23-10-2023
Рейс 014 FedEx | |
Последствия аварии |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
01:31 EDT |
Характер |
Разрушился при посадке |
Причина |
Ошибка экипажа |
Место | |
Координаты |
40°41′14″ с. ш. 74°10′27″ з. д. / 40.68722° с. ш. 74.17417° з. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Имя самолёта |
Joshua |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути |
Пинанг enru (Малайзия) |
Пункт назначения |
Ньюарк (Нью-Джерси, США) |
Рейс |
FDX14 |
Бортовой номер |
N611FE |
Дата выпуска |
август 1993 года |
Пассажиры |
3 |
Экипаж |
2 |
Погибшие |
0 |
Выживших |
5 (все) |
Изображения на Викискладе |
Авария MD-11 в Ньюарке — авиационная авария, произошедшая в четверг 31 июля 1997 года в аэропорту Ньюарк (штат Нью-Джерси). McDonnell Douglas MD-11F американской авиакомпании FedEx выполнял грузовой рейс FDX14 из Анкориджа (штат Аляска) в Ньюарк, но при выполнении посадки отскочил от взлётной полосы, после чего правая плоскость крыла врезалась в землю и разрушилась. Загоревшись и заваливаясь вправо лайнер перевернулся, разрушился и сгорел. Все находящиеся на борту пять человек при этом успели эвакуироваться и выжили.
Внешние изображения | |
---|---|
Борт N611FE в ноябре 1996 года |
McDonnell Douglas MD-11F (регистрационный номер N611FE, заводской 48604, серийный 551) был выпущен фирмой McDonnell Douglas в августе 1993 года и изначально в грузовом варианте. Его три двухконтурных турбовентиляторных двигателя были модели General Electric CF6-80C2D1F. Авиалайнер получил бортовой номер N611FE и был продан заказчику — американской грузовой авиакомпании Federal Express (FedEx), в которую поступил 22 сентября. Самолёту присвоили также флотский номер 611 и имя Joshua (Джошуа). На день аварии налетал 13034 часа и совершил 2950 циклов "взлёт-посадка"[1][2].
№ | Дата выпуска | Наработка | |
---|---|---|---|
СНЭ | ПКР | ||
1 | 12 июня 1992 года | 14 652 часа, 3384 цикла | 1666 часов, 379 циклов |
2 | 23 августа 1992 года | 14 930 часов, 2681 цикл | 4779 часов, 918 циклов |
3 | 8 сентября 1990 года | 16 950 часов, 3888 циклов | 1259 часов, 284 цикла |
Самолёт выполнял регулярный грузовой рейс FDX14 из Сингапура с промежуточными посадками в Пенанге (Малайзия), Тайбэе (Китайская Республика) и Анкоридже (штат Аляска). Полёт от Анкориджа до Ньюарка проходил на эшелоне 330 (10000 метров) без отклонений, на борту находились два пилота и три пассажира, один из которых сидел в кабине пилотов на откидном сиденье. Продолжительность данного полёта обычно 6 часов 38 минут, но благодаря встречному ветру со скоростью в 45 узлов в этот день полёт должен был быть на 47 минут короче — 5 часов 51 минуту. В 01:02:11[* 1] Бостонский диспетчерский центр управления воздушным движением дал указание рейсу 14 снижаться и занимать эшелон 180 (5,5 км)[5]. В 01:03 командир со вторым пилотом обсудили условия подхода и посадки на полосу 22R. Полоса 22L, которая примерно на 1100 футов длиннее полосы 22R, в тот день была закрыта на ремонт[6]. В 01:14:22 командир попросил второго пилота, чтобы тот предупредил пассажиров о том, что торможение будет достаточно резким. В течение подхода командир дважды предупредил второго пилота, чтобы при посадке использовались только реверсы среднего и правого двигателей, а в 01:16 отметил, что левая посадочная фара не работает. В 01:29 диспетчер дал разрешение на посадку и предупредил о назмном ветре курсом 250° и скоростью 5 узлов[7].
Управлял самолётом при посадке второй пилот, который в 01:30:02 скомандовал применить максимальное торможение, что подтвердил командир. В 01:30:34 командир ответил, что горят все четрые зелёных индикатора выпуска шасси, после чего дал указание выпустить закрылки на 50°[7]. В 01:30:45 при высоте полёта 1200 футов командир отключил автопилот. Воздушная скорость лайнера при этом составляла 158 узлов, а пилоты выбрали скорость 157 узлов (Vref+5). Далее последовательно раздались сигналы предупреждения о высоте 1000 и 500 футов над землёй, а в 01:32:03 второй пилот крикнул о высоте принятия решения (211 футов). В 01:32:09 второй пилот крикнул задействовать тормоза на максимум. В 01:32:18,75 рейс 14 коснулся полосы, но через полсекунды отскочил в воздух. В 01:32:21,62 самолёт коснулся полосы второй раз, а командир со вторым пилотом тут же начали материться, после чего в 01:32:27 раздался звук рвущегося металла[8]. По данным бортового самописца, буквально за секунду до первого касания лайнер на высоте 17 футов (5 метров) и при скорости 152 узла начал опускать нос[9]. После первого касания полосы лайнер приподнял нос и вновь поднялся в воздух на высоту 5 футов. Далее машина перешла в снижение и вновь коснулась полосы, при этом с некоторым правым креном. Через несколько секунд после касания в 01:30:26 на правой стойке шасси лопнули шины. «Дуглас» завалился вправо, после чего правая плоскость крыла врезалась в землю[10].
Вылетевший с полосы вправо самолёт перевернулся и сгорел, но оба пилота и все три пассажира успели эвакуироваться. Оценочная стоимость лайнера составляла $ 112 млн. Полоса также была повреждена, стоимость её ремонта обошлась примерно в полмиллиона долларов[3].
Национальный совет по безопасности на транспорте пришёл к заключению, что виновником происшествия стал командир экипажа, который чрезмерно активно начал управлять лайнером при посадке, в том числе на высоте всего 5 метров опустил нос и увеличил скорость снижения. Из-за этого балансировка самолёта оказалась нарушена, но командир не стал уходить на второй круг. Способствовало аварии и то обстоятельство, что посадка выполнялась на полосу средней длины, а потому экипаж старался выполнить касание как можно ближе к начальному торцу, чтобы иметь больший запас длины на остановку[11].
Авария рейса 14 вместе с катастрофой рейса 80 показана в 14 сезоне канадского телесериала «Расследования авиакатастроф».
|
Авария MD-11 в Ньюарке.