей из США, что число случаев сексуального посягательства на детей в среде cвидетелей Иеговы в 4 раза превышает пропорциональные «показатели» католической церкви[133] (авторы и методика исследования не указаны). С другой стороны обвинения в педофилии выглядят непривычными на фоне того, что основу многих публикаций cвидетелей Иеговы составляет тематика нравственной чистоты.[33]
Общество Сторожевой Башни выпустило целый ряд публикаций о том, как защитить детей от растления.
В заявлении каналу NBC «Общество Сторожевой башни» заявило, что оно «не поощряет и не покрывает действия растлителей малолетних. Наши старейшины отлучают от организации грешников, совершивших это преступление, если те не проявляют раскаяния; случаи подобных преступлений в среде Свидетелей Иеговы редки; организация … не заставляет жертв молчать; члены имеют бесспорное право сообщить властям об этом ужасном преступлении; эти статьи ясно показывают наше стремление оградить детей от сексуального насилия».[134].
10 июня 2009 года Уголовная палата Парижского суда (Франция) признала клеветническими утверждения о том, что свидетели Иеговы якобы покрывают растлителей малолетних[135]. 29 сентября 2009 года Кассационный суд отклонил жалобу мсьё Брара, и решение о его осуждении за клевету вступило в законную силу[135].
15 июня 2012 года жюри присяжных графства (округа) Аламеда, штат Калифорния вынесло обвинительный вердикт в отношении свидетеля Иеговы Джонатана Кендрика, признав его виновным в насильственных действиях сексуального характера в период с 1995-го по 1996 год в отношении 26-летней гражданки Кэндас Конти, которой в то время было 9 лет и чьи родители были свидетелями Иеговы. И теперь Джонатан Кендрик должен выплатить потерпевшей компенсацию в размере 28 млн долларов. 58-летний Кендрик ещё в 1994 году был признан виновным в сексуальных домогательствах в отношении несовершеннолетних, однако отказывался признаваться в изнасиловании Конти. Кэндас Конти в интервью газете The Oakland Tribune рассказала, что в те годы лидеры организации пытались не допустить разглашения практики сексуального насилия в отношении детей, поскольку опасались судебного преследования.[136]
год | книга, фильм |
---|---|
1960 | «Божьи Свидетели» |
1993 | «Идеальный мир» |
2008 | «Два мира» |
Среди религиоведов нет единого мнения о том, к какой группе религий отнести свидетелей Иеговы. Среди разных вариантов есть такие:
Значительная часть представителей других христианских конфессий не считают свидетелей Иеговы ни протестантами, ни христианами в связи с существенными догматическими различиями между свидетелями Иеговы и большинством других христиан.
Сами же свидетели Иеговы считают себя единственно истинной христианской религией, не принадлежащей к какой-либо группе религий, и противопоставляют «истинное христианство» и «отступнический христианский мир». Примечательно, что в США свидетелей Иеговы к христианам не относят. В католических приходах есть даже памятки, предостерегающии о деятельности свидетелей, противоречащей христианским ценностям и догмам.
По мнению ряда исследователей[2][4][6][9][10][11][12][13][14][15][26][27][28][30][139]., традиционных конфессий[140][141] , решению судов различной юрисдикции[142], органов государственной власти[143][144][145][146] и части общественности[147][148][149][150][151][152][153], организацию свидетелей Иеговы следует относить к секте (от адвентистской до тоталитарной и деструктивной). По мнению других исследователей, сектой не является[31]. По другому мнению, первая точка зрения в настоящее время не соответствует действительности, поскольку организация свидетелей Иеговы не подпадает под следующие признаки секты:
Некоторые религиоведы причисляют свидетелей Иеговы к протестантам[154][155], несмотря на то, что они не разделяют основополагающее учение протестантизма о спасении (Sola fide, Sola gratia — только верою и только благодатью). Из принципов протестантизма свидетели Иеговы признают только Sola scriptura[156] («только Писание»), по мнению критиков (утверждающих, что публикации «верного и благоразумного раба», которые основаны на Библии[157], рассматриваются наравне с Библией), в своей особой интерпретации[158]. В 2009 году вышел номер «Сторожевой башни», где свидетели Иеговы прямо заявляют о существенных различиях между ними и протестантами.
Именование «церковь» по отношению к организации свидетелей Иеговы не употребляется ни самими свидетелями Иеговы[29] (взамен они употребляют слова «собрание», «организация»), ни представителями других христианских конфессий. Но иногда такое именование можно встретить в светских справочниках по религиоведению[159].
Рядом исследователей[4][6][9][10][11][12][13][14][15][139], Русской православной церковью[140], Центральным духовным управлением мусульман России[141], представителями Католической церкви[13] и частью общественности[149] организация свидетелей Иеговы относится к сектам (от адвентистских до тоталитарных и деструктивных).
По решению суда Санкт-Петербурга № 2-237 от 4 августа 1999 г. на основании различных словарей и энциклопедий, признано, что слово «секта» в отношении «Свидетелей Иеговы» является правомерным и «не может оскорбить чьих-либо чувств».[142] К такому же заключению пришла экспертиза учения «Свидетелей Иеговы» по гражданскому делу 2-452/99 (Головинский межмуниципальный суд САО г. Москвы).[160] Согласно указанному выше решению Санкт-Петербургского суда от 4 августа 1999 года, организацию свидетелей Иеговы допустимо называть сектой.
В некоторых официальных документах организация классифицирована как «деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ)»:
Однако обвинения в этих документах оспариваются свидетелями Иеговы в судебном порядке, а также — некоторыми исследователями. Так, доктор философских наук, религиовед С. И. Иваненко в книге «О людях, никогда не расстающихся с Библией» оспаривает обвинения в преступлениях изложенных в документах и считает клеветой заявление депутата Государственной Думы от ЛДПР Н. Кривельской и справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» Миссионерского отдела Русской Православной Церкви.[33]
Создатель научного направления по противодействию психическому терроризму, ректор Северного государственного медицинского университета, академик РАМН Павел Сидоров дал определение «свидетелям Иеговы» и другим сектам как «нелетальному оружию массового социально-психологического поражения».— В Архангельске обсудили методы контроля сознания в секте «Свидетелей Иеговы»//ИА «Православие на Северной земле»,01.10.2009 г.
Джозеф Ф. Рутерфорд <…> уступал Расселу в количестве написанных книг, но его власть распространялась на всю организацию. <…> На протяжении президенства Кнорра членство перевалило за 2 миллиона <…> свидетели Иеговы преодолели серьёзные кризисы в президенство Фредерика Френца <…> Милтон Хеншиль пробыл всего 8 лет. Организация переживает время великой перестройки. <…> Дон Адамс, нынешний президент, не обладает достаточным временем, чтобы подчинить руководство Общества.Оригинальный текст (англ.)"Joseph F. Rutherford ... outdid Russell in writing numerous books, but his greatest strength was in the area of organization. ... During Knorr's presidency, membership grew to well over two million. ... Jehovah's Witnesses experienced some serious crises during the presidency of Frederick Franz. ... Milton Henschel served only eight years. The organization experienced a time of great restructuring. ... Don Adams, the present president, has not had enough time to impact the Society's ministry."
— Mark E. Moore, Mark Scott A Humble Defense: Evidence for the Christian Faith // College Press, 2004. — P. 247
— Не при каких обстоятельствах не переливать себе кровь. Это называется поеданием крови. Адепт должен умереть, но отказаться от переливания.
— Нельзя служить в армии. Имеет милитаристический характер. СИ против насилия.
Нельзя принимать участие в выборах, приветствовать главу государства, почитать герб, флаг и гимн страны. СИ почитают только Бога.
— Нельзя общаться с соседями, это мирская блажь.
— Строго запрещается праздновать дни рождения, Новый год и другие праздники, поскольку это мирская суета.
— Нельзя отмечать Пасху, Рождество и другие христианские праздники, поскольку они имеют языческое происхождение.
— Не рекомендуется получать высшее образование. Это отвлекает от служения Богу.
— Нельзя ухаживать за женщиной без цели вступления в брак.— Основные запреты, принятые в религиозной организации «Свидетели Иеговы» (Информация предоставлена «Свидетели Иеговы отняли у меня жену и четырех дочерей!» // Комсомольская правда, 31.07.2009 г.
Ошибка в сносках?: Тег <ref>
с именем «Shvechikov», определённый в <references>
, не используется в предшествующем тексте.
Свидетели Иеговы.