23-05-2023
Алтыпаринское вольное общество лезг. Алтыпара |
||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Столица | Микрах | |||
Язык(и) | Лезгинский язык | |||
Религия | Ислам | |||
Форма правления | Горская демократия | |||
Кавха | ||||
Алтыпари́нское вольное общество — лезгинское государственное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана с 1630 года по 1839 год. Столицей вольного общества было село Микрах.
История Дагестана | |
|
|
Дагестан в древнем мире | |
---|---|
Дагестан в средних веках | |
Дагестан в новое время | |
Дагестан в составе СССР | |
Дагестан после распада СССР | |
История Дагестана Народы Дагестана Портал «Дагестан» |
Содержание |
Алтыпаринское вольное общество располагалось на самом юге Дагестана. Северной границей вольному обществу служила река Самур, с юга Алтыпару ограничивали отроги Главного Кавказского хребта. С запада Алтыпара граничила с Докузпаринским вольным обществом. Восточным соседом общества являлось Тагирджальское вольное общество и Кубинское ханство.
Вольное общество состояло из шести селений: Микрах, Каракюре, Куруш, Текипиркент, Мака, Каладжух.[1]
Алтыпаринское вольное общество было образовано в 1630 году и просуществовало вплоть до присоединения Самурской долины к Российской империи в 1839 году. В отдельные времена Алтыпаре подчинялись сёла Мискинджа и Ихир. В отдельные периоды центр вольного общества находился в Каракюре, Мискиндже, и даже Ихире.[2]
В феврале 1811 года Алтыпаринское вольное общество вступила в подданство Российской империи на следующих условиях: 1) вольные общества признают над собой только власть России, находящейся в Кубе; 2) царская администрация гарантирует сохранность поголовья на зимних пастбищах в Кубе, Шеки и других местах, за что общества обязуются отдавать «с каждой сотни баранов одного в казну»[3] В наше время территория Алтыпаринского вольного общества входит в состав Докузпаринского района Республики Дагестан.
Для обсуждения общественных дел аксакалы всех селений Алтыпары собирались в столице вольного общества — селе Микрах. Будучи столицей, Микрах являлся резиденцией главы вольного общества — Кавхи. Селения Микрах, Каракюре и Куруш имели своих аксакалов и по одному чавушу[4]. Сёла Текипиркент и Каладжух управлялись не микрахскими аксакалами, а макинскими и каракюринскими. Аксакалы в сёлах Микрах, Каракюре и Куруш выбирались не из числа тухумов, а от сельских кварталов. Отличительной чертой Алтыпары в отличие от остальных самурских вольных обществ заключалось в том, что членство в Алтыпаринском вольном обществе не подразумевало под собой военный союз между входившими в него сёлами. Военная помощь друг другу являлась добровольным делом каждого села. Однако, чаще всего сёла оказывали друг другу военную помощь.[1]
Алтыпаринское вольное общество имело моноэтничный состав — во всех сёлах проживали лезгины, исповедовали алтыпаринцы Ислам суннитского толка.
Портал «Дагестан» |
Алтыпара.